Greyhound и Раймонд Лоуи - пятнадцать лет сотрудничества, изменивших мир. Часть II

Aug 30, 2016 21:51

Начало - Greyhound и Раймонд Лоуи - пятнадцать лет сотрудничества, изменивших мир. Часть I



В 1944 году уже было ясно видно, что война движется к концу и ресурсы можно направить в мирное русло. Отметим, что и в 1942-44 годах автобусы Silverslides производились. Правда, весьма аскетического вида - без полированных алюминиевых боков, шикарных кресел, но задачу свою они исполняли исправно.

GX-1 Highway Traveler
GM (а Yellow Coach давно уже принадлежал General Motors) в 1944 году возобновило производство для Greyhound моделей 3702 серии во всём их великолепии,сначала с бензиновым, а затем и с дизельным двигателем. В начале 1945 года General Motors и Consolidated Vultee уже умозрительно представляли как должен выглядеть послевоенный Greyhound, но ... тут опять вмешался Раймонд Лоуи. Его компанией к началу 1946 года был разработан и под руководством Карла Волей построен прототип экспериментального 50-местного Highway Traveler в Greyhound Motors & Supply Co. of Chicago - подразделения компании, занимавшегося ремонтом огромного автобусного парка фирмы и являющегося прямым потомком C.H. Will Motors Co.


GX-1 Highway Traveler, первый вариант, созданный по первоначальному дизайн-проекту Лоуи

Автобус предполагался длиной в 35 футов (10,67 метров), в качестве силового агрегата авторам проекта виделся бензиновый V-12 воздушного охлаждения, мощностью 200 л.с., который выпускала Aircooled Motors Corp. of Liverpool, N.Y., владевшая патентами, доставшимися ей от Franklin Engine Company ( их двигатели ставились на многие американские военные самолёты, а также и на Tucker Torpedo). Удивительной особенностью этих двигателей (двух спаренных V-6) была запроектированная возможность отключения водителем половины цилиндров при движении, например, по равнинной местности, по дороге с лёгким уклоном и т.п. Такой двигатель мог принести Greyhound дополнительную выгоду от экономии топлива. Они "терзают" производителей заказами на разработку двигателя и коробки передач, которые в сочетании позволяли бы автобусу подняться на холмы на высокой скорости, но без избыточного расхода топлива на скоростных участках. Этот кошмар для инженеров того времени виделся менеджерами Greyhound вполне осуществимым.


GX-1 Highway Traveler, вариант 1945 года - уже трехосный


GX-1 Highway Traveler, вариант 1946 года

GX-1 был настоящим двухпалубным лайнером, с одним этажом поверх другого. При длине всего 35 футов, с одним ведущим мостом, он вмещал 50 пассажиров, 37 на верхней палубе и 13 на нижней. Рабочее место водителя находилось на верхней палубе, высоко над дорогой.


GX-1 Highway Traveler, 1955-56 гг. - незадолго до уничтожения

Внутренняя планировка подавалась компанией Лоуи как образец логичности и комфорта, но расположение кресел по сторонам от багажного отделения, над двигателями, за лестницей сложно признать удачной находкой. Автобус был полон противоречий.

В автобусе имелась уборная, а труд водителя облегчал гидроусилитель руля. При всём блеске дизайна у него имелась сложная в эксплуатации система из спаренных двигателей, конструктивно сложной пневматической подвески - всё это усложняет техническое обслуживание как на специализированных станциях, так и в дороге. К этому же добавляется и малый размер багажного отделения.

Greyhound усиленно рекламировал в прессе, своих рекламных брошюрах и отчётах эту новинку.




GX-1 Highway Traveler - из патента Лоуи

Совсем не удивительно, что GX-1 столкнулся со многими технические проблемами из-за "сырости" самой концепции, систем и компонентов автобуса. Он продемонстрировал, что модель не столь практична, сколь непрактична, не столь реалистична, сколь нереальна, не столько успешна, сколь неудачна, и в целом выбран не столь правильный путь в сочетании неправильных способов. Оказалось, что в данном виде автобусу никогда не работать в регулярном обслуживании и нет вариантов получения каких-либо доходов от его эксплуатации.

Но GX-1 сделал своё дело - прорекламировать Greyhound и припарковался в главном офисе в Чикаго, а затем он стоял на задворках, укрытый брезентом, до тех пор пока его не разобрали в 1956 или 57 годах.

В качестве эксперимента Greyhound добавил второй пассивный задний мост, за одной ведущей осью, чтобы поэкспериментировать с парой тандемных задних осей, в рамках подготовки к Scenicruiser.

GX-2 Scenicruiser
Наиболее удачные элементы конструкции и оснащения GX-1, такие как расположение сидений на втором уровне, туалетная комната, система кондиционирования воздуха и так далее, были использованы во втором прототипе, также ручной сборки, завершенного в июне 1949 года и получившем обозначение GX-2 или "Scenicruiser". Лоуи и в этот раз был ответственен за базовый дизайн, но при разработке этой модели он руководствовался несколько иными принципами, вместо 35 футов (на тот момент - максимум длины автобуса в некоторых штатах), GX-2 был 40 футов длиной, и 33 из его 43 мест были расположены на второй палубе. Рассадка пасссажиров была обычной - два на два. Туалет был у подножия лестницы. Значительно увеличена была вместимость багажного отделения, а большинству пассажиров был предоставлен верхний ярус, в котором за счёт создания новых световых люков, ниш и окон значительно увеличилась общая площадь остекления.

Как и у последней модификации GX-1, в которой была изменена задняя ось такая же конфигурация была применена и у GX-2 - средний мост был с одинарными колёсами и по сути выполнял роль поддерживающей тележки. Поскольку новый автобус должен был выполнять рекламную функцию, то для достижения требуемой надежности, ушли от таких экспериментальных особенностей GX-1, как пневматическая подвеска и двойные двигатели - необходимо было избежать поломок и других проблем. GM использоавала подвеску от PD-4151, а также часть его конструктиеных решений. Стальные пружины и один GM 6-71 дизельный двигатель, который был стандартом у автобусов GM с 1939 года, со стандартной ручной четырех-ступенчатой ​​коробкой передач были использованы в этом прототипе.



GX-2 Scenicruiser - схема расположения мест в автобусе, из  патента GM

После рекламных туров, направленных на изменение законодательства, GX-2 базирующийся в Чикаго, пошел в коммерческую эксплуатацию на магистральных маршрутах из Чикаго. Он получил номер G-7483 и стал работать в подразделении The Great Lakes Greyhound Lines (GLGL), базирующемся в Детройте. Он также служил тестовым стендом экспериментирования GM с различными комбинациями и изменениями в связке двигатель, трансмиссия и ведущий мост.



GX-2 Scenicruiser - глиняная модель от дизайнеров GM с узнаваемыми окнами и панорамным остеклением

GX-2 установил общую компоновку PD-4501, но он не был тем окончательным вариантом, который принято считать каноническим Scenicruiser.
Дело в том, что одновременно с выпуском Silverslides дизайна компании Лоуи, в General Motors разрабатывались и другие модели, такие как GM PDA-4101, PDA-4102, PD-4103. Многие ранее разработанные модели получали современного облика носовую и кормовую части, в стиле 40-х гг., оставаясь, по сути всё теми же. Но самой оригинальной их находкой был GM PDA-4104.



PD-4104 - Highway Traveler
В 1953 году, после окончания Корейской войны и уменьшения в связи с этим дефицита алюминия (кстати, по этой причине многие PD-4103 выпускались без рифленой алюминиевой облицовки и абсолютным минимумом другой отделки), GMC T&C Division представил потрясающую инновационную модель PD-4104 - Highway Traveler, имя ранее данное GX-1, первого экспериментального образца, используемого при разработке концепции Scenicruiser), новый Король дороги, предваривший Scenicruiser.




PD-4104 - Highway Traveler, особенности дизайна бокового остекления (из патента GM)

PD-4104 был облицован алюминиевым профилем во всю высоту кузова и получил целый ряд крупных и значительных улучшений, в том числе пневматическую подвеску, усилитель руля, и, самое интересное и важное в нашем случае, окна в форме вытянутого вперед параллелограмма с изящно закругленными углами - по сути опробировав все особенности GM Scenicruiser PD-4501. Он использовал GM 6-71 двигатель и механическую, с четырьмя скоростями, коробку передач.


PD-4104 - Highway Traveler

Как только PD-4104 прибывал на станцию, то все остальные выглядели устаревшими.


PD-4104
Но у него был недостаток, не видимый снаружи - непривлекательный интерьер. Цветовая гамма - коричневая обивка кресел с коричневым ковролином на полу и бежево-коричневой отделкой салона. Эта коричневая цветовая схема была стандартной для всех PD-4104, для всего парка Greyhound Corporation.

Ещё одно достижение - пневматическая подвеска, доведённая до приемлемого уровня надежности вместо обычных стальных рессор - всё это перешло к Scenicruiser.

EXP-331 - PD-4501 Scenicruiser


EXP-331

В 1952-53 гг. GMC T&C Division также создал прототип, известный как EXP-331, по сути - PD-4501, пошедший в производство какк Scenicruiser, который начал выходить с конвейера в 1954 году. Он, кстати, потом был перестроен в соответсвии с ттребованиями к серийной модели и использовался в перевозках (этот прототип, кстати, сохранился до наших дней). Эта модель получилась чем-то средним между дизайном, предложенным студией Лоуи и идеями дизайнеров GM, трудившихся в стилистике, заданной Яхарли Эрлом; с технической начинкой, совмещавшей элементы как GX-2, так и PD-4104.


Торжественное представление 14 июля 1954 года PD-4501 Scenicruiser


Мисс Америка 1953 представляет PD-4105 14 июля 1954 года


PD-4501 Scenicruiser С675 (серийный номер 006), открывший торжественное представление модели публике

В дальнейшем PD-4105 ждала интересная судьба, но здесь мы остановимся на одной дате - 14 июля 1954 года, когда с завода Pontiac, в торжественной обстановке выкатилась первая партия Scenicruiser'ов.







PD-4501 Scenicruiser








автостарина, 40-е, 50-е, 30-е, авто, Америка

Previous post Next post
Up