The Tragedy of Hamlet. Трагедия Гамлета

Sep 03, 2021 03:00



Режиссер Питер Брук. Его телевизионный фильм 2002 года, Странный. Мультикультуральный. В роли Гамлета - Адриан Лестер, мулат с Ямайки, "афродатчанин". Соответственно, мулаты - и его отец Гамлет-старший, являющийся в виде призрака (весьма обыденного, обытовленного, так сказать, без всякой мистики), и Клавдий, тем более, что их играет один и тот же актер.
А Офелия - индианка, актрису зовут Shantala Shivalingappa. Правда, Полоний, ее отец, на индуса не похож (актер Брюс Майерс, он же потом еще играет могильщика, очень хороший характерный актер). Зато Лаэрт похож, правда, он же еще и Гильденстерн, и выходит, что оба индусы.
Ну и Гертруда - белая, Наташа Пэрри, жена Питера Брука (ныне покойная, увы), ей было уже 72 года, хотя выглядит она моложе, но трудно поверить, извините, в то, что она - объект страстного желания Клавдия.
Да, Первый актер - вообще японец Yoshi Oida (второй актер - Акрам Хан), и монолог про Гекубу он читает по-японски - или мне это показалось? В любом случае, акцент у половины исполнителей почти чудовищный, я не всегда понимаю, что говорит тот же Клавдий - Jeffery Kissoon.
С другой стороны, Лестер очень чисто произносит непростой шекспировский текст, у него отличная британская театральная школа.
Действие развивается в интерьерах типа японских, без мебели, без декораций, на подушечках и циновках, в основном, и кругом горят свечки. И всё это вперемешку с мелодиями типа индийских, хотя автор музыки - японец. Азиатская стилистика и атмосфера, да и Гамлет-мулат ведет себя периодически, как дикий азиат, например, чуть не задушил Офелию. Видимо, вообразил себя Отелло - шутка.
Но вся эта мультикультуралочка сильно мешает восприятию, откровенно говоря. Питер Брук велик, но некоторые его постановки вызывают у меня удивление. Еще, например, "Вишневый сад", театральный спекталь, что мне случилось посмотреть в 1989 году, о чем я тогда же написал в дневнике.
Теперь вот этот странный, полуазиатский "Гамлет", индо-растафарианский, так сказать, хотя у Лестера это только внешнее, его принц - тонкий, нервный, вспыльчивый, с "нежной кожей", затравленный, зажатый чуть ли не физически. И уж меньше всего "человек действия", мститель из него никудышный, но он иногда взрывается, и весьма яростно, может здорово начудить, о чем я сказал выше.
Режиссер перекомпоновал многие сцены, поменял местами монологи главного героя, а последний совсем не звучит, от него остались лишь два заключительных стиха про bloody thought.
Офелия сходит с ума тоже как-то странно, весьма условно. Зато сцена с могильщиками разыграна вкусно, колоритно, с подробностями.
Финальный бой с Лаэртом поставлен как некое ритуальное действо, очень условное, так как тот же Клавдий совершенно не сопротивляется, когда на него бросается умирающий Гамлет, как будто он решил покончить с собой. На всей постановке лежит отсвет чисто восточного фатализма типа гамлетовского Let be. Кроме того, тут нет Фортинбраса, вычеркнут напрочь, со смертью Гамлета и почти всех остальных как будто заканчивается история. The rest is silence и японская унылая музыка
Еще








image Click to view



Мое кино

кино, хорошее

Previous post Next post
Up