Предыдущая публикация В продолжение темыНе планировал я тогда писать заметку про экс-балерину Волочкову, но попросили. Пришлось уважить просьбу.
Анализ балерины
3 февраля 2011 года
Все-таки понадобился.
Итак
Партийные танцы Анастасии Волочковой
Скандал, разразившийся вокруг балерины Анастасии Волочковой, которая объявила о решении выйти из "Единой России", показал все несовершенство, огрехи и прорехи отечественного партийного строительства. Конфликты между звездами и политическими организациями - это частный случай вечного спора между личным и общественным.
То, что партии и отдельные политики вступают в контакт с известными и популярными деятелями искусства, спорта или еще какими-нибудь знаменитостями, - нормальная мировая практика. Тут вполне возможно взаимовыгодное сотрудничество, плоды которого пожинают обе стороны. Так, кандидаты в президенты США не стесняются поддержки голливудских, эстрадных или спортивных звезд, которые таким образом получают дополнительную рекламу и пиар. Да и в России уже сложилась традиция, когда партии включают в избирательные списки различных селебритиз, то есть известных людей.
Происходит все это, как правило, лишь в период предвыборных кампаний. Артисты или спортсмены - за редкими исключениями - не способны вести кропотливую ежедневную политическую работу, да у них на это и времени нет. Когда же они вступают в партию, то дело может закончиться недоумениями и недоразумениями. Как и вышло у ЕР с Волочковой.
Зачем балерина приобретала партбилет "Единой России" семь лет назад? Вот что она рассказывает об этом в своем блоге: "Я провела десятки масштабных благотворительных проектов для детей и молодежи, хотела создать сеть детских дошкольных учреждений - школ творческого воспитания, привлечь лучших преподавателей, растить будущие таланты и успешных людей - будущее России... Параллельно ходила по кабинетам высших руководителей партии, просила поддержки, искала понимания. Кивали головой, соглашались, что это нужно и… пропадали. Объявлялись только, когда нужно было куда-то сходить, посветиться на фоне партийных баннеров. После этого снова молчание... Оказалось, что меня просто использовали все это время".
Правда, в интервью радиостанции "Свобода" Волочкова излагает другую версию: "Просто у меня реально были тогда другие проблемы, в 2003 году мне важно было спасти свою жизнь, жизнь моей мамы, на которую заводил уголовное дело человек с деньгами, являющийся тоже членом партии "Единая Россия". Так что тут возникает большой вопрос, кто кого использовал - партия балерину или наоборот.
В том-то и дело. Виктор Черномырдин однажды выдал и такой афоризм: "Какую партию мы ни строим - все КПСС получается". Да вся проблема в том, что "КПСС" - не только в структуре, нравах, организационных принципах, но и в головах у многих из тех, кто вступает в современную партию. Как ни странно, в том числе в головах и у таких молодых людей как Анастасия Волочкова, которая могла застать КПСС разве что подростком. Видимо, генетически передалось.
Ради чего в советское время вступали в партию, все мы хорошо помним. Не будем затрагивать эру "комиссаров в пыльных шлемах" и сталинские времена, но в 60-80-е годы ХХ века в этом акте не было никакой идейной подоплеки. Почти никто не верил в социализм или коммунизм. Более того: истово верующих адептов советской квазирелигии в партию обычно не брали, слишком уж они буквально воспринимали ее официальную программу, моральный кодекс строителя коммунизма и так далее.
Зато народ валом валил в КПСС, чтобы сделать карьеру, добиться реализации своих проектов. Подобный прагматизм и карьеризм фактически поощрялся сверху. Беспартийным невероятно трудно, а то и невозможно было пробиться даже на небольшие должности вроде заведующих отделами, не говоря уж о руководящем составе.
Так и в наши дни многие артисты, спортсмены или писатели устремились в ряды "Единой России" ради карьеры, привилегий или различных благ, ради того, чтобы реализовать свои проекты. Как Волочкова, которая прямо говорит, что "ходила по кабинетам высших руководителей партии, просила поддержки, искала понимания". Полагала, видимо, что партбилет ЕР ей поможет. Пыталась даже баллотироваться на пост мэра города Сочи.
Но не нашла поддержки, не встретила понимания, с выборов мэра Сочи ее сняли, регистрировать отказались, да тут еще случилась скандальная фотосессия в стиле "ню", за которую Анастасию получила щедрую порцию критики от некоторых товарищей по партии. Она разочаровалась и решила с партией порвать. Можно понять Волочкову и ей посочувствовать.
Но отказ от партбилета никак не скажется на карьере артистки. Вернее, эти два обстоятельства никоим образом между собой не связаны. Они не пересекаются, как две параллельные прямые в классической Эвклидовой геометрии. Партийность сегодня не играет никакой роли в области балета, оперы, драматического театра других видов искусства. Министр культуры Александр Авдеев - и тот беспартийный.
Поэтому совсем не понятно, зачем надо устраивать такой шум и скандал вокруг рядового события - выхода из партии одной, пускай даже очень известной балерины. Как говорится, "Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?" Вся эта история - не более чем вопрос личной биографии Анастасии Волочковой. И если имеет отношение к политике, то лишь косвенное.
Балерина пытается теперь оправдываться, объясняет: "Мое решение о выходе из партии - это не результат детских обид, что мне в чем-то не помогли и что-то недодали, не бессмысленный бунт... и не желание привлечь к себе внимание". Извините, но в таких случаях знаменитый деятель театра, народный артист СССР (беспартийный, кстати) Константин Станиславский говорил: "Не верю!"
Да Волочкова сама признает: "Я всегда занимала активную позицию, самостоятельно проводила свои социальные проекты. Буду продолжать ими заниматься независимо от партийной принадлежности". У нее есть все возможности для этого. Остается только пожелать ей успеха, и чтобы она проявляла поменьше бурных эмоций по поводам, не заслуживающим таких страстей.
Вперед в прошлое. Мои исторические публикации