Уже чувствовалось, что самолёт снижается, когда Иванка взглянула на меня блестящими от восторга глазами и жестом поманила к себе:
- Смотри, смотри!
Я практически лег любимой на колени и заглянул в иллюминатор.
То, что мне удалось увидеть, было действительно прекрасно: совсем чуть-чуть освещенное луной небо и чёрная земля, от горизонта до горизонта, насколько видно, опоясанная беспорядочной сеткой огней. Мы летели еще довольно высоко - несколько километров точно - но все равно этому морю огней не было предела.
- Вот это да, - удивлённо протянул я. - Это точно не Россия.
Затем, задумавшись, добавил:
- И не Финляндия.
Огни были сгруппированы по-разному - где-то расползались гигантскими кляксами, где-то маленькими пятнышками. Каждое было связано с другим узкой полоской света. По контуру "клякс" и тёмным местам межу ними угадывались озёра, луга и леса.
Картина, представшая перед нами в иллюминаторе самолёта, завораживала. Мы разглядывали ее даже когда загорелся значок "Пристегните ремни", и потух свет в салоне. По мере приземления нервная система огоньков становилась все крупнее и детальнее. Совсем скоро в кляксах можно было различить дома, в световых полосах - дороги со снующими по ним машинками. Но внезапно, секунд за двадцать до приземления, все мгновенно исчезло - окрестности аэропорта заволокло густым туманом, что, впрочем, не помешало пилотам посадить самолёт идеально - соприкосновения с землёй практически не чувствовалось.
С таким же мастерством, на достаточно высокой скорости воздушное судно вырулило к зданию аэровокзала - мы и заметить не успели, как самолёт остановился, и капитан объявил о прибытии в итальянский городок Бергамо провинции Ломбардия.
Выйдя из салона, нам было очень приятно вдохнуть тёплый, влажный воздух (на улице было +1) после питерского двенадцатиградусного мороза. Буквально за день до этого на севере Италии прошел сильный снегопад, который частично парализовал движение, послужил причиной отмены десятков рейсов. С тех пор дороги практически оттаяли, но на газонах, лужайках, кустах и деревьев снег лежал огромным пушистым одеялом.
Аэропорт Бергамо оказался на удивление большим (после Лаппеенранты то!) и заполненным людьми. У входа стояло несколько карбинеров (итальянская полиция), занятых каким-то оживлённым, весёлым разговором.
Самолёт прибыл в Италию довольно поздно - по московскому времени было вовсе почти два ночи. После целого дня в дороге сил практически не оставалось - мы нашли встречавшего нас молодого человека, работника гостиницы, и поехали вместе с ним в заранее забронированный отель, неподалёку от аэропорта. Впечатлений скопилось море, но усталость все же была сильнее. Ещё минут десять, и мы уже крепко спали в нескольких тысячах километров от дома.
Утро. Отель в Бергамо
Утро ознаменовалось для нас искренним удивлением относительно того, что в 8 за окном уже было светло. Боже, как же этого не хватает у нас, в Петербурге!
Иванка рванула в душ, а я, еще чуть-чуть выждав в тёплой постели, подошёл к окну, открыл шторы и ахнул от такого волшебного вида: вдали на холме виднелся старый Бергамо, а сразу за ним - волшебно освещённые из-за тумана горы.
1.
Остаток времени в номере мы то и дело отвлекались от сборов и смотрели вдаль, за окно.
На следующем фото - гостиница, в которой мы останавливались - "Bombyx Inn" с примерно €70 за двухместный стандарт. К этой сумме следует прибавить местный налог и стоимость трансфера из аэропорта - в итоге выйдет €84, которые с вас попросят при заселении. Отель новый, очень чистый, просторный и симпатичный. Представляет комплекс из нескольких гостевых домиков по 2-4 изолированных (вот только, правда, не в звуковом плане) номера. Если вы бывали во Владимире, то мое сравнение с местной "Вознесенской Слободой", поможет вам представить, что такое "Bombyx Inn" :)
2.
Гостей в отеле в ту ночь было не особенно много - помимо нас лишь три дамы под сорок - тоже русские, из Питера, - они летели вместе с нами. По поведению за завтраком соотечественницы показались нам с Иванкой эдакими типичными "барынями" - с понтами, ЧСВ over 9000 и взглядом на мир сверху-вниз. С обслуживающей нас итальянкой они говорили намеренно на русском, между собой посмеиваясь:
- Кофе хотим, КО-ФЕ! - твердили они бедняге.
Не нравятся, честно говоря, мне такие тётки...
Впрочем одна из подруг оказалась благосклонной к нам, и предложила сфотографировать с Иванкой. В результате ничегошный такой снимок получился - спасибо ей :)
3.
Покидали мы "Bombyx Inn" вместе: русские барыни на арендованной машине направились в Милан, а мы - пешком в центр Бергамо, поближе к той красоте, которая сразу после пробуддения отрылась нам из окна.
Прогулка по Бергамо
Бергамо, по российским меркам, - совсем небольшой городок. Население его едва ли превышает сотню тысяч человек. Принимая это во внимание, мы решили не тратиться на транспорт и непренебрегать возможностью посмотреть на жилые кварталы города - расстояние от нашей гостиницы на окраине до самого центра было преодолено пешком, что принесло немало удовольствия.
4. Въезд (для нас послуживший входом) в Бергамо.
Густой туман, окутавший город, лишь придавал ему дополнительный шарм и уют. Снег - сравнительно редкое явление для этих широт, пушистыми шапками лежал на вечнозелёных кустах, пальмах и кипарисах. Изредка нам встречались местные жители (воскресенье как-никак, выходной). На них были надеты меховые куртки, которые, казалось, мало чем помогали - южане визуально сжимались, группировались едва противостоя холодам.
5.
Бергамо, как правило, принято делить на два района: расположенный на высоком холме Старый Город и равнинный Новый (нижний) город. Большинство путеводителей и даже Википедия рекомендуют не тратить время на последний - мол, всё, что вы там найдете - обычные скучные спальные районы. Что ж, даже и не знаю, сколько времени нужно прожить здесь, чтобы придти к такому выводу. Мы явно не пожалели, что потратили несколько часов на Новый город - более того, нам показалось, что здесь даже немного интереснее, если сравнивать с мёртвыми историческими кварталами, переполненными туристическими лавками и бутиками.
6.
7. Слишком уж нетипична для России архитектура, слишком уж ухожено и чисто, слишком уж красиво - так можно охарактеризовать "спальные районы" Бергамо.
8. Повсюду из-под снега выглядывала зелень. Абсолютно все окна в домах были сопровождены ставнями: классическими или ролл. Подозреваю, причина тому - очень горячее летнее солнце.
9. Идиллия малоэтажных домиков, зелени и узеньких дорожек на нашем пути в центр была прервана лишь раз - бетонными сваями автобана, проложенного в десятке метров к верху.
10. Одно из самых запомнившихся первых впечатлений от Италии - чистота. В особенности поразили автомобили. Мало того, что "Alfa Romeo", "FIAT" и "Мазератти" - в Италии это едва ли не как ВАЗ в России, так они еще и были настолько чистыми, настолько блестящими и наполированными, что мне отчетливо казалось, будто бы я вовсе и не в настоящем городе, а на замаскированном автосалоне. И, поверьте, это волшебно - когда кругом тебя не окружает грязь и болото.
11. А вот и старый дом с покосившимися ставнями - хоть картину рисуй! Еще обязательно обратите внимание на зелень. Увидеть растительность зимой, как оказалось, - сродни глотку холодного спрайта летом :)
12. Суровые декорации для суровой будничной жизни обычных итальянцев. Вообще ничего заинтересовать не может, ололо.
13. Судя по графити, некоторые местные жители всерьёз озабочены мировой политикой. "Free Gaza" - по-русски "Свободу Газе" - начирикано на стене. А рядом многозначительная надпись об Израиле не на английском. Держу пари, полиглотом быть не нужно, чтобы понять, о чём там.
14. Чем ближе мы подбирались к Старому Городу - тем великолепнее становилась архитектура домов, тем краше были улицы.
15. На некоторых улицах вовсе прямо на тротуарную плитку были постелены красные ковровые дорожки. Вот уж действительно интересная традиция.
17. Отличительные черты Нового Бергамо - застройка, в основном, конца XIX - начала ХХ века, узкие уютные улицы и крошечные, но великолепно выглядящие площади. Слева на фото - одна из них. Там свою палатку установили сторонники одного из кандидатов в губернаторы (насколько я понял) крупного итальянского региона - Ломбардии с центром в Милане. Они раздавали прохожим листовки, с наиболее общительными (а таких, как мы поняли за пау минут наблюдения, было немало) вступали в дискуссии на политические темы.
18. В Бергамо очень развита велосипедная инфраструктура. Большинство улицсопровождены выделенными полосами для движения двухколесного транспорта, в центре то и дело встречаются автоматичекие пункты велопроката. Впрочем, ожидаемо в такой дикий холод велосипедисты нами были замечены от силы раза три :)
19. Пример велодорожки в центральной части Нового Бергамо.
Как мы и ожидали, Бергамо оказался очень компактным городом. За час с небольшим неспешной прогулки мы добрались до самого центра: вокзальной площади и проспекта Папы Жиовани XXIII - главной городской улицы, переполненной красивыми кафе и ресторанами, родественской иллюминацией.
Ах да! Вы же еще не забыли, что в Италию мы прилетели 15 декабря - всего за десять дней до главного европейского праздника? Время было выбрано просто великолепное - Бергамо и другие города, в которых нам удалось побывать, были щедро украшены рождественской аттрибутикой и световыми гирляндами. А еще там были замечательные рождественские базары. На фото - первый из тех, что мы увидели, бергамский.
20.
21. В продаже в киосках праздничной ярмарки - масса необычных вещей, предназначенных к рождественкому столу: пряности и конфеты, которых не купишь в магазине, сыры, деликатесы, масса хэндмэйда и украшений для дома. В отличии от полупустого города, между лавками прогуливалась масса людей, даже не глядя на столь ранний час - едва за одиннадцать.
22. Проспект Папы Жиовани берёт своё начало у железнодорожного и автобусного вокзалов и прямой линией идёт вплоть до самого фуникулёра, на котором можно подняться в Старый Город, расположенный высоко на холме. Все мэйнстримовые туристы идут именно здесь - напрямую до заявленных достопримечательностей Бергамо. Оттого главная бергамская улица чаще всего заполнена потоками снующих людей. Впрочем, было бы неправильно не заметить, что такая популярность проспекта целиком оправдана - за счет его красоты и архитектурных изяществ.
Туман незаметно рассеялся, обножив чистейшее небо глубокого синего цвета. Яркое солнце, которое здесь, в Питере, мы увидем не раньше чем через два месяца, своим светом залило все окрестности. Температура воздуха поднялась до +5, с крыш хлынули потоки талой воды, у обочин зашумели ручьи. Создавалось впечатление, что нас внезапно перенесли во времени - и сейчас вовсе не декабрь, а весна - самый что ни на есть март или даже апрель. Бергамо засиял по-новому. И без того великолепный, он преобразился, вселив в нас восторг и позитив.
23.
24. Сотни людей вышли на улицы насладиться восхитительным предрождественским воскресеньем.
25. Мы тоже, подхваченные общим праздничным настроением, улыбаясь, шли к Старому Городу. В какой-то момент нам открылся на него вид снизу - это было волшебно! Классические итальянский домики, шпили и башни, казалось, были построены вторым уровнем - прямо над домами Нового Бергамо.
26.
27. Район под холмом застроен богатыми особняками и аппартаментами. Я слышал, совсем неподалёку находятся роскошные виллы голливудских знаменитостей - Джорджа Клуни, Брэда Пита.
28. Вокруг было море снега и зелени. Совмещение этих двух несовместимых вещей просто взрывало мозг в положительном смысле слова.
29. А вот и станция фуникулёра - жёлтое здание слева. Находиться на той улице было, как минимум, удивительно, ведь там одновременно чувствовались и лето, и зима. Обратите внимание на фото, думаю, оно отлично передает это настроение - яркое летнее солнце (кажется, оно ослепительно и жарко), роскошные зеленые кроны деревьев со спасительной тенью под ними и... пушистый снег :)
30. Очередь на фуникулёр - не из маленьких. Не смотря на то, что в Старый Город можно добраться и пешком, и на автобусе, возможность плавно вознестись на приличную высоту под большим углом, а также выйти наружу в самом сердце исторических кварталов, большинство упускать не желают. Очередь на подъёмник даже в такой холодный день с утра была приличная. Впрочем, долго стоять не пришлось - фуникулёры оказались вместительными. Мы уехали на втором.
31. Полюбоваться с фуникулёра красивым видом на ускользающий вниз Новый город, думаю, вряд ли у многих получится. Даже в нетуристический декабрь всякий раз салон транспортного средства забивали полностью - боюсь представить, что здесь творится летом. Однако, расстраиваться преждевременно - поднимаясь фуникулёром, вы наверняка столкнётесь с другими интересностями. Мы вот с огромным для себя удивлением обнаружили следующий стикер. Надеюсь, никому не нужно объяснять, что такое "Зенит"? :)
Прогуливаясь по узким улочкам Нового Бергамо, глядя на старинные дома, перенесённые сюда будто бы из сказок, нам с Иванкой казалось, что лучше быть уже не может, что старый город наверняка окажется таким же - лишь храмов с соборами там заметно будет больше. Мы очень ошиблись. Вверху всё было совершенно по-другому: вымощенные брусчаткой ещё более узкие улицы (казалось бы, совсем не приспособленные для вождения авто), ещё более старые и красивые дома, существенные перепады высот, но, самое главное, - великолепный вид сверху на Новый Город.
32. Фуникулёр привозит пассажиров на эту площадь.
33. Мельком увидев красоты, которые открывались с холма, когда мы поднимались на фуникулёре, сразу после прибытия мы отправились искать смотровые площадки. Узкие улочки, крутые склоны были полны неожиданностей - вот, например, настоящий Зорро идёт со своей дамой :)
34. В историческом центре, как оказалось, было много обыкновенных жилых домов. В большинстве случаев они представляли из себя прямоугольник с двором-колодцем внутри. Бывало, мы проникали внутрь и любовались бытом местных жителей :)
35. От станции фуникулёра мы спускались минут пять.
36. Цветы в окнах. Так необычно было это видеть в декабре!
37.
38. А вот и самый край холма.
39. Словно набережная, вершину холма окантовывала дорога с тротуаром, а в одном месте вовсе был разбит великолепный парк. Чувство, что ты находишься в очень необычном месте, где-то высоко, над всем миром, не покидало меня.
40.
41. Вид с холма на Новый Бергамо.
42.
43. Иванка.
44. Пальмы, Альпы, сказочные итальянские домики, пушистый снег и я :)
45. "Смотри, там взлетают самолёты!"
46.
47.
Солнце светило очень ярко, и даже не по-апрельски - по-майски пригревало. Снег таял с неимоверной скоростью, а нам, даже не смотря на то, что предусмотрительно оделись легко, было жарко.
Мы шли вдоль самого края холма и любовались красотами Бергамо. Здесь что ни шаг - то новая достопримечательность.
48. Древняя крепость на холме, уровнем повыше. На фоне нее забавляются местные детишки - спускаются с горок, играют в снежки, лепят снеговиков. Для бергамцев снег - это редкость.
49. Зажатый между двумя высокими холмами район Нового Бергамо.
50. Старинный храм в старинном городе.
Прогулявшись по краю холма, мы стали потихоньку возвращаться к станции фуникулёра. К сожалению, продолжительную остановку в Бергамо мы не запланировали - к шести пополудни следовало уже быть в Милане. Сейчас я жалею об этом. Бергамо - волшебен. Там, по меньшей мере, нужно было провести ещё ночь. И чем дольше мы гуляли, тем яснее осознавали это.
Центр Старого Города - узенькие улочки с торговыми лавками, ресторанами, кафе, булочными и отелями. Здесь очень нарядно. Гулять даже по одной улице можно часами - поверьте, вне зависимости от ваших интересов, манящие витрины найдут чем вас заинтересовать.
51.
52. В Старом Бергамо без проблем можно почувствовать себя в каком-угодно времени. Годы идут, но они не в силах изменить дух и вид этих средневековых улиц.
53.
54.
55.
56. Центральная площадь. В ту поездку мы намеренно избегали музеев - во-первых, не хотелось тратить время на "мёртвое" (настоящую жизнь городов смотреть куда интереснее); во-вторых, было просто жаль деньги - отдавать по 10-20 евро за вход :) Так что, наверное, к счастью для читателя - в этот раз никаких скучных википедических заметок :)
57. Пройдя сквозь лабиринт узких торговых улиц Старого Города, мы уже были готовы обнаружить противоположный склон холма, но не тут то было. Выйдя из очередной, построенной много веков тому назад арки, мы упёрлись в очередной подъём - оказалось, исторические кварталы Бергамо и крепость были расположены на широком плато высокой горы, на которую еще предстояло подниматься и подниматься.
58.
59. Улочки повыше оказались застроены богатыми домами, дорогими гостиницами и ресторанами. Там, вверху, был еще один, своеобразный и невероятно красивый Бергамо.
Окинув взгляды те дали с фото 57-58, мы поняли - в этот раз нам их точно не осилить. Бергамо - 100-тысячный итальянский город, кажется, даже за неделю вряд ли обойдёшь - настолько много здесь достопримечательностей, настолько приятно находиться и хочется оставаться на каждой улочке. И так нещадно опаздывая в Милан (там нас ждал номер в Radisson Blu, в который нужно было заехать до шести), мы наконец поспешили к автобусной остановке, чтобы вернуться к вокзалам. Оттуда железной дорогой до столицы региона следовало добираться порядка 70 минут.
60. Пока нужный нам автобус к остановке не подъезжал, мы любовались великолепнейшим видом...
61. ...открывающимся вот с этой аллеи.
62. Обратно, в Новый Город, мы добрались очень быстро. Сделав небольшой круг по самому краю холма, автобус нырнул вниз, на равнины, которые, пока нас не было, заволокло густым туманом. У железнодорожного вокзала, когда мы приехали, не осталось и намека на то, что всего пару часов назад Бергамо был залит по-летнему ярким, ослепительным солнцем.
63. Туман сгущался буквально на глазах - на следующем фото то же место, что и на предыдущем, но немного с другого ракурса, через несколько минут.
Впрочем, ничего страшного! Такая погода казалась нам ни по чём. Перед глазами был тёплый поезд, который мчится до Милана, с нами в одном из вагонов. Все было рассчитано - мы уже купили билеты, нашли в расписании время отправления ближайшего состава, но... не тут то было - дальше всё пошло не по плану.
Попридержу, пожалуй, рассказ о дальнейших событиях - напишу о них чуть позже, в следующей статье о нашем итальянском путешествии, которую целиком посвящу отдельной теме - транспорту южной республики, обладающему ряду особеннотей. Ведь именно благодаря поездам, автобусам и трамваям любой путешественник может добраться откуда-угодно куда-угодно, максимально разнообразив свой вояж.
Напоследок - жизнеутверждающее фото. Очаровательная итальянская девочка, сидящая на скамейке перед отправляющимся автобусом с автовокзала Бергамо. Бедный, замерзший ребёнок провожал своего возлюбленного, державшего путь в Милан. Сначала парочка долго стояла обнимаясь и целуясь, а затем, когда молодой человек зашёл внутрь автобуса, девчушка уселась на скамейку, и так и смотрела на нас жалобными глазами до тех самых пор, пока автобус не уехал.
Понравилась статья?
Лучшее "спасибо" - "лайк", репост или ссылка, отправленная другу.