Шестнадцатая страна

Jan 05, 2016 11:05

В моем идеальном мире именно так выглядят границы между странами: табличка, пограничные столбы и все. Ни контроля, ни досмотров, ни постов - свободный открытый мир, поскольку we are one. Разделение людей на национальности, равно как и по другим признакам - позорный архаизм, который навсегда должен остаться на страницах истории где-то между Средневековьем и двадцать первым веком. К сожалению, это тяжело реализовать сегодня - в первую очередь, из-за разницы культур и отдельных правительств. Впрочем, сегодня реальное воплощение моей мечты уже есть - это Евросоюз. И хотя границу (весьма условную) между двумя странами ЕС я уже пересекаю не в первый раз, по-прежнему не перестаю удивляться этой божественной простоте. Не сбавляя скорость с привычных 90 км/ч на загородной трассе, ты внезапно оказываешься в совсем другой стране. Вуаля.


Именно так накануне мы заехали из Эстонии в Латвию - шестнадцатая страна, которую мы посетили вместе.

Это новогоднее путешествие планировалось заранее - нам показалось, что пора претворить в реальность еще одну нашу мечту: отправиться на собственном автомобиле в Европу. И вот, первого января в одиннадцать утра, мы тронулись, едва проснувшись, позавтракав и придя в себя после праздника. В качестве цели путешествия была выбрана Рига, столица Латвии. Как одна из наиболее доступных европейских столиц - и с точки зрения расстояния от Москвы, и с точки зрения уровня цен при нынешнем катастрофически низком курсе рубля.

1. Утро первого января - лучшее утро в году. Длится оно, кажется, бесконечность. Большинство не просыпаются в этот день раньше полудня. До тех пор на улице тишина, вокруг ни души, в лучах время от времени выглядывающего солнца блестит нетронутый снег, который равномерно лежит и на дорожках, и на проездах - несколько часов к ряду здесь никого не было, ты первый. Мы собрались за час или полтора, закинули в багажник чемодан, в салон - плед и еду (первого января не стоит рассчитывать на кулинарный рай на дорогах), согрели машинку (утро было очень холодным), и тут же тронулись в путь.


2. Москва была практически безлюдна. На дороге, естественно, были автомобили, но такие пустые МКАД и Ленинградку я не видел прежде ни разу. И это так здорово! В такой Москве можно было бы жить :) Снимок сделан на МКАДе перед Красногорском (силуэты высотных домов впереди, в морозной дымке). Обычно здесь всегда затрудненное движение.


3. С МКАДа мы съехали на Новую Ригу - скоростное шоссе в сторону Волоколамска, на запад. Отличная дорога, но достаточно скучная. Первые километров сто - бесконечные элитные поселки и глуповато звучащие названия на английском типа "Chornaya Bloshka Family Club". Ехали и ржали :) В Волоколамске трасса сузилась до одной полосы в одну сторону, и превратилась из скоростной (с ограничением скорости 110 км/ч) в обычную загородную (максимум 90 км/ч). Единственное - тут, в отличие от петербургской трассы, почти нет белых знаков при въезде в город, - соответственно, замедляться до 60 км/ч не приходится.


4. Машины на дороге были, но все же совсем не много. Полиции не было вообще. Хотя изначально мне казалось, что патрули будут на каждом перекрестке - все же Россия, Новый Год, наверняка многие пренебрегут запретом на вождение в нетрезвом виде. Впрочем, не оправдался мой страх и насчет пьяни за рулем. Во всяком случае, неадекватные водители по пути не встречались.


5. Новая Рига, как я уже говорил, трасса скучная. По пути практически никаких приличных городов, инфраструктура на нуле. Из перекусить - один Макдоналдс, да и то в Ржеве, то есть с трассы нужно съезжать и петлять по этому небольшому городишку. Весь маршрут - вот такие вот исконно русские пейзажи без конца и края, да бесконечные вывески, направляющие к братским могилам времен Второй Мировой, которых здесь ужасающе много, гораздо больше чем населенных пунктов.


В конечном итоге, такой расклад оказался даже к лучшему. Я проехал все расстояние на одном дыхании лишь с несколькими короткими техническими остановочками на заправках, каждая не дольше пяти минут. По Новой Риге мы ехали порядка шести часов, затем, перед самой границей с Латвией, повернули направо, в сторону Пскова. Решено было ехать в Ригу не напрямую, а предварительно заехав, погостив у Иванкиных родителей в Изборске, это у самой границы с Эстонией, на трассе, соединяющей Петербург и Ригу.

Автомобилем - тем, как он вел себя в путешествии, я очень доволен. Ни одной поломки, ехать было крайне комфортно, так еще и экономично! Более семи сотен километров из Москвы до Изборска проехали на одном баке без дозаправок. Стоимость целого бака на Volkswagen Polo - примерно 1600-1800 рублей ($22-24 примерно) в зависимости от заправки (на Лукойле сейчас большие скидки и там получается дешевле всего). Стоимость билета на поезд Москва-Псков - от 1186 рублей за плацкарт и 3399 за купе. На автомобиле от Москвы до Пскова мы ехали примерно 8 часов, поезд тошнит от 12 до 16 часов.

Единственное нарекание - дворники. Я чуть не повесился с тем, что при температуре -15 они напрочь замерзают, и стирают с лобового стекла грязь и воду лишь частично. По российским дорогам без дворников даже в лютый мороз, как оказалось, ехать невозможно. Из-за реагентов и грязи, любая обогоняющая машина обдает тебя тоннами гадости - настолько, что порой ты вообще перестаешь что-либо видеть. Тут бы сразу включить дворники - но нет, мои меня не спасали практически вообще. Первое время я постоянно останавливался, чистя стекло вручную, потом, на одной из заправок мне подсказали попробовать сильно поприжимать резинки к стеклу, параллельно щедро опрыскивая его незамерзающей омывайкой и, естественно, включив подогрев и горячий обдув стекла. В итоге помогало, но на каждый процесс чистки приходилось изводить эдак 200-300 мл омывайки. Очищалось очень медленно.

6. В Изборске как всегда было душевно, дико красиво, но в этот раз - сильно холодно. С Иванкиными родителями всегда комфортно и весело.


7. У них красивый домик в живописнейшем месте - это вид с крыльца на башни древней крепости.


8. У родителей мы провели полный день - выезд в Ригу был запланирован на утро 3 января. Рассчитывали выехать в девять, тем самым сумев избежать очередей на границе (многие едут в Прибалтику из Петербурга и Москвы, и приезжают ближе к десяти-полудню - тогда и начинаются очереди). Выехали по расписанию. На улице потеплело, но с самого утра зарядила сильная метель, в миг превратившая трассу в белую целину, и серьезно осложнив движение. Ах да, фотография сделана почти в девять - в это время во Пскове темнота и мрак, еще только сумерки!


Границу, как и рассчитывали, прошли очень быстро. На российской мы были вторыми, на эстонской - наверное, пятыми из-за пересменки. Проезжать в ЕС на автомобиле достаточно просто. Все, что нужно заранее - обзавестись так называемой "зеленой картой" - страховкой на случай ДТП, которая действует в странах Шенгенского соглашения.

На российском КПП не спрашивали ничего кроме свидетельства о регистрации ТС (называя этот документ техпаспортом) и загранпаспорта. Первая остановка - перед самым въездом. На российском КПП "Шумилкино" сотрудники необычно приветливы и вежливы. Очень приятно! Перед самой первой будочкой со шлагбаумом необходимо остановить машину, водителю выйти и подойти к окошку. Быстрая проверка документов, шлагбаум открывается и можно ехать дальше - к главному зданию КПП.

У главного здания КПП у первой будки сначала предъявляешь те же документы, затем из помещения выходит сотрудник таможни, просит открыть все двери и багажник, и осматривает автомобиль.

Забавно, но у следующей будки просят то же самое - снова осматривают машину (не понял смысла), а к будочке теперь нужно подходить и водителю, и всем пассажирам с документами. У водителя смотрят свидетельство о регистрации ТС (права никого нигде не интересуют) и загран. Документы сразу не отдают: после осмотра машины просят сесть внутрь и подождать. Спустя несколько минут окошко открывается, водителю возвращают документы и желают счастливого пути. Все, следующая остановка - Эстония! Или дьюти-фри. В зависимости от ваших планов :) Дьюти-фри, кстати, есть только по пути в Эстонию, в обратном направлении заехать не выйдет.

Еще раз поделюсь своими приятными впечатлениями от приветливости российских пограничников на КПП "Шумилкино". Вообще в Псковской области, в целом, народ небо и земля, если сравнивать с Центральной Россией. Не понимаю, почему так. Большинство людей приветливы, всегда стараются помочь, очень много непьющих даже в новогодние праздники, люди просты в общении и располагают к себе - даже в самой глухой деревне на какой-нибудь безымянной АЗС. Этим мне Псковщина очень нравится.

Тот парень, что осматривал на границе машину, приветливо поинтересовался, откуда и куда едем. Узнав, улыбнулся и спросил:

- В Москве совсем скучно, раз вы так далеко в Ригу собрались?

Я развел руками и кивнул - как по мне, так российская столица зимой унылейшее место на свете.

- Ну правильно, - согласился пограничник. - Вообще пока можно, нужно по миру попутешествовать, посмотреть все.

С этим утверждением я согласен на все сто процентов, поэтому улыбнулся в ответ и сказал:

- Вам вообще прекрасно, вы живете у самой границы - можно хоть каждый выходной ездить.

- Вообще-то нет, нам запретили, - грустно ответил пограничник, и тут я вспомнил про все эти маразматичные законы российского правительства. Посочувствовал своему собеседнику, вспомнил, что в этот ад могут затянуть всех без разбора в любой момент, и, в смятенном состоянии вернулся за руль.

Дальше нас пропустили, и через мгновение мы оказались в Эстонии.

Несмотря на то, что попали в пересменку, прождали в очереди не больше десяти минут. У эстонцев на КПП грандиозный ремонт, но несмотря на это, все чистенько, ухожено, ребята работают четко. Пассажирам не нужно даже выходить из машины. Офицер погранслужбы общается только с водителем: проверяет документы его и пассажиров: загранпаспорта, страховки, свидетельство о регистрации автомобиля, "зеленую карту" на авто, потом осматривает машину со всех стороны (нужно открыть двери и багажник), забирает документы и пропадает в вагончике, где временно расположен офис погранслужбы Эстонии. Через пять минут через окошко выдают уже готовые документы с проставленными печатями, и желают счастливого пути. Ура! Мы в Эстонии! Мы в Евросоюзе!

9. За границей погода лучше не становится - снег продолжает валить, от дорог почти ничего не осталось, но мой Volkswagen Polo на шипованной резине Nokian Nordman держится вполне себе уверенно. По загородным трассам лимит скорости - 90 км/ч, порога терпимости нет, поэтому еду строго с этой скоростью. С ветерком - особенно если сравнивать необходимость снижать скорость до 50 км/ч в населенных пунктах.


10. Природа превратила все вокруг в зимнюю сказку. Водителю следует ехать осторожно в такую погоду, требуется повышенная концентрация, но в Эстонии проще - здесь нет сумасшедших идиотов, гонящих по встречке со скоростью света - поэтому спокойненько едешь вперед, будучи уверенным в своей безопасности.


11. Если ехать в Ригу напрямую с КПП "Шумилкино", то въезжаешь в Латвию буквально через 15-20 минут после того, как оказываешься в Эстонии. Здесь главное держать ухо востро и камеру наготове, чтобы не пропустить ту самую границу двух стран, ведь в Европе границы - понятие весьма условное. Мы внимательно следили за навигатором, и в обозначенном месте действительно из снежного занавеса впереди появилась широкая площадка с десятками фонарей. Совершенно пустынная, никого вокруг.


12. Пролетаем пограничный столб и вывеску, извещающую о том, что мы въезжаем на территорию другой страны.


13. На эстонской стороне никаких следов границы уже нет, на латвийской остается заброшенный КПП.


14. Все. Дальше - Латвия. Разница между странами чувствуется. Первое - дороги. В Латвии они сильно хуже. Машина постоянно подпрыгивает, несмотря на мягкую подушку из снега. В Эстонии дороги идеальные по сравнению с этим. Второе - дома, заправки, ограничители, остановочные павильоны. Первый час из двух в пути нам казалось, что Латвия осталась в совке, и практически ничего с тех пор не делала. Ближе к Риге ситуация меняется к лучшему.


15. Цивилизации нет, как и в России, практически до самой Риги. Минут за 40 до пункта назначения, в Сигулде, встречаем первое дуновение цивилизации - торговый центр, где можно перекусить и сделать техническую остановку. Наконец-то!


16. В Сигулде же отмечаем десять тысяч километров пробега на Volkswagen Polo, который я купил 1 октября в прошлом году. Ура!


17. До Риги, кажется, остается всего ничего, но на самых подступах к городу мы попадаем в настоящую снежную бурю! Никогда не видел еще такого снегопада в своей жизни - настолько же интенсивного и долгого.


18. В час дня внезапно стало так темно, будто сейчас сумерки. Снег шел неистово, снизив видимость до десяти метров впереди.


19. Дорогу занесло в считанные минуты, колея пропала, превратившись в сплошную целину. И вот здесь уже зимняя резина была совершенно бесполезной. Машину то и дело мотало из стороны в сторону, из-за чего пришлось снизить скорость до сорока. Ехать было действительно страшно - тем более, что так вышло, что в потоке я был первым - остальные следовали за мной. Да-да, из трех полос все предпочитали ехать по одной, друг за дружкой, еле-еле.


Еще то водительское испытание!

Чудом доехали до Риги без происшествий. И уже с первых же минут были поражены красотой этого города. Сразу скажу, я даже и не думал, что здесь так круто! Рига - это такая уютная, лишенная толп туристов и не коммерциализированная от А до Я Прага. Какие здесь дома! Как здесь уютно! А какой красивый центр!

Если к этому всему добавить приветливых людей, то, что на русском здесь говорят почти все (никакого языкового барьера) - получается беспроигрышное направление для путешествий.

Мы очень рады оказаться здесь, и точно знаем, что будем возвращаться сюда еще и еще. Не зря бывшая команда "Ленты" выбрала именно этот город для своего нового проекта :)

Подробнее о Риге - в отдельном посте, который обязательно подготовлю в самое ближайшее время.

С праздниками вас, друзья!

Понравилась статья?
Лучшее "спасибо" - "лайк", репост или ссылка, отправленная другу. Хотите помочь стать этому блогу более популярным? Не забывайте рекомендовать его и добавляйтесь в друзья, чтобы не пропустить следующие обновления!

фото, Латвия, canon eos 1100d, путешествия, автопутешествия

Previous post Next post
Up