Елабуга в январе: первые впечатления, исторический центр

Feb 08, 2014 14:51

Начало года выдалось жарким у меня на работе. Сразу несколько больших проектов перешли в активную фазу, в связи с чем в первые же дни 2014-го руководство отправило меня одновременно в две командировки подряд. Первым стал Татарстан - республика, входящая в состав России, расположенная почти в тысячи километров к востоку от Москвы. Мне посчастливилось как следует посмотреть лишь один город, однако полученных впечатлений вполне хватило на то, чтобы накатать здоровенный пост.


Ко всему в России, что находится вдали от Санкт-Петербурга и Москвы, изначально относишься настороженно. Бывшая империя переживает сейчас не лучшие времена, поэтому вдали от столиц, в первую очередь, ожидаешь увидеть разруху, процветающее пьянство и невежество. Собирая чемодан перед поездкой в каждый новый город готовишься к худшему - может поэтому в большинстве случаев реальность несколько превосходит ожидания в лучшую сторону.

В случае с Татарстаном, отличие увиденного от ожидаемого, вне всяких сомнений, было грандиозно. Из аэропорта Бегишево я улетал обратно, в столицу, преисполненный целым букетом отличных впечатлений и твердым желанием вернуться еще. Никоим образом не претендую на объективность - за столь короткий срок да еще и будучи в бизнес-поездке (а значит катаясь на такси, проживая в представительских гостиницах) сложно узнать настоящее, суть посещенных мест. Впрочем, значение первого впечатления тоже не стоит преуменьшать. Так что выложу все как есть, вооружившись фотодоказательствами, а вы уже читайте, смотрите и сами делайте выводы - не забывайте только делиться ими со мной в комментариях :)


Перелет
Если твой путь лежит из российской столицы в окрестности Елабуги и Набережных Челнов, самый верный способ туда добраться - авиаперелет. В плане транспорта региону достаточно повезло - еще в советское время вблизи крупнейших промышленных центров Татарстана, к числу которых дополнительно к перечисленным выше городам принято относить Менделеевск и Нижнекамск с их нефтеперерабатывающим и химическим производствами, построили небольшой аэропорт Бегишево. Сегодня спрос на него зашкаливает - все благодаря настоящему буму развития промышленности в этом регионе. Бегишево принимает рейсы из Москвы и Питера, Екатеринбурга и Новосибирска, Нового Уренгоя и Нижневартовска. Прямое регулярное воздушное сообщение у этого крошечного татарского аэропорта есть со Стамбулом, Шарм-Эль-Шейхом и Душанбе.

Лично мне удобнее всего было лететь из Шереметьево “Аэрофлотом” - во-первых, потому что от дома до этого московского аэропорта мне рукой подать - всего 10-15 минут на машине, во-вторых, потому что именно оттуда есть достаточно удобный рейс “Аэрофлота”, о котором все чаще и чаще в последнее время отзываются как едва ли не об одной из лучших в плане сервиса и безопасности авиакомпании мира.

1. Вид из зала ожидания вылетов терминала D Шереметьево.


В Шереметьево я очень частый гость - из-за того, что Иванка работает здесь в отеле, в местных кафешках продавцы и бариста меня уже знают в лицо и делают скидку как постоянному гостю :) Так что ничего особенно нового для себя в терминале я не заметил - кроме потрясающего вида, открывающегося с подъезда ко входу в зал вылетов на втором уровне у терминала D. Как-нибудь заскочу туда и поделюсь с вами фотографией - тогда что-то ступил, не сделал - было холодно, и я переживал, что не успею на свой рейс, если замешкаюсь.

Посадку на рейс до Бегишево объявили точно по расписанию, а в автобусе, доставившем нас от гейта до самолета оказалось, что едва ли не треть от общего числа пассажиров - мои знакомые - сотрудники Форд из Питера и Кельна.

2. Распространенное мнение о том, что "Аэрофлот” эксплуатирует исключительно новые самолеты - совершенно верно. И туда, и обратно мы летели на Боинге, благодаря белоснежной обшивке которого, свежести сидений из пластика и искусственной кожи, а также соответствующего запаха, чувствовалось, что из сборочного цеха производителя его выпустили совсем недавно.


Обслуживание - раз на раз не приходится. Когда мы летели из Москвы в Татарстан, среди стюардесс была старая тетка с характером советско-одесской продавщицы-кондукторши и манерой тактично нахамить дорогим пассажирам. На обратном пути же нас обслуживали очень милые девушки, которые даже согласились записать видеопоздравление подруге моего случайного знакомого - нас посадили вместе с этим парнем в самолете, и как-то само собой мы разговорились. Мой собеседник оказался весьма интересным человеком - консультант SAP, которого частенько бросают десантом к клиенту в Татарстан. Кто знает, глядишь, как-нибудь еще и пересечемся с ним в командировке.

image Click to view



Аэропорт Бегишево и самое первое впечатление от Татарстана
Моим самым первым впечатлением от Татарстана было что-то вроде “Боже, куда я попал?!!” Аэропорт Бегишево, а если быть точнее - его зал прибытия, больше похож на какой-то ангар, находящийся в заброшенном состоянии на протяжении эдак парочки последних десятилетий.

3. Общий вид на аэропорт Бегишево.


4. Внутри - прожигающий холод, ведь двери нараспашку, а отопления в помещении нет, старинный бетонный пол и пластиковые сиденья из 1970-1980х (не думал, что такие где-либо еще сохранились), здоровенные, помутневшие от времени и грязи, все в ржавых разводах окна. Посреди какими-то досками было огорожен прямоугольник, в который завозили выгруженный из самолета наш багаж. За чемоданами пускали по одному, на входе стояла сотрудница аэропорта и полицейский. Прежде чем вывезти или вынести свой багаж, требовалось предъявить свой паспорт и багажный талончик. Служащая сравнивала информацию на талончике с паспортными данными и ярлыком на багаже. Только после этого злосчастный зал прилетов можно было покинуть.


5. Как только багаж привозят, дверь в огражденный прямоугольник открывают и приглашают пассажиров зайти внутрь. Те дисциплинировано выстраиваются в очередь и продолжают ждать, переминаясь с ноги на ногу - к тому моменту, когда ты, наконец, забираешь свой чемодан, ты начинаешь уже похрустывать - на одежде иней.


6. У выхода новоприбывших поджидали мужички-таксисты. Не знаю, сколько берут местные бомбилы за проезд с граждан, но в Питере подобные типы просят пять штук ($150) за то, чтобы довезти тебя 10 километров - из аэропорта до центра.


7. После такого выхода ожидаешь увидеть снаружи Припять или Чернобыль. В итоге видишь просто густой хвойный лес, отделяемый от тебя здоровенным сугробом и небольшой парковкой.


8. Конечно, драматизировать может и не стоит - Бегишево сейчас активно реконструируют, и обещают превратить в скором времени из воздушных ворот тайги и темного леса в аэропорт европейского класса. Не зря ведь он международный. Зал вылетов вот, например, уже преобразовали, и там очень даже ничего.


9. Глядишь, и соседний сарайчик скоро превратят в настолько же цивилизованный зал для пассажиров.


Единственное - о реконструированном зале вылетов в тот вечер я не знал, поэтому картина получилась однобокой и намекающей на то, что дальше может быть хуже.

Положительные моменты
Первое знакомство с Татарстаном, как вы сами только что могли убедиться, получилось не из лучших. Масла в огонь подлили слова моего коллеги, который вызвался организовать мне трансфер из аэропорта до гостиницы в Елабуге. Заказав такси, тот мне отзвонился: “Пока еще точно не знаю, но тебя будет встречать Матиз или 99-ка”.

В итоге встречал Матиз - из него мне навстречу выпорхнула юно выглядящая стройная девочка с выразительно черными волосами, которые выдавали в ней татарку, не смотря на ее уверения в дальнейшем, что сама она русская, и родители у нее откуда-то из России, и бабушки, и дедушки. Девушка была одета в теплый пуховик, на ногах - теплые гольфы с национальным рисунком, пушистые сапоги а-ля угги. Юная автомобилистка пригласила сесть внутрь, и мы отчалили.

Прежде чем выехать с территории аэропорта мы потратили еще минут пятнадцать на то, чтобы разобраться с паркоматом, который установили здесь совсем недавно - видимо, в рамках уже упомянутой реконструкции - естественно, не снабдив его достаточным FAQ или ассистентом, который помогал бы на первых порах водителям. Но как только адовая машина была покорена, и, наконец, выдала девчушке нужную карточку, мы тут же проехали шлагбаум и внеслись на шоссе.

Автодороги в Татарстане - это просто нечто. Первое время, пока мы неслись по этим широченным автострадам с широким газоном-разделителем встречных полос, мне казалось, что я очутился в Египте, в котором внезапно приключилось глобальное похолодание. Со всех сторон нас окружали бесконечные просторы заснеженных лугов и полей, кроме нас на этих здоровенных автобанах не было практически никого. Повсюду указатели, через каждые эдак пять километров поворот на какой-нибудь крупный город. Больших городов, кстати, в округе очень много. В районе Набережных Челнов можно спокойно прожить всю жизнь, так особо никуда за его пределы и не выехав - всего хватает для новых впечатлений и разнообразия тут, на месте.

От Бегишево до Елабуги ехать около часа. За это время мы успели разговориться сначала с девушкой, а потом и с парнишкой-татарином, знакомым автомобилистки, подсевшим к нам чуточку позже. С первых же мгновений я открыл для себя главную прелесть республики - ее людей. Их простота, открытость, приветливость - вот эти три качества я бы связал воедино и назвал главным преимуществом Татарстана. Я долго не мог понять, что именно меня так удивляет, впечатляет и притягивает к местным. Только немногим погодя ответ стал очевидным - отсутствие понтов, простота. Те случайные люди, которых мне довелось встретить - таксисты, продавцы, официанты, коллеги с челнинского и елабужского заводов, казалось, ни секундочку не пытаются казаться теми, кем они на самом деле не являются. Ни у одного из тех, с кем я общался, не было видимого желания спрятаться за маской суровости или надменности, или важности, или еще чего другого. Все были просты, открыты, улыбчивы. Любезничали даже обычные рабочие на заводе, регулярно разбавляя свою речь словами “пожалуйста” и “спасибо”, а не другими нецензурными, как это принято, чего уж греха таить, в Европейской России.

Миниатюрная девушка за рулем, умело вписываясь в повороты, при этом даже раз за разом вводя крошечный автомобиль в небольшой управляемый занос, рассказывала о повседневной жизни жителей Елабуги. Зарплаты, чего уж греха таить, совсем маленькие, тысяч 6-10 ($200-300 - это при том, что в Москве средняя выше $1300, в офисах крупных корпораций получают не меньше $2000). 15 тысяч ($500) за тяжелый труд на фордовском конвейере считается едва ли не показателем состоятельности и абсолютным успехом, которого мало кому удается добиться - со слов девушки, чтобы попасть на завод нужно иметь знакомых “где нужно” - так просто никого не берут, да и вообще большинство специалистов перевозят сюда из Петербурга и Москвы. Но жизнью моя спутница, как оказалось, все равно очень довольна. Не смотря на свои юные годы, девушка - вполне состоявшаяся частичка общества: работает на основной работе - в детском учреждении психологом, заодно подрабатывает таксистом время от времени, еще она жена и даже мама, вот так вот. Бюджетникам в Елабуге хоть и платят совсем чуть-чуть, зато всячески пытаются поощрять: “Вот, - говорит мне автомобилистка, - например, нам подарили билеты на Универсиаду, которая была в том году в Казани. Сейчас, с Сочи обещают помочь”. “Поедете, если дадут?” - интересуюсь я. “Конечно”, - не задумываясь, резюмирует девушка. - “Сяду на эту же самую машинку и поеду, тут не так уж и далеко то, особенно если с кем-то”.

Еще одно положительное качество, которым отличаются местные жители - негативное отношение к алкоголю. За неделю, что я жил в Елабуге, я не видел ни одного так называемого “синяка”. Потом даже спросил у водителя такси, когда возвращался в пятницу обратно, в Бегишево:

- А что, у вас действительно не пьют, или мне просто показалось?

- Ну чего, кто-то пьет, конечно, - пожал плечами Зульфат. - Но таких мало. Если ты будешь по улице шастать пьяным, и тебя увидит… эта… милиция - они сразу заберут тебя в вытрезвитель. У вас же вытрезвителей нет?

- Неа, - сказал я. - Ну точнее как, еще лет десять назад были, но потом от них отказались.

- Ну воооот, - протянул Зульфат. - У нас тоже их закрыли тогда, но совсем недавно снова открыли. Да и ислам запрещает пить, а здесь мусульман много - может половина.

Возможно, именно благодаря отсутствию алкоголя, а может в силу какой-либо другой, пока непонятной мне причины, люди здесь, особенно простые, гораздо менее озлобленные и заметно более дружелюбны. Нет вот этой популярной нынче в России попытки казаться Рембо из одноименной киноленты. У нас ведь, согласитесь, даже говоря о чем-то приятном и позитивном многие стараются морщится, делать кислую гримасу и вещать грустным либо даже слегка озлобленным голосом. Ну разве я не прав? Человек просто лишенный этой дурацкой привычки в окрестностях Москвы - уже находка!

Но симпатичные, простые, открытые люди - не единственное приятное открытие, которое меня ожидало в Елабуге. Изначально, имея опыт поездок в русскую провинцию, я готовился к худшему - разбитым дорогам, разрухе, обветшалым домам и спартанским условиям жизни. Аэропорт Бегишево даже подтвердил слегка мои худшие опасения :) На деле все оказалось совершенно иначе. Елабугу я теперь буду ставить в пример, когда доведется говорить о том, как может быть интересен и благоустроен маленький провинциальный русский городок за пару сотен километров от регионального центра.

О настоящей трехзвездочной европейской гостинице в Елабуге - отзыв об отеле Алабуга Сити
Отель стал, пожалуй, первым и, соответственно, самым главным разубеждением моих ожиданий увидеть разруху в Елабуге. Расположенная в стороне от оживленных дорог, окруженный недавно восстановленным Александровским садом - уютнейшим местом и одним из главных достоприемчательностей Елабуги, гостиница и внешне, и, тем более, внутри целиком соответствует моему представлению об уверенных трех европейских звездах.

10. Не совсем удачная архитектура, скорее напоминающая типовой проект в постсовковом городе, изрядно компенсируется качественной отделкой и стеклянными стенами лобби. Северный фасад.


11. На входе тебя никто не встречает, но ничего другого и не стоит ждать от "троечки". Будь мы в Европе, я бы назвал "Алабуга Сити" заурядным, ничем не выдающимся отелем. Но поскольку мы сейчас говорим о русской глубинке - отзываться от гостинице я буду очень хорошо.


12. Я много думал о том, что меня ждет там, за тысячу километров от Москвы - в Елабуге. Чаще всего, заочно, и, тем более, после грустного знакомства с Бегишево, я ждал панельную пятиэтажку, больше похожую на старую советскую общагу. О подобном интерьере, больше характерном бутик-отелям, даже и думать не доводилось. Каждый этаж "Алабуга Сити" раскрашен в подобную полоску, стены подсвечиваются с помощью встроенных в пол ламп, меняющих цвета: с красного на синий, с синего на зеленый и так далее.


13. Что еще мне особенно понравилось в гостинице - так это номер. Обычный стандарт в "Алабуга Сити" невероятно просторен - здесь спокойно умещаются две кровати с тумбочками и столиками, небольшой диванчик (в кадр не вошел, должен быть слева, ближе к точке обзора), журнальный столик и еще вот этот длинный стол под телевизором. Очень удобно. Можно работать, можно читать, можно кушать.


Кстати, о еде. Как же я был удивлен качеству местной еды и ценам на нее! Ужин, чаще всего, я заказывал себе в номер, и эта услуга итого обходилась мне в смешные 220 рублей ($7). Взамен я получал тарелку борща, в который щедро наложили мясо, какую-то пустую внутри, слегка острую татарскую булку вприкуску, жаркое с курицей в горшочке. Все это приносили непосредственно ко мне в номер. Кайф! Говорят, в московских отелях один салатик стоит 600 и выше ($19+).

14. Южный фасад гостиницы выходит своими окнами на место слияния Тоймы и Камы - потрясающий пейзаж. Любоваться, к слову, красотами получится только если вы не забыли попросить в бронировании поселить вас на верхних этажах - вид из окон нижних испорчен зеленью прилегающих деревьев. Кстати, с южной стороны располагается гостиничный дворик - здесь не никого постороннего. Более того, на веранде, которую можно увидеть на снимке, в теплое время года устанавливают летнее open-air кафе. Здесь постояльцы могут позавтракать, вдыхая вместе с ароматом кофе свежий воздух и наслаждаясь волшебными пейзажами утра на высоком берегу Камы.


Я определенно хотел бы вернуться сюда в теплое время года. Пишу эти слова, и мое воображение буквально вскипает, представля идиллию летнего утра в Елабуге.

Впрочем, такой оптимизм, скорее всего, разделяли не все. По пути из Москвы в Бегишево, моей соседкой в самолете была коллега с питерского завода. Удивительная, веселая, интересная и талантливая девушка - самая молодая сотрудница, ставшая менеджером (в Форде так называют руководителей целых отделов) производственного (!) подразделения. В Татарстане ей довелось провести до этой командировки уже не один месяц, и на мой вопрос относительно того, каково вообще в Елабуге, она рассказала следующее:

- Знаешь Цветаеву?

- Да, конечно, - закивал я головой.

- Она здесь повесилась.

Минутка тишины.

- А еще здесь жила Надежда Дурова - ей тоже так все осточертело, что она...

Я уже заулыбался, предполагая, что сейчас снова речь пойдет о суициде, но моя спутница осекла меня:

- Нет, эта не вешалась. Но ее настолько все здесь достала, что она постригла волосы, нарядилась парнем и ушла на фронт. Участвовала в войне 1812 года и даже командовала кем-то - лишь бы сюда не возвращаться.

Смех.

В тот вечер мне рассказали еще парочку похожих историй, но, тем не менее, поддаваться отчаянию я не спешил. Едва только появилась первая возможность - тут же взял камеру и отправился в Старый Город, чтобы подтвердить или опровергнуть настроение своей петербургской коллеги :)

Прогулка по старому городу
Елабуга - старинный татарский город, вокруг точного возраста которого постоянно разгораются споры и баталии. Местные и пришлые историки пытаются базироваться на тех или иных фактах, раскопках, доказательствах - в итоге вариантов относительно года основания Елабуги - десятки. Впрочем, все они сходятся в одном - первое поселение в месте слияние Камы и Тоймы появилось более чем тысячелетие назад.

Прошлое Елабуги было богатым на события. От славного былого здесь остались единственные в мире уцелевшие остатки военных сооружений Волжской Булгарии, расположенные в стороне от центра на так называемом Чертовом городище - самой высокой и живописной точке городка; еще в Елабуге сохранились целые кварталы провинциального городка патриархальной, имперской России XIX века - с характерными купеческими двухэтажными домиками, лавками, церквями и пешеходными улицами. Спокойствие, размеренность, тишина, добродушие местных жителей - все это легко помогает представить, будто машиной времени тебя перекинули на полторы сотни лет назад. То и дело ты ждешь как из кабака по пути вынесутся возбужденные, на веселе офицеры, рядом промчится тройка лошадей, из дома напротив бабы - словно с картины русских художников, отправятся к колодцу за водой. Живые декорации к любому историческому фильму!

15. Впервые посмотреть город я вырвался только на третий день пребывания, уже после того как стемнело - зимой то в России сумерки наступают быстро, весь световой день на работе торчишь. Меня ждали пустынные улицы, аккуратно убранные от снега, стилизованные под старину фонари, светящиеся разными цветами.


16. Отель "Алабуга Сити" находится буквально в сердце старого города. Стоит только выйти из гостиницы, пройти парочку кварталов, как оказываешься на главной улице - (ожидаемо) Казанской. Эта улица пешеходная, хоть на ней и появляются время от времени автомобили. Кругом - сплошные музеи, кафе и рестораны. Все дома, построенные еще задолго до захвата города армией Колчака, - в отличном состоянии.


17. В прошедшую командировку мне очень не повезло с погодой. Не повезло в том плане, что я приехал зимой. А зимы, как водится, в Татарстане лютые. Ночью температура опускалась до -25 (и это, местные говорили, теплый год еще выдался), днем однажды было целых -9, но, чаще всего, от -15 и ниже. Дневная съемка, которую вы увидете чуть позже, производилась в -19 - от того, что я то и дело прислонял камеру к горячему лицу, экран и видоискатель покрылись коркой льда.


18. В тот вечер особо ничего посмотреть так и не удалось - я был не один, мы гуляли с другой коллегой из Питера и сотрудником кёльнского Форд. Вечер был душевным, компания приятная, так что знакомство с Елабугой решено было отложить - вместо этого мы засели в один из местных ресторанов, очень уютных, с глинтвейном, волшебной кухней и смешными после Москвы ценами. Ну нет, вы когда-нибудь пробовали полноценный стейк за 500 рублей? :)


Конечно, того, что я увидел темным вечером, было недостаточно для создания полной картины Елабуги. Свободного времени, как назло, все не было - только в самый последний момент, в день вылета домой, мне удалось выбраться с завода пораньше - в итоге, у меня было полтора часа на то, чтобы осмотреть старый город при дневном свете и сделать фотографии.

19. От гостиницы в сторону центра вела уютненькая узкая дорожка. Справа от нее - Александровский сад. Туда мы еще вернемся.


20. Обратите внимание на то, как реконструировали старую пятиэтажку!


21. Более чем основательный подход. Унылое типовое советское здание и не узнать даже!


22. Дороги в Елабуге на удивление чистые. Объяснение прозаично - их здесь не посыпают песком. Кажется, после снегопадов местные коммунальщики ничего не делают вообще. Результат - ощутимый гололед, который, однако, не представляет особую опасность. Машины едут уверенно (все водители стараются ставить шипованную резину наивысшего качества), пешеходы вроде как тоже приноровились, и не падают, зато все кругом очень-очень красиво. Белоснежный снег, аккуратненькие дорожки, грязи, в которой тонет Москва и Питер в холодное время года, здесь видать не видывали.


23. Дворики, садики аккуратно огорожены, многие имеют таблички с названиями на входе. Информация дублируется на двух языках - русском и татарском, который достаточно легко читается, поскольку в качестве алфавита используется кириллица.


Кстати говоря, в отличии от той же самой Украины, татарский язык в Татарстане по большей степени существует лишь на этих самых вывесках. Половина населения - русские, из которых значительная часть хоть и учила татарский в школе, не может сказать на нем практически ни слова. Ряд местных владеют двумя языками, однако, в повседневной речи использует русский. Лишь подавляющее меньшинство друг с другом разговаривает на татарском. Как сказала девочка-автомобилистка, подвозившая меня из аэропорта - на русском в Татарстане разговаривать более модно, на языке коренного населения республики говорят, в основном, лишь в деревнях да старики.

24. Все, что мне довелось увидеть в Елабуге, оказалось обустроенным. Благоустройство и аккуратность местных жителей здесь в каждой детали. На снегу, за счет его кристальной белизны, пуще всего заметна грязь, мусор и экскременты. Как видите, в Елабуге снежное покрывало было ослепительно белым и без изъянов, из чего можно сделать соответствующие выводы о культуре тех, кто здесь живет.


25. Аллея для прогулок. То же место, что и на ночных фотографиях - #15 и заглавной.


26. Проспект Нефтянников - одна из главных транспортных артерий старого города. В отличие от остальных елабужских улочек, где, в основном, организовано одностороннее движение, по Нефтянников машины едут в обоих направлениях. Ах да - справа внизу на снимке банка Ягуара. Видимо, Елабуга все же не идеальна :)


27. На Нефтянников такая себе идиллическая русская провинция - с ухоженными старыми традиционными для России домиками. Прямо хрестоматия русских пейзажей.


28. Здесь же расположен памятник и музей Бехтереву - выдающемуся русскому врачу-психиатру, выросшему как раз вот в этом самом домике.


29. Если пройти восточнее от гостиницы по Нефтянников, попадаешь в типичную русскую провинцию. Деревянные домики все старые, им лет по 50-70, не меньше. Однако, разрухой тут даже и не пахнет. Загадка - почему?


30. Красная рябина.


31. Некоторых гостей Елабуги удивляет эта колонка с водой. Я такие видел часто - во Владимире, в старом городе, они едва ли не на каждом шагу. Но снять решил все равно - вдруг для кого-то из моих читателей это в диковинку?


32.


33. На Нефтянников помимо дома-музея Бехтярева находится вот такой вот мемориальный комплекс. Честно признаюсь, я очень удивился, узнав, чему он посвящен. Пожалуй, даже удержусь от рассказа о нем непосредственно в этой статье - он определенно заслуживает отдельный пост.


34. Аутентичные русские пейзажи.


35. Главная площадь города ожидаемо названа в честь Ленина. В 2007 году, когда Елабугу буквально преобразили в свете празднования 1000-летия со дня основания, благоустроили в том числе и эту площадь. Зимой всех прекрас не увидать - аккуратненькие кустики и дорожки щедро засыпало снегом. Тем не менее, не сложно заметить общую атмосферу этого места - кованные флигели, изысканные арки, фонари, оформленные под старину... Получилась эдакая главная площадь уездного города, которую язык никак не повернется назвать площадью Ленина. Тем не менее, местные почему-то все никак не переименуют ее.


36. После площади проспект Нефтянников превращается в обычную елабужскую улочку - старые домики, производственные корпуса и одностороннее движение.


37. Туда мы не пойдем - повернем вправо, минуем площадь Ленина, и окажемся в самом сердце исторического центра, так успешно сохранившего ту самую старинную Елабугу - провинциальный купеческий городишко великой империи.


38. На магазинах пестреют вывески сразу на трех языках: татарском, русском и английском.


39. А вот и Казанская улица, на которой нам уже довелось побывать - правда, ночью. Помните фотографии ##15-17?


40. От Казанской в сторону высокого берега Тоймы отходят не менее живописные улочки. Их главное достоинство - то, что тротуар не отделен от проезжей части, а автомобилей очень-очень мало. Прямо свободу чувствуешь, прогуливаешь, и поверить в то, что ты внезапно оказался в прошлом, так гораздо легче.


41. Коллеги говорили, что это самый лучший ресторан Елабуги - мол, сервис на уровне ассортимент и качество еды - великолепное, цены для Елабуги традиционно низкие. Я, к сожалению, побывать там не успел - сам сказать ничего не могу. Но вот английское название, выполненное стилизованным под старо-славянский шрифтом, меня настораживает.


42. В историческом центре все дороги узкие, односторонние, но движение при этом не ограничено только, скажем, для жителей прилегающих домов. Тем не менее, машин практически нету - проезжает что-то, заставляя тебя потесниться, реже чем у меня во дворе.


43. Говорят, летом здесь много людей, прилегающие рестораны обустраивают открытые веранды, все вокруг увешивают цветами. Конечно, очень хотелось бы увидеть это все, надеюсь на командировку в теплый сезон :)


44. Потрясающая улочка, ведущая от Казанской к собору, расположенному на самом краю высокого холма, на котором мы сейчас находимся. Глядя на все эти пейзажи, я понимал - мои представления и фантазии о внешнем виде небольшого городка Российской империи конца XIX века всегда были такими же, точь в точь.


45. Рядом с собором сохранились старинные торговые ряды. При мне, правда, они не работали. Судя по сугробам вокруг, это здание вовсе то ли не эксплуатируется никем, то ли работает лишь в теплое время года.


46. В двух кварталах от Казанской улицы к югу, город заканчивается на краю высокого холма. Это улица Набережная. Слева, в низине - небольшой луг с новоустроенными Шишкинскими прудами, сразу за ним - место слияния двух крупных рек: Тоймы и Камы.


47. Вид отсюда открывается захватывающий - практически на всю Елабугу. Точнее, нет. На южную ее часть. Город целиком находится на вот этой возвышенности, которая окаймляет здоровенную акваторию рек. Кстати, если говорить о достопримечательностях, исторический центр, по которому мы сейчас гуляем, - это далеко не все то интересное, ради чего стоило бы посетить этот замечательный городок. На самом краю холма слева - видите ведь вдали на фотографии? - расположен куда более старинный комплекс сооружений, чем купеческие домики из этой статьи. Там, на вершине, сохранены древние остатки крепости времен Волжской Булгарии, мемориал "Чертово городище" и парк 1000-Летия Елабуги. Именно с того вот холма и начался весь этот город.


К сожалению, из-за жестко лимитированного времени туда попасть я не успел :(

48. А вот в этом доме родился и провел все свое детство знаменитый русский художник Иван Шишкин. Думаю, нет ни единого человека среди моих читателей, кто бы не видел его картины с мишками в сосновом лесу. Кажется, ее еще с советских времен в букварях печатают? В принципе, наблюдая с самого рождения такой восхитительный вид из окна, трудно не стать каким-нибудь знаменитым деятелем искусства. :)


49. На улице потрясающая погода: солнце - ослепительно, снег - кристально чист... Но температура заставляет тебя задуматься о том, что вот еще пять минут на открытом воздухе, и ты отморозишь себе пару-тройкой конечностей. Местные жители же, наверное, вовсе за весну такую погоду считают - видите, котофеича прогнали гулять из дома, и назад даже и не думают пускать!


50. Ах уже эти сказочные пейзажи Старой России...


51. К Набережной улице примыкает мемориал, посвященный Великой Отечественной Войне. Елабугу в те страшные годы совершенно не задели (обилие старинных домов, прекрасно сохранившихся - тому доказательство), однако, многие местные мужчины были мобилизованы, и лишь малая часть из них вернулась домой.


52. Напротив площади, устроенной рядом с мемориалом ВОВ, расположено вот такое замечательное кафе. К сожалению, оно оказалось закрытым (а жаль, мне очень помогло бы согреться!). На двери - надпись о продаже. Если кто интересуется и не может разглядеть телефон - пишите, я вышлю вам оригинал снимка, на котором видно - там действительно восхитительно.


53. Еще одна центральная улочка. Если вы еще не успели заметить, обращаю внимание сейчас - в Елабуге просто каждый клочек земли благоустроен, каждый домик. Пересмотрите все фото - вы не найдете ни одного строения, не покрашенного в веселый цвет, с трещинами или ветхим внешним видом. Причину я, к слову, так и не понял - сознательность людей - хозяева недвижимости, или щепетильная местная власть.


54. А светская жизнь в Елабуге полным ходом, очевидно :) Мероприятия, афиши... В городе, кстати, много молодежи.


Вообще Елабуга нисколько не похожа на классический старый русский город - я сейчас имею ввиду Владимир, Суздаль, в которых вся жизнь сосредоточенна на небольшой территории, в одном месте, в от силу паре десятков кварталов исторического центра. В Елабуге все достопримечательности распределены, как минимум, по трем частям населенного пункта. В районе Казанской улицы - там, где мы сейчас гуляем - великолепный старый имперский городишко, на противоположном холме - царит мистическая атмосфера до-татаро-могнольского мира, на севере города - современные дома и торговые центры с ночными клубами, боулингом и магазинами известных мировых брендов. Неплохо для маленького, расположенного за тридевять земель от Москвы города с населением в 75 тысяч? :)

Пока я отогревался в кафе с фотографии #18, смакуя потрясающе вкусный, горячий глинтвейн - ног я не чувствовал к моменту окончания прогулки по историческому центру, никогда так сильно не мерз! - на улице стало темнеть, а до времени, когда за мной к отелю должно было подъехать такси в аэропорт, оставалось всего лишь полчаса. Набравшись мужества и хорошенько закутавшись, я вновь вынырнул на улицу, и скорее поспешил в отель по самой короткой дороге. Меня окружали все те же аккуратненькие дома, буквально совсем недавно окрашенные в яркие цвета, старая школа, выглядящая будто с иголочки, и даже бизнес-инкубатор. Лучше русская провинция чем тут, в Елабуге, кажется, не выглядит нигде (ах да, Сочи же тут недавно появились!). Конечно, самому мне удалось побывать в совсем немногих местах в России - их на пальцах пересчитать можно. Так что, возможно, могу оказаться не прав. Если вы знаете какие-то столь же благоустроенные, полные истории и особенной атмосферы уголки нашей страны - вэлкам, поделитесь, пожалуйста, в комментариях, я вам очень буду благодарен :)

фото, Елабуга, canon eos 1100d, путешествия по России, Татарстан

Previous post Next post
Up