Каждан после эмиграции в 1979 - основатель школы византинистики в Думбартон-Оксе, автор авторитнейшего трехтомного Оксфордского словаря по Византии. Нынешние российские византинисты, и православные, и неверующие, очень почитают Каждана и Литаврина. Марксисткие формулы они были обязаны добавлять в свои сочинения. В какой мере они в них верили - болезненный вопрос.
Именно потому, что я знаю обоих ученых как настоящих специалистов, я и стал читать книгу. Ничего нового я из нее узнать не мог, просто думал освежить в памяти, читал немало на эту тему, историю Византии - условно назовем ее так - знаю неплохо.
Но дочитать не смог. Понятно, что марксистские формулы ученые были вынуждены всвтавлять в свои труды,но зачем их сохранять при переиздании? Да и переиздавать зачем? Алетейя - серьезное издательство.
Тарле тоже был вынужден вставлять всякие советские формулы и пассажи в свои книги, но у него это получалось изящнее что ли... Не мешает.
Тарле гораздо более крупная фигура, чем эти двое. Я помню школьный учебник "История древнего мира" для 5 класса. Там буквально про каждое событие сообщалось, что оно способствовало укреплению власти рабовладельцев над рабами. Имена Будды, Конфуция, Сократа, Платона, апостола Павла не упоминались ни разу. Это действительно напоминало настойчивые повторы в речи душевнобольных.
Коля, представь - нет не себя, а какого-нибудь другого человека, как же можно:) - на допросе у прокурора Санчеса, плантации сахарного тростника 18 или 19-го века, это все равно, в английском работном доме или на "нашей" фабрике свинцовых белил, а потом возвращайся сюда и расскажи ещё про "примитивные марксистские формулы и советские агитки". Да, многие из них устарели, например "Die Lage der arbeitenden Klasse in England". Никогда не задумывался, почему именно? Как ты думаешь, Блоку Кр. ГБня (ТМ), наверное, мазуер к виску приставляла, когда он "Фабрику" писал? А Мультатули, наверное, сам Суслов явился во сне, как Вишну-зиждитель трём браминам, и повелел написать "Макса Хавелаара". А среди попов были, конечно, и заведомые не-грабители, можно даже по именам назвать - например, Джон Болл, Томас Мор, Томас Мюнцер. Только их судьба была на удивление одинаковой.
Ну при чем тут Блок? Да и священники разные бывали, тот же Сергий Радонежский, например. Дело не в этом, а в однообразии формул и непонимании роли религии в истории общества.
Понятно, почему так писали. Непонятно, зачем это перепечатывать и переиздавать.
При чем тут Блок? Да очень просто - открываем стихотворение "Фабрика" и читаем. Со смартфона только ссылку давать неудобно. Ещё можешь спросить, при чем тут Джек Лондон? Тоже берём "Железную пяту" и читаем. А роль религии в разные времена была разной - у Серо Ханзадяна в "Звезде надежды" она одна, а у Гашека и, например, Гуса Хэсфорда она выглядит совсем иначе. Правда, Гашека можно притянуть за уши к большевикам, но про второго автора этого сказать не получится - он уж точно не был никаким марксистом, не знал ни русского, ни немецкого языка и никогда не был в СССР.
Comments 8
Каждан после эмиграции в 1979 - основатель школы византинистики в Думбартон-Оксе, автор авторитнейшего трехтомного Оксфордского словаря по Византии.
Нынешние российские византинисты, и православные, и неверующие, очень почитают Каждана и Литаврина.
Марксисткие формулы они были обязаны добавлять в свои сочинения. В какой мере они в них верили - болезненный вопрос.
Reply
Именно потому, что я знаю обоих ученых как настоящих специалистов, я и стал читать книгу. Ничего нового я из нее узнать не мог, просто думал освежить в памяти, читал немало на эту тему, историю Византии - условно назовем ее так - знаю неплохо.
Но дочитать не смог. Понятно, что марксистские формулы ученые были вынуждены всвтавлять в свои труды,но зачем их сохранять при переиздании? Да и переиздавать зачем? Алетейя - серьезное издательство.
Тарле тоже был вынужден вставлять всякие советские формулы и пассажи в свои книги, но у него это получалось изящнее что ли... Не мешает.
Reply
Тарле гораздо более крупная фигура, чем эти двое.
Я помню школьный учебник "История древнего мира" для 5 класса.
Там буквально про каждое событие сообщалось, что оно способствовало укреплению власти рабовладельцев над рабами. Имена Будды, Конфуция, Сократа, Платона, апостола Павла не упоминались ни разу.
Это действительно напоминало настойчивые повторы в речи душевнобольных.
Reply
Коля, представь - нет не себя, а какого-нибудь другого человека, как же можно:) - на допросе у прокурора Санчеса, плантации сахарного тростника 18 или 19-го века, это все равно, в английском работном доме или на "нашей" фабрике свинцовых белил, а потом возвращайся сюда и расскажи ещё про "примитивные марксистские формулы и советские агитки". Да, многие из них устарели, например "Die Lage der arbeitenden Klasse in England". Никогда не задумывался, почему именно? Как ты думаешь, Блоку Кр. ГБня (ТМ), наверное, мазуер к виску приставляла, когда он "Фабрику" писал? А Мультатули, наверное, сам Суслов явился во сне, как Вишну-зиждитель трём браминам, и повелел написать "Макса Хавелаара". А среди попов были, конечно, и заведомые не-грабители, можно даже по именам назвать - например, Джон Болл, Томас Мор, Томас Мюнцер. Только их судьба была на удивление одинаковой.
Reply
Ну при чем тут Блок? Да и священники разные бывали, тот же Сергий Радонежский, например. Дело не в этом, а в однообразии формул и непонимании роли религии в истории общества.
Понятно, почему так писали. Непонятно, зачем это перепечатывать и переиздавать.
Reply
Reply
Блок много чего написал. Например, поэму Двенадцать, где показал революционную народную массу во всей красе.
Reply
Leave a comment