Необязательные мемуары. Глава 8. Мой курс

Aug 08, 2022 13:00

Предыдущая глава


На этой фотографии, сделанной летом 1982 года, запечатлена бОльшая часть моего курса театроведческого факультета ГИТИСа.
Курсы у нас были компактные, не то что во всяких университетах, а девочек было намного больше, чем мальчиков. Такова общая тенденция гуманитарного образования.
О ком-то я расскажу более, о ком-то менее подробно, тут уж как получится, не обессудьте. О тех, кто не попал на эту коллективную фотографию, тоже скажу пару слов. Ну а теперь к делу.

Пойду по порядку, по номерам, так сказать.
1. Катя Юдина. Именно на ее квартире мы тогда собрались отметить окончание института, потому она занимает так много места на фото, заслоняя даже следующую однокурсницу.
Катя - замечательный человек с очень сложным характером, потому что умная и талантливая. В пору учебы в ГИТИСе была демонстративно не уверена в себе, причем вовсе не от показной скромности, а от внутренней неудовлетворенности собой и всем миром, свойственной творческим натурам. Вдобавок отличалась своеобразным изысканным разгильдяйством, и это свойство сохранилось у нее по сей день.
Будучи студенткой, Катя писала умные и тонкие курсовые работы, демонстрируя и зрелость ума, и тонкое чутье, и отменный вкус.
Никогда не берусь судить о других, удалась ли у них жизнь, добились ли они того, чего хотели, так как со стороны это понять невозможно. Катя работала по профессии, в разных театральных музеях, еще раньше мы с ней ездили в командировки по линии ВТО, об одной из них, в Саратов и Вольск, я расскажу в одной из следующих глав.
Сейчас же Катя, как я понимаю, нигде не работает, у нее вырос хороший сын, незаурядный и умный парень, тоже с непростым характером, и у нее прекрасный муж Виталий. С ними обоими я хорошо знаком, мы не раз встречались, выпивали и беседовали, надеюсь, что еще встретимся, желаю им счастья и здоровья, как и самой Кате, конечно, как и всем остальным, не буду каждый раз повторять, и так ясно.
2. Лена Полонская. Выглядывает из-под Катиной левой руки. Лена сейчас проживает в Израиле.
3. Лена Предко. Лена живет и работает в Брянске, хотя родом она из Мурманской области. Ее судьба складывалась не очень легко, было много тягот, проблем и перипетий, причем преодолевать эти сложности помогали Лене многие из однокурсников. Сама Лена, несмотря на все эти удары судьбы, сохранила мужество оптимизма и спокойную решительность, хотя, насколько мне известно, бывала на грани отчаяния. Вроде бы все эти подводные и надводные камни ей удалось преодолеть.
4. Это я, хотя понимаю, что меня трудно узнать. Тут глупо что-то рассказывать, всё можно узнать из этих самых необязательных и бестолковых "мемуаров". А что из них узнать нельзя, того я все равно не скажу.
5. Валера Жадов. С большим трудом напечатал его имя Валера, никогда его так не называл и не называю, а только Моня, впрочем, и он меня называл и называет так же. Почему так сложилось? А фиг знает.
На театроведческий факультет он попал случайно, приезжал поступать на актерский, там сорвалось, и он решил попробовать ткнуться к нам, тем более, что у нас приемные экзамены проходили на месяц позже.
Жадов практически ничего не знал из положенного предварительного курса истории театра, которым снабжали наших абитуриентов, он даже не слыхал про своего однофамильца, главного героя пьесы Островского "Доходное место".
Но это не помешало Эльяшу его принять - он увидел у парня пытливость ума и желание развивать свой интеллект, ну а знания придут, это дело наживное. В конце концов, для того и поступают в институт, чтобы что-то узнать, а если и так много знаешь, зачем учиться?
Правда, учился Моня (не могу его иначе называть!), мягко говоря, неровно. Как истинно творческой натуре ему было неинтересно двигаться четко и твердо по программе, читать обязательную литературу, хотя он, тем не менее, частенько ухитрялся сдавать экзамены на отлично благодаря озарениям и везению. Еще умел поразительным образом попадать в любой театр на любые спектакли, или делая "морду кирпичом" и проходя мимо бдительных и злобных билетерш, или проникая через окна, крыши, подвалы. Несколько раз таким образом проник вместе с ним на спектакли и я.
Мы дружили. Жадов часто бывал у меня дома, мы вместе проходили практику в Ленинграде, и жили вместе у моих родственников.
После окончания института судьба у Мони-Валеры сложилась непросто. Был он завлитом в захолустном Мичуринске, служил в армии в Польше, потом оказался в Ленинграде/Санкт-Петербурге, где переквалифицировался в операторы телевидения, а также в режиссеры, и в результате нескольких чудесных поворотов судьбы оказался в Канаде, где получил гражданство, и тоже работал на телевидении.
Из Питера он пару раз приезжал в Москву, останавливаясь у меня. Но это было мимолетно.
В 2012 году Валера-Моня решил попробовать вернуться на Родину, по принципу "а он, мятежный, просит бури", в надежде найти здесь творческое удовлетворение, прожил тут несколько месяцев, однако постоянной нормальной удовлетворительной работы не нашел. Пришлось возвращаться в Америку.
Несмотря ни на что, Жадов так и остался русским мятущимся художником, который все время ищет, в чем бы себя реализовать, да не всегда находит.
О Жадове и его творческих метаниях можно рассуждать долго. Добавлю только, что он успел написать очень интересную книгу - Путешествие к целителю. Такая дружеская реклама вполне уместна.
А в самое последнее время Жадов увлекся йогой. Ну и молодец.
6. Лена Дунаева. Умница, красавица, звезда нашего курса, не единственная, но одна из самых ярких.
Сейчас Лена - профессор, доктор наук, завкафедрой в Театральном Институте имени Щукина или попросту Щуке. Лена достигла больших высот, и достойна достичь еще и еще бОльших, каких только возможно.
Ее муж - замечательный актер Евгений Князев, служит в театре имени Вахтангова, при этом он еще и ректор Щукинского училища. Однако успевает сниматься в кино. Большой успех имел, например, сериал про Мессинга, где Князев сыграл главную роль.
У Лены был замечательный отец - режиссер Александр Леонидович Дунаев, удивительно порядочный человек, каких мало в мире театра. Когда исполнилось 100 лет со дня его рождения, я о нем чуть-чуть написал.
7. Боря Цекиновский. Ум, честь и совесть нашего курса. В пору учебы я всячески пытался создать некий "культ личности" Бориса Борисовича, что вызывало у него гнев и возмущение.
Ну а если серьезно, Боря всегда был человеком ответственным, порядочным и надежным. Всегда четко выполнял поручения, при этом оставался критически мыслящим гражданином, лишенным всяких иллюзий насчет "социализма".
После ГИТИСа Боря поработал в ВТО/СТД, потом отошел от непосредственного театроведения, писал сценарии для телевизионных сериалов. Я уверен, что и к этой, и к любой другой работе он подходит так же профессионально и ответственно, как ко всему, что он делает.
8. Нина Карпова. Опытная, умная и очень профессиональная дама. Если не ошибаюсь, поступила в ГИТИС с третьего раза, ее упорство было вознаграждено. В результате Нина нашла себя в "отрасли". Работает нынче завлитом в театре Сатиры.
9. Лена Сизенко. Самая талантливая из моих однокурсников и однокурсниц. Никто не умел писать так, как получалось у Лены. Ее курсовые работы, а потом ее статьи вызывали у меня восторг и восхищение.
Отец Лены в ту пору, когда мы учились в ГИТИСе, был очень большим начальником, членом ЦК, сначала первым секретарем Брянского обкома, затем Министром СССР. Но это "номенклатурное" происхождение никак не сказывалось на дочери, причем ей это не стоило никаких усилий.
Лена - одна из немногих наших, кто сохранил верность профессии, работает в ГИТИСе и на канале "Культура".
10. Таня Гулиа. Наш талисман и даже, можно сказать, ангел-хранитель. Все годы учебы мы собирались у нее дома в ее день рождения, продолжаем собираться и теперь.
Таня - истинный герой Абхазии. В тех трагических обстоятельствах, что сложились в 90-е годы, когда Тбилиси развязал войну против Абхазии, ее квартира была превращена в неформальное посольство этой республики, а сегодня Таня работает в настоящем посольстве Абхазии, достигшей независимости в том числе и благодаря ее стараниям.
Никогда не забуду отца Тани - Георгия Дмитриевича Гулиа.
Он был сыном главного абхазского классика, создателя абхазской литературы Дмитрия Гулиа. Наверняка ему было чем заняться - русский писатель, как и другой выходец из Абхазии Фазиль Искандер, младший собрат по перу, которому Георгий Дмитриевич неизменно помогал, член редколлегии "Литературной газеты". Но он неизменно принимал весь наш курс у себя дома в день рождения Тани. Дело шумное, нервное. Сами понимаете - два десятка молодых людей, порой хлебнувших лишку (и я бывал грешен, каюсь), потому что застолье было настоящее, не понарошку, с тостами и самыми разными видами алкогольных напитков.
Георгий Дмитриевич всё это терпел, соблюдал долг гостеприимства.
Боже упаси, я не хочу сказать, что, принимая нас у себя дома, раз в год или даже чаще, Георгий Дмитриевич совершал подвиг. Просто спасибо ему большое и светлая память!! Царствие ему Небесное.
11. Рузанна Мартиросян. Самая музыкальная из нашего курса.
Вспоминается забавное. Был у нас такой предмет - История театра народов СССР. Так вот, азербайджанский театр входил в экзаменационные билеты, а армянского театра там не было. Рузанна по этому поводу возмутилась, и преподаватель Ростислав Афанасьев заявил, что если ей вдруг выпадет билет с азербайджанским театром, она в порядке исключения будет рассказывать про армянский.
Рузанна - прекрасный и светлый человек, работает по специальности, и даже уже стала бабушкой. Хотя остается такой же молодой и красивой. Дай ей Бог всего самого лучшего!
12. Света Потапенко. По прозвищу Пух. Очень умная, тонкая и интеллигентная девушка, родом из Гомеля, сейчас работает в Вологде, регулярно приезжает в Москву, читает лекции по истории русского театра. Ее судьба тоже сложилась не самым простым образом, но Света держится молодцом. Удачи ей!
13. Сережа Коробков. Самый профессиональный из нас - в области театральной критики, он уже в 20 лет писал статьи, как зрелый, повидавший виды мастер, хотя поначалу, на мой взгляд, несколько наукообразно, и, как многие из нас, злоупотреблял звонкими терминами типа "симультанность" или "парадигма".
Сережа твердо держит свою линию, он уважаемый и почитаемый в театральном мире человек, был художественным руководителем Театра Наций, но оттуда его вытеснили при помощи интриг и поставили Евгения Миронова.
В студенческие годы Сергей был моим спутником в мире оперы, он знал ее лучше меня, а я чаще слушал ее в Большом театре и на гастролях других оперных театров. Зато Сережа умеет петь арии и даже дуэты из Верди и прекрасно знает оперный театр изнутри. Он тоже не изменил профессии, так или иначе его деятельность имеет прямое отношение к театру.
14. Ира Зайцева. Еще одна звезда нашего курса, очаровательная и умная. Профессионально у Иры все сложилась хорошо, как она того и заслуживала.
Но безвременно рано ушел из жизни ее муж, режиссер Василий Скорик. Царствие ему небесное! Он был очень хороший человек, даже в мелочах. Помню, как он выхаживал подобранного на улице грача с поврежденным крылом. Почему именно это? Просто так случилось, что именно в те дни, когда он выхаживал птичку, я к ним с Ирой приходил по какому-то делу.
А еще у Иры был потрясающий отец - Михаил Петрович Зайцев. Он долгие был директором театров на Малой Бронной и потом имени Маяковского. Экстраординарный, глубоко театральный человек, таких директоров театра больше не бывает. Михаил Петрович скончался на 93-м году жизни. Был бодр и в совершенно ясном сознании до последних дней. Светлая память и ему, и Васе Скорику.

Вот мы с Коробковым преклоняемся перед Ирочкой Зайцевой.




А вот еще один наш однокурсник, по неизвестной причине оставшийся за рамками коллективного фото.
Витя Гузий. Человек с драматической судьбой. После окончания института мы несколько раз теряли его из вида, потом он вдруг возникал снова и опять исчезал.
Наконец появился недавно и обнаружил себя под Тамбовом, в деревне, с копеечной пенсией (он намного старше всех нас). Мы старались ему помогать, как и чем можем. Но в последние годы он опять исчез, точнее, не подаёт признаки жизни, не откликается на звонки и письма. Хочется верить, что он жив, и это временная пропажа.

Что касается отсутствующих, то я не могу не вспомнить про четверых.
Наташа Давыдова. Теперь она Гутман, но не могу забыть ее девичью фамилию. Горско-еврейская красавица-брюнетка, в которую я был влюблен в первые несколько месяцев учебы. Потом это прошло, сама Наташа теперь в Израиле, регулярно приезжала в Россию, я всегда был рад ее видеть. Хочется верить, что еще сможет приехать.
Света Янчек. Умная, яркая и эффектная девушка родом с Украины, теперь живет в Эстонии, где приобрела подлинный европейский лоск.
Но это еще не всё. Директором Русского театра Эстонии назначена Светлана ЯНЧЕК, которая занимала эту должность в сравнительно недавнем прошлом. Вот ее интервью.


Не знаю, что и как будет дальше. В недружественных странах нынче принято запрещать и уничтожать всё русское, а Эстония - одна из самых люто недружественных. Дай Бог всего самого лучшего нашей дорогой Свете!
Магда Калиновска. Наша полька. Ей не надо было приобретать европейский лоск, он у нее и так был, а также раскованность и полная свобода высказываний, которая, по тем временам, фраппировала и шокировала некоторых педагогов и отдельных однокурсников.
Ира Дранникова. Тоже наша звезда, красавица и вообще чрезвычайно привлекательная девушка. Я ничего не знаю про ее судьбу после ГИТИСа.
Были еще две девочки - Жанна Усенова, которая теперь трудится в министерстве культуры Казахстана и знать никого из нас не желает. Она отличалась, прямо скажем, ограниченностью, доходящей до некоторой тупости. И Лиля Зианурова, про которую я просто ничего не знаю.
Наконец, одна наша однокурсница уже ушла от нас после тяжелой и продолжительной болезни. Лариса Чертенкова, Царствие ей Небесное.

Ну и вот еще одна фотография, где присутствуют все те же, что и на первой, но в другом порядке


А вот еще две фотографии, совсем недавно появившиеся в сети. Их выложила Таня Гулиа, на дне рождения у которой мы собирались каждый год.
Здесь нет меня, так как я фотографировал - как рассказала Таня, хотя я этого уже не помню. Потом мне предложили присоединиться, и чтобы сфотографировал кто-то еще, но я махнул рукой - видимо, из врожденной скромности


А тут есть и я, и те, о которых я написал выше. И Николай Иосифович Эльяш


Моня-Валера Жадов в 2012 году


Евгений Князев в жизни


Боря Цекиновский в 2011 году


Слева направо и вниз. Георгий Дмитриевич Гулиа. Михаил Петрович Зайцев. Александр Леонидович Дунаев в молодости




Необязательные мемуары

личное, коллеги

Previous post Next post
Up