О русском театре 1979-1981. Глава 10. Нет повести печальнее в балете

Apr 11, 2023 13:00

Предыдущая глава


Наталия Бессмертнова и Михаил Лавровский - Ромео и Джульетта. Это из другой постановки, более ранней.

На сей раз Большой театр. Гениальный балет Сергея Прокофьева. Версия Григоровича. Почему-то она вызывала споры, уже, честно говоря, не помню, какие и о чем. Но мне тогда очень понравилось.
Балеты долго я терпелНа балеты я часто ходил, но мне нравилось не просто глядеть на балеринок - кстати, весьма сомнительное удовольствие, а смотреть такие балеты, которые представляли собой настоящие драматические спектакли. Вот вроде этого.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.

На уровне Шекспира

С. Прокофьев. Ромео и Джульетта
Балетмейстер - Ю. Григорович, художник - С. Вирсаладзе, дирижер - А. Жюрайтис

На уровне Шекспира - и образы Джульетты, Меркуцио, особенно Тибальта.
И мир трагедии точен. Умная расстановка контрастов, единая декорация - фиолетово-синяя. Цветовая гамма философски продумана. Много розового цвета - платье Джульетты, платья ее подруг, появляющихся во все кульминационные моменты. Цвет мечты, юности, поэзии.



Первый акт. Под знаком вражды. Центральная фигура - Тибальт, предводитель, знаменосец всех темных сил. Энергичен, легок, гибок, пружинист. Каждый прыжок и жест - осмыслены.
Годунов - Тибальт - злой гений трагедии, по характеру близок Яго, истинно шекспировского размаха.
Бал у Капулетти - динамичнее, мускулистее, чем в прежней постановке (имеется в виду знаменитая постановка Леонида Лавровского, которую мне тоже посчастливилось посмотреть, она была по-своему прекрасна, но к 80-м годам несколько устарела по фактуре). Капулетти в балетном костюме, ярок.
Хорошо выполнен кульминационный взрыв первой битвы. Ведущий - снова Тибальт, смелый, воинственный, безжалостный.


Эффект борьбы насмерть

Меркуцио - веселый акробат (М. Цивин), богатая пластика, танец по-ренессансному жизнерадостен и отточен. Много современных хореографических элементов, стоит на голове, припадает на одно колено в шествии.
Воинственная, враждебная музыка бала перемежается нежными аккордами знакомства Ромео и Джульетты.
Н. Бессмертнова более психологична, последовательна, чем в прежнем спектакле (в партии Джульетты я ее видел второй раз).
Сначала шаловливое дитя - штрихом, потом любящая девушка, но развитие продолжится.
Уже в первом акте - чередованием сцен на едином фоне и постоянным присутствием враждующих сил, поэтичности и любви (Меркуцио, Джульетта) и и тибальтовской кровожадности - создан эффект борьбы насмерть, конфликт назревает.


Вот так танцевал Михаил Цивин

В ожидании разрядки

Второй акт. Апофеоз и гибель бесчеловечных сил войны и вражды.
Сцена обручения напоминает "Ангару", в духе трагедии, прозрачная, хрустальная музыка.
Веселящаяся толпа сложно мизансценирована, жесткий рисунок, напряжение растет, дрожаще-нагнетающий ритм. Все время ожидание разрядки (Erwartung).
Бой на площади, смерть Меркуцио, смерть Тибальта психологичнее, естественнее и этим сильнее, эффектнее, чем в балете Л. Лавровского (опять сравниваю с прежней постановкой балета, ставшей классической).
Танец раскованный, живой. Пластика спортивна и классична. Легкость и строгость построений помогает выявлению актерских способностей танцоров.

Ромео вообще заслонен Меркуцио и Тибальтом. Упрощенный танец, А. Богатырев однако подходит к Джульетте Н. Бессмертновой.
Джульетта в основном пассивна, хотя чувствуется разница с первым актом.
Финал - грозная, скорбная, воинственная песнь о смерти. Среди железного великолепия - фигурка Джульетты. Она своею любовью покончила с распрей - жестокой ценой.

Бессмертный танец Бессмертновой

Третий акт. Лиричный, порой камерный, хотя всякий момент камерности в силу оформления становится масштабным и широким. Мысль о цене за конец вражды развита.
Акт состоит в основном из монологов Ромео (В. Гордеев) и Джульетты.
Н. Бессмертнова достигает истинной трагедийности, мужественной и решительной. Она грациозна, воздушна, и одновременно сильна, непоколебима.
Мятущийся танец перед ее мнимой смертью, грезы, сон Джульетты, окруженной розовым облаком ее подруг, и могильный темнеющий свет, звуки смерти.

Ромео В. Гордеева, вдруг заменившего Богатырева (он сломал ногу в тот вечер, и произошла замена, как в футболе), более энергичен, но тоже слаб и не достигает уровня своих партнеров.
Введенные аравийские пляски, шуты задерживают действие. Если они для контраста комического и трагичного, то этот контраст уже был очень мило и тонко подан (сцена Меркуцио и кормилицы, эпизоды с меланхоличным Ромео и его веселым другом).
Момент мнимой смерти - очень внутренне, штрихом, через Париса (М. Габовича). Хотя смерть Джульетты уже состоялась, по-моему. Финал - это смерть Ромео. Уже принявший яд, он несет Джульетту, пошатываясь, но не роняя.

Освобождение в духе Вагнера

Они умирают, их тела, прижавшиеся в последнем объятии, подняты над толпой. Но особого оптимизма не чувствуется, конец спектакля задумчив, Григорович не хочет говорить последнее слово, он объективно показал эту трагедию.
На мой взгляд, есть печать освобождения через смерть - в духе Вагнера. Но поэзию случившегося не заслоняет никакой назойливо указующий перст интерпретатора.
Поэзия и драматизм в очень совершенной, гармоничной форме - вот основные черты балета.
И еще этот спектакль, как всегда у Григоровича, личностен, резко индивидуализирован каждый исполнитель. Наиболее же мощная и темпераментная индивидуальность у А. Годунова - Тибальта, самого запоминающегося персонажа.

Наталья Бессмертнова


Мои дневники
Мои замечания о русском театре. 1979 - 1981

театр

Previous post Next post
Up