О русском театре 1979-1981. Глава 9. Вариации на вечную тему

Apr 09, 2023 13:00

Предыдущая глава


Маргарита Терехова в спектакле "Тема с вариациями"

Терехова мне очень нравилась как женщина, но я ее почему-то сильно критиковал как актрису, судя по моим дневниковым записям. Почему, за что - уже не помню. Впоследствии свое отношение к Тереховой пересмотрел. Но что было, то было.

Театр имени Моссовета. Есть в той моей тетрадке описание только одного спектакля этого театра, хотя ходил я туда часто.
Это была первая постановка Сергея Юрского в Москве после его "эмиграции" из Ленинграда. В принципе, небезынтересный спектакль, хотя и не шедевр.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.

Пьеса с монстровидной структурой

С. Алёшин. Тема с вариациями
Режиссер - С. Юрский, декорации - Э. Стенберг

Спектакль ведут два актера - Ростислав Плятт и Сергей Юрский. Структура пьесы "монстровидна", Алёшин завернул душещипательную историю, взяв сюжеты из "Перед заходом солнца" и "Сирано де Бержерака" и весьма профессионально и органично перенес их на современность.
Включение отрывков из этих двух пьес понятно и естественно, но оно исключает весь алёшинский текст, убивает его.
С другой стороны, отрывки маловаты, хочется, чтобы они были крупнее.
Так что структура противоречива и взаимоисключающа. Однако Р. Плятт пронес одну тему и через свою роль у Алёшина, и через Клаузена и Сирано - чистое и сильное чувство пожилого человека, остроумного и ироничного, стыдящегося своего чувства.
Он далек от каких-либо реальных, земных желаний. Так как этот человек слишком высокой нравственности во всем, он слишком хорош для ХХ века, по-хорошему "старомоден", то есть чист и благороден. Он чувствует свою ответственность перед женщиной, которую любит. И отрывок из Гауптмана - может быть, тайная мечта, согревающая Дмитрия Николаевича.

Любовь - не Роксана

М. Терехова очень сексуальна, притягательна и по-женски обаятельна - сценично. Но ее исполнение очень неровно, лишено общей темы. Моменты подлинного драматизма сменяются претенциозными манерными вскриками. В роли Инкен Петерс она слишком сексуальна, ее тема - желание Клаузена, она ощутимо хочет его. Плятт - Клаузен не неожидан, но серьезный образ.

Коллега Д.Н. - Игорь - С. Юрский, циничный человек нашего времени, практичный и всему знающий цену. Приезжает к Любови Сергеевне (ее играет Терехова), чтобы выяснить, чего она хочет. А она невольно принимает его за Д.Н.
Юрский очень точно проводит следующие за этим сцены, он вне себя, добивается всего, чего надо, от Любы и, лишь уезжая, понимает, что наделал. С ужасом, болью он кричит: "Ты веришь мне?!"
Д.Н. все узнает, и опять, как сокровенное желание, возникла сцена из "Сирано" - Роксана узнает подлинного де Бержерака. С удивительной скромностью и гордостью одновременно говорит Плятт: "Любовь моя, я не любил тебя".
Но Люба - не Роксана, она не узнает подлинного Д.Н., а когда узнает, то в порыве страдания оскорбляет его и уезжает. Потом пишет извиняющееся письмо. На этом все кончилось.

М. Терехова играет Роксану индифферентно, без видимой трактовки. Свою же последнюю сцену проводит хорошо - это один из сильных, искренних моментов.
Плятт свою тему сделал интересней и изучил ее с разных сторон, глубже раскрыл ее в классических отрывках. С. Юрский намного интереснее и многостороннее (не чем Плятт! а чем образ выписан у драматурга. Вот ведь как неточно я выражался подчас) сыграл своего героя, сделал его ярким и довольным типичным, чего почти нет в тексте.

Необязательный спектакль

Юрский как режиссер не проявил себя с самой лучшей стороны.
Присутствие костюмеров, гримеров на сцене не мешает очень, но и не нужно. Это весьма претенциозно и неумно, по-моему. Лучше всего поставлен кусок из "Декамерона", никак не связанный с тканью спектакля. Юрский здесь очень пластичен, выразителен, заставляет вспомнить свои эстрадные чтения. Терехова очень сексуальна и в своей стихии. Плятт же просто отдыхает и ничего не делает.
Если б не актеры, этот спектакль не был бы никому нужен, но и в таком виде его существование необязательно (ни фига себе вердикт!).
Как ни странно, Плятт гораздо живее ощущает и передает дух романтики, рыцарства, чем Терехова, совсем не романтичная, а очень опытная на вид и себе на уме женщина. Чистые создания у этой актрисы не получаются.


Могуч и страшен национальный образ

Мамин-Сибиряк На золотом дне
Реж. - А. Ремизова (по телевизору)

Страсти почти шекспировские, актеры их в клочки не рвут, стараются в меру искренне преподнести.
Н. Гриценко - купец Молоков - в традиции, идущей от мхатовского "Горячего сердца". Могуч, необуздан, нелеп и страшен.
Есть просто драматичные моменты. Гриценко доказывает, что и этому купцу доступны человеческие чувства любви и особенно ненависти.
Прекрасны детали - ремень, вся повадка, каждый жест продуман и отработан. Актер с явным удовольствием бушует, гуляет, орет, пляшет, ни на секунду не перейдя границы естественности. Сильный, не без обаяния, глубоко национальный образ.


Николай Олимпиевич Гриценко в роли Молокова (справа). Пишут, что его в этой роли даже родственники не узнавали

Мои дневники
Мои замечания о русском театре. 1979 - 1981

театр

Previous post Next post
Up