Пятый пост о нашем декабрьском путешествии в Италию. Предыдущие записи - о том, как мы умудрились потратить на авиабилеты из Питера всего 200 евро на двоих туда-обратно, рассказ о самом красивом, на мой взгляд, городе Италии - Бергамо, транспорте южной республики, Милане - вы можете найти по тэгу "
Италия". Прямые ссылки на материалы расположены в конце статьи.
Венеция. Один из считанных городов на земле, название которого знают все. В Африке или Америке, в самой глухой российской глубинке никто не переспросит тебя, если произнесёшь это слово. Венеция становилась главной героиней или декорацией тысяч книг и фильмов. Город влюблённых, столица романтиков - эти и многие другие клише прочно закрепились за старинным итальянским островным поселением.
К нашему времени Венецию всё чаще стали воспринимать как превосходно раскрученный туристический бренд. Фотографии моста Риальто и Гранд Канала с утопающими в лазурной воде домами встречаются повсеместно. Из-за этого многие приходят к ошибочному выводу - зачем ехать в Венецию, если я и так все видел в ЖЖ или Контактике?
Наша поездка дала чёткий ответ на этот вопрос. За сказочной атмосферой. За чувством нереальности всего вокруг. За возможность провести время на другой планете. За переполняющим тебя счастьем.
Именно такой предстала перед нами Венеция три месяца назад. В своём посте я постараюсь максимально полно раскрыть те ощущения, которые испытал в этом уникальном городе. Хотя, без сомнения, вряд ли у меня это получится. Только побывав самостоятельно, можно понять всю прелесть того города, увидеть в реальности его красоту, не увядающую даже в самый депрессивный из всех месяцев - декабрь.
Добраться из Милана в Венецию на поезде - дешево и удобно
В Италию изначально мы
прилетели в Бергамо - великолепный городок на севере страны, рядом с Миланом и швейцарской границей. Оттуда до Венеции - рукой подать. Самым удобным способом добраться в легендарный город является железная дорога.
Разного рода поезда и электрички из Милана в Венецию отправляются едва ли не каждые полчаса - как маршрутные такси. В зависимости от своих материальных возможностей и предпочтений, можно выбрать один из четырех типов поездов: обычный (самый дешевый), Белую, Серебрянную или Красную Стрелу (наиболее дорогой и быстрый) - если не помните, я подробно описывал каждый из составов в статье о том,
как путешествовать по Италии своим ходом. Мы решили сэкономить и, одновременно с этим, опробовать сразу два из них: из Милана в Венецию был куплен билет на обычный, локальный поезд, со всеми остановками (в пути - 3,5 часа), обратно мы решили добираться на скоростной "Frecciabianco" - "Белой Стреле" - преодолевающей то же расстояние на час быстрее, следующей практически без остановок. В первом случае билет обошёлся нам в 17 евро, во втором - в 35 с человека.
Венеция - город восхитительный, но никак не предназначенный для ночёвки туриста. Хорошие отели здесь выставляют заоблачные ценники, доступные же гостиницы, мягко говоря, находятся в состоянии "не очень". Мы посчитали, что правильнее всего будет ехать в город-музей на один день, ранним утром выехав из Милана и поздним вечером, до закрытия метро, вернувшись обратно.
На центральный вокзал, по-итальянски именуемый "Милано Чэнтрале", мы прибыли загодя, чтобы наверняка не опоздать на свой поезд и ещё успеть осмотреться.
1. В холле, по бокам, были расположены две гигантские ёлки (оставалось всего шесть дней до Рождества!), на которые предлагалось самостоятельно вешать бумажки со своими деланиями и поздравлениями. Судя по всему, эта идея пришлась вполне по душе итальянцам. К тому же, никто не портит стены надписями "Здесь были Лёха и Антон, Тагил, 2012". Зачем? Если можно то же самое написать на клочке бумаги и прикрепить к ёлке. :)
2. Вокзал в Милане громадный и очень красивый. Время от времени теряешься, пытаясь понять, на что он похож больше: античный храм или музей Эпохи Просвещения.
3. Рестораны и кафе, рекламные баннеры, информационные табло, магазины и киоски органично вписываются в общий стиль вокзального здания-исполина.
4. Платформы с поездами. Никаких элементов контроля, препятствующих попасть в здание вокала или к поездам, - нет в помине. Кондукторов в большинстве составов нет тоже. Вы просто идёте и садитесь в нужный вагон, на указанное в билете место. На одной из последующих станций могут зайти контроллёры, которым нужно будет показать заранее прокомпостированный билет. А могут и не зайти. Так, во всяком случае, было у нас по пути в Венецию.
5. Две "Красные Стрелы", готовящиеся к отправлению в Рим и Наполи.
Наш поезд подали на посадку примерно за 15 минут до указанного в билете времени отправления. Мы достаточно быстро нашли наш вагон и заняли свои места, прильнув к окну в ожидании отправления. Впрочем, вовремя поезд не тронулся. Не сдвинулся с места он и спустя пять, десять, пятнадцать минут. В общей сложности, у платформы Milano Centrale состав простоял в районе получаса, заставив нас обеспокоиться не на шутку - а вдруг мы сели не в свой поезд?
Как оказалось, переживать не стоило - просто пунктуальность итальянцев оставляет желать лучшего. Фактически, указанного в билете расписания в этой стране придерживаются лишь скоростные поезда премиального класса.
Учитывая такую низкую стоимость проезда из Милана до Венеции, мы рассчитывали, что наш поезд будет очень похож на грязную, хлипкую электричку, курсирующую по Подмосковью. К счастью, мы оказались не правы. Наш поезд был хоть и староват, зато чистый, с большими удобными креслами. Публика - в основном, молодёжь, студенты. Было так приятно наблюдать за стрекочащими итальянками! :)
6. Иванка у окошка.
7. И Милан, и Бергамо - оба этих города в наше путешествие были заснежены, промозглы, покрыты холодным туманом. Но стоило отъехать на поезде от них примерно час в сторону юга материковой части страны, как зима внезапно отступила - за окном предстали прямо-таки весенние пейзажи с зелёной травой, а кое-где и листьями на деревьях!
Мы мчались мимо городков и посёлков, пересекали мосты над реками и дорогами, оставляли за собой бесконечные поля. Скорость наш старенький поезд развивал очень приличную. Состав ехал мягко и плавно, выжимая при этом, по ощущениям, стабильно не менее 100 км/ч.
К Венеции мы почти уже вошли в график. Большинство пассажиров вышли из поезда за одну остановку до конечной. С нами в вагоне остались ли две пожилые немки, несколько сиящих отдельно друг от друга итальянцев, и американка, путешествующая сама.
8. Прежде чем прибыть на вокзал Санта-Лучия, находящийся непосредственно в легендарном городе, отрезок пути в десяток километров наш поезд ехал по узкой дамбе, искусственно намытой для того, чтобы организовать сообщение островов, на которых построена Венеция, с сушей. Фото снято именно там, а за окном виднеется серая синева Адриатического моря.
9. На платформе, по приезду в Венецию. Станция старая, потрёпанна, совершенно ничем не замечательная - никогда не скажешь, что вот, ты очутился в Том Самом Городе. Зато стоит только выйти из вагона, как тебе в лёгкие врывается свежайший воздух. Не буду ничего утверждать - но, вполне возможно, так из-за того, что в округе - ни одной машины.
10. Осознание того, где ты на самом деле, приходит лишь тогда, когда покидаешь стены железнодорожного вокзала - совершенно невпечатляющего здания, построенного в середине прошлого века. Увидев впервые вокруг себя такой пейзаж, поначалу даже не веришь в его реальность. Позже привыкаешь. Но всё равно ощущение того, что ты в сказке, внутри тебя не исчезает.
Вперёд, по венецианским улочкам
11. В Венеции нет центра и окраин. Кафе, рестораны, сувенирные лавочки, магазины, мастерские и отели занимают первые этажи практически всех зданий, за малым исключением. Утром городские жители спускаются туда из своих квартир, открывают свои заведения, приветливо приглашая туристов заглянуть внутрь.
12. Какие-то улицы переполнены торговцами (как та, что на следующем фото), какие-то менее загружены.
13. Улицы в Венеции - все до единой - узкие. Роль проспектов играют каналы.
14. Собственная лодка есть практически у каждого венецианца. На них семьи плавают в гипермаркеты за продуктами, таким образом в город доставляются промышленные и строительные материалы. Даже мусор здесь собирают и вывозят на катерах.
15. Плавсредство - крайне необходимая вещь в Венеции. Даже туристу. Город построили так, что по-настоящему насладиться его красотой и великолепной архитектурой можно только плывя по каналам. Именно с расчётом на это здесь строились все дома.
16. И хотя мостов в Венеции - несчётное множество, нередко получается так, что зайдя в один из уголков, понимаешь, что выбраться то отсюда никак и нельзя. Дорожки-набережные могут внезапно свернуть во двор, а затем, попетляв между домами, просто-напросто оборваться пропастью у очередного канала. Венеция для человека без лодки - словно тот лабиринт, заблудиться в котором не составит труда, притом это будет крайне увлекательно - главное, только, чтобы не в огранченное время до вашего поезда :)
17. Заблудиться в Венеции, определённо, бояться не стоит. Карта тут вам лишь навредит. Смело погружайтесь в круговорот закоулочков этого самого необычного на свете города. Поворачивайте там, где вам нравится, заходите во дворы, протискивайтесь в узкие прохрды между зданиями, умирайте со смеху, когда в пятый раз, пытаясь пробраться к Риальто, упираетесь в обрыв с бирюзовой водой канала. Каждый дом здесь - открытие, за каждым поворотом - загадка и волшебство.
18. В Венеции путеводитель лишит вас самого главного. Превратит сказку в скучные имена, годы и слова, перечисляемые занудой-гидом.
19. А какой божественный в Венеции климат! Замечаете зелёное дерево сзади меня? То, как легко я одет? Не забывайте, в тот день на календаре было 18 декабря, а в тысячах километров на северо-восток, в Петербурге, столбик термометра не поднимался выше -18 даже днём. Не прекрасно ли?
20. Венеция просыпается поздно. С утра заполнены лишь те торговые улочки, которые расположены вдоль наиболее популярных туристических маршрутов. Стоит свернуть в сторону, как тут же - благодатная тишина и спокойствие.
В Венеции очень мало домов, находящихся в сравнительно хорошем состоянии - отделка на большинстве фасадов облупилась, в зданиях трещины, иногда зияют целые дыры. Впрочем, причина тому вполне объективна - строительной технике к большинству домов не подъехать, лесами многие постройки так просто не закроешь. Стоимость реконструкции венецианского дома крайне высока - и власти Италии, переживающей не самые лучшие времена, за всем не поспевают.
21. Одна из венецианских площадей. Посередине - старый колодец, из которого городские жители черпали воду ещё в Средние Века. Во второй половине ХХ века этот и все остальные колодцы закрыли - вода в них не соответствовала санитарным нормам.
22. Иванка была довольнее всех. За несколько месяцев до поездки я обнаружил на айпэде Ленивки список с мечтами, который она составила несколько лет назад. Среди всего прочего там был пункт "Побывать в Венеции с любимым" :)
23. Плутая по закоулкам, переходя мост за мостом, мы вышли в дорогой спальный район :) Здесь дома в хорошем состоянии, между ними есть даже дворы с зеленью.
Мы петляли дальше, засматриваясь на быт венецианцев, на немногочисленных жителей окрестных домов, решивших выйти прогуляться. Они были закутаны в шарфы, были в пуховиках и тёплых шапках - плюс восемь здесь настоящее испытание, аномальный холод :)
Внезапно, после очередного поворота, из-за дома показалась морская синь. Ещё несколько шагов, и мы вышли на берег залива, щедро усеянного островами.
24.
25. Факт из Википедии - Венеция расположена более чем на сотни островов, разбросанных у северного берега Адриатического моря. Вокзал и бóльшая часть туристических достопримечательностей расположена лишь на нескольких основных островах. Стоит выйти к большой воде, как вы увидите многие другие, плотно застроенные, с куполами и шпилями церквей и дворцов.
26. Следующий вопрос, думаю, озадачил вас уже давно. Что делать туристу или бедному венецианцу, если у них нет лодки? Как передвигаться между островами? Ответ прост - общественный транспорт. В обычном городе такую роль играют автобусы и маршрутки, трамваи и метро. В Венеции практически так же - только роль автомобиля здесь исполняет катер. Остановки расположены достаточно близко друг от друга, по сути это небольшие крытые причалы. Здесь расположена схема маршрутов катеров, их расписание. Уехать можно куда-угодно (главное, суметь вернуться назад), оплата проезда - так же, как и в других итальянских городах - покупаешь талон, затем компостируешь его. Наиболее выгодно покупать сразу абонемент на день всего за 7-8 евро - и кататься, любуясь венецианскими видами, сколько душе угодно. Ах да, маршрутные катера в Венеции называются вапоретто. Красивое слово :)
27. На вапоретто в этот раз мы, увы, не прокатимся - вернёмся обратно, в дорогой спальный район глядеть на венецианцев и то, как они живут.
28. Настоящие итальянцы.
29. Уютный дворик и узкое здание с гигантскими окнами. Какое-то время в Венеции, как и во многих других европейских городах, платили налог за недвижимость, исходя из количества окон, выходящих на улицу. Желающих сэкономить было немало - поэтому на островах появились десятки домов, похожих на этот, с фотографии.
Ну ладно, хватит слов. Попетляем по венецианским улочкам? Полюбуемся набережными каналов?
30.
31. Вода в Венеции - очень чистая, прозрачная, лазурного цвета. Грязь, гниль, запах от каналов - всё это миф.
32. Перекрёстная съёмка.
33.
34. Дорога внезапно упирается в водную гладь канала. Дальше - только на лодке. Или возвращаться назад.
35. Венецианские переулки.
36. Иметь в собственности такой кусок земли в Венеции - настоящее богатство. Местные олигархи живут так :)
37. Кстати, в Италии меня постигло большое разочарование. Я был уверен, что за неделю до Рождества всё кругом будет в огнях, сотни ёлок, вертепы, гирлянды... Ни в Милане, ни в Венеции ничего такого не было и в помине. Максимум - кукольный Санта Клаус, пытающийся залезть в окно. Рождество в Италии не чувствовалось вообще, зима не ощущалась тоже. Казалось, на улице апрель с его тёплым, весенним солнцем, но ещё нестабильной погодой.
38. В Венеции мы отыскали Макдоналдс! :) Это, к слову, единственное место, в котором вы можете быть уверенными, что не переплатите, с вас не потребуют чаевых, а еда будет вкусной. Сижу с кружкой американо, читаю "Код Дурова" :)
Гастрономическая Венеция
Уже чувствую, как кисть руки читателя занеслась над клавиатурой, и вот-вот неистово начнёт стучать по кнопкам, набирая гневный комментарий - мол, тое мне, поехали в Венецию чтобы перекусить в Макдаке, - шли бы лучше в соседний с домом молл! :)
Постараюсь предупредить такого рода отзывы. В венецианских ресторанах, за исключением Макдака, уж слишком много недостатков. Первый из них - завышенные цены. Москвичей они определённо не удивят, но вот тех, кто не привык выкладывать за обычный перекус более $30 - очень даже вероятно. Во-вторых, желание обмануть туриста и стянуть с него как можно больше денег - у венецианцев это, кажется, святое. Конечно, цивилизованным европейцам далеко до арабов, но, будьте уверены, вам наверняка при заказе приуменьшат объем порции или предложат заказать больше, мотивируя это тем, что вы не накушаетесь. Например, когда мы заказали себе пиццу, официант округлил глаза: "Только одну?" Я уточнил, почему он спрашивает - дело кроется в малом размере? Официант помахал руками, совершенно неочевидно очертив диск блюда в воздухе, и промямлил что-то на очень корявом английском. Мы решили не рисковать, и заказывать вторую пиццу. Официант удивлённо посмотрел на нас - де, странные вы какие, - и направился своей дорогой.
Спустя пятнадцать минут нам принесли традиционно огромную тарелку с пиццей, которую мы еле вдвоём умяли.
После завтрака нас ждал счёт, в котором, в дополнение к заказанной пище, отдельной строкой была указана оплата за обслуживание (то есть, по сути своей, чаевые) - 6 евро. Подобная особенность характерна для большинства кафе и ресторанов Венеции. И она, учтите, не освобождает вас от морального долга оставить вознаграждение официанту.
Казалось бы, что ещё плохого придумаешь? Ан нет. Найдётся один минус в дополнение - сейчас я о вкусе еды. Нам вот в ресторане, неподалёку от железнодорожного вокзала, не повезло. Пицца была суховата, кофе ничем не примечательный. Как же легенды об этих исконно итальянских блюде и напитке? Мы рассчитывали попробовать в Венеции что-то сверхъестественное, но просчитались. Даже во Владимире в "Пепперони" (я молчу о питерском "Капулетти") итальянская кухня куда лучше.
Дальше, вглубь Венеции
Подкрепившись, набравшись сил в "Макдоналдсе", мы продолжили плутать по венецианским улочкам.
39. Некоторые каналы выглядели словно специально затопленные улицы.
40. Уютная парадная в конце переулка.
41. Там впереди, за гондольером, виднеется улица, которая внезапно обрывается, уперевшись в канал. С такими улицами в Венеции мы навеселились будь здоров :)
42. Наконец-то выбираемся к Гранд Каналу - самому широкому каналу Венеции, разделяющему город строго на две части.
43. Гранд Канал - это местный Бродвей, главная транспортная артерия Венеции. Здесь бесчисленное множество катеров и лодок, в прибрежных домах - дорогущие отели, элитные рестораны. Туристов, в основном, здесь и водят - вокруг да около. И это большая ошибка, ведь самое главное в Венеции - бродить, теряться в лабиринте закоулков.
44.
45.
46.
47.
48. Практически во всех сколько-нибудь приличных отелях в Венеции главный вход обращён к каналу - ступеньки из лобби ведут прямо в воду.
49. Фирменный магазин Диснея. У Иванки есть точно такая же фотография из Нью-Йорка ВКонтакте. Кто видел - тот поймёт.
50. Уютная площадь.
51. О! Немного Рождества!
52. Ближе к закату, совершенно незаметно, мы выбрались на Пьяцца Сан Марко - главную площадь Венеции с примыкающей к ней фантастической красоты набережной.
53.
54.
55.
56.
57. Наклонившаяся башня у канала, берущего своё начало от набережной.
58. Вслед за ушедшим солнцем.
59.
60. В конце набережной - большой парк с аттракционами.
61.
62.
Венеция после заката. Напоследок
В декабре в Италии, по сравнению с Петербургом, рассвет раньше на добрых четыре часа - в 7 уже светло. Зато вечерние сумерки наступают в одно и то же время - пять пополудни. Наша "Белая Стрела" должна была отправиться от Санта-Лучии двумя часами позже, поэтому мы... нет, я :) решил предпринять рискованный шаг - отправиться к вокзалу окольными путями, без карты, в обход туристических троп, где едва ли не на каждом доме указатели "Alle Ferrovia" - станция, то есть.
Попытка выбраться самостоятельно не удалась ввиду ограниченности времени. Зато получилось словить несколько великолепных кадров, насладиться тихими, пустынными венецианскими улочками, которые становятся ещё более волшебными под покровом ночи, вбросить немало адреналина в кровь, успокаивать паникующую Ленивку ("Мы опоздаем на поезд, а потом нас затопит здесь, мы умрём!!! :)), нестись стремглав назад, а затем по туристическим тропинкам, следуя указателям, искать железнодорожный вокзал.
Но было очень, очень весело! :)
63. После заката местные жители вывешивают на верёвки, протянутые над каналами, сушиться постиранное бельё. Классическая Италия :)
64. Бельё висит практически у каждого дома. А ещё вот, попытка украсить улицу к Рождеству :) Нет, в целом,
новогодний Питер куда более красивый чем Италия.
65. Великолепная Пьяцца Сан-Марко - главная площадь Венеции. Пардон за заваленный горизонт - последние фото снимались едва ли не на бегу.
66. Там же.
67. Улочка с дорогими бутиками. Днём здесь пробки из людей обычно :)
68. На вокзал мы попали вовремя - минут за 15 до отправления поезда. Страх остаться ночевать на венецианских улицах, еще недавно так пугавший нас, теперь лишь казался весёлой шуткой, классным приключением.
69. Мы забежали в "Фрэччабьянку", которая уже ожидала пассажиров у платформы, и заняли свои места.
70. К сожалению, оценить скорость "Белой стрелы", у нас не получилось - за окном была абсолютная тьма. Впрочем, если верить сайту итальянских железных дорог, большую часть пути состав несётся от 150 до 200 км/ч. Поезд оказался очень удобным - с мягкими сиденьями, столиком и розетками. Здесь же можно было взять почитать журналы. Двери в проходах и между вагонами - автоматические - чтобы они открылись, следует нажать на кнопку. Впечатления от "Фрэччабьянка" остались потрясающие. Стоимость билета - 35 евро, класс комфорта - как мне показалось, на порядок выше чем в российских скоростных поездах. Вот фотография нашего вагона:
71. До Милана доехали мы незаметно. Уставшие и переполненные впечатлениями, мы выползли на платформу, чтобы скорее добраться до своего "Рэддисона" и упасть в мягкую кровать. Это был наш предпоследний день в Италии, от чего становилось довольно грустно - в южной республике хотелось оставаться ещё.
Понравилась статья?
Лучшее "спасибо" - "лайк", репост или ссылка, отправленная другу.