Русские и автомобили: история любви

May 08, 2016 15:46

"Майкл МакГуайр московский корреспондент
МОСКВА. 30 июня - Подписание трех советско-германских соглашений - одно из самых значимых исторических событий нашего времени- могло подождать.Председатель ЦК КПСС Леонид Брежнев не мог победить желание попробовать порулить блестящим новым автомобилем. Таким образом, историческая церемония подписания в Бонне была задержана на 10 минут, чтобы дать в главе России насладиться и порулить серебристо-серым Mercedes 450 SLC, подарком канцлера Вилли Брандта.


Вилли Брандт и Леонид Ильич Брежнев, 1973
Mercedes был последним дополнением к коллекции автомобилей Брежнева, в которую входят Cadillac от президента Никсона (история с подарками Брежневу от Никсона слегка описана в Подарок Дорогому Леониду Ильичу), S31 Citroen-Maserati цвета зелёный металлик от президента Франции Жоржа Помпиду и два Rolls-Royce Silver Clouds.
Любовь Брежнева разделяют миллионы россиян, для которых мечта стать владельццем автомобиля очень далека от осуществления. Машин просто не достаточно, чтобы обеспечить всех, и сомнительно, что Советский Союз сможет удовлетворить спрос на личные автомобили до 21-го века. В общей сложности в Советском Союзе насчитывается около 2,5 млн автомобилей, это около половины из 4,8 миллиона зарегистрированных в штате Иллинойс. Но в России, лишь немного - 1,8 миллиона автомобилей принадлежат частным лицам, при населении страны в 248 миллионов человек. На Москву, с населением 7,1 миллиона человек, приходится подавляющая доля автомобилей - 150000 находящихся в частной собственности. В Чикаго в этом году, в общей сложности зарегистрировано 987775 автомобилей. Четыре миллиона ленинградцев- и всего 85 000 жителям принадлежали автомобили в 1972 году, в то время как в Киеве, столице Украины, 19000 частных автомобилей были разбросаны среди 1,6 миллиона человек. В Центрально-Азиатской Республике Таджикистан, скудное число в 6000 человек из 3,138,000 является владельцами автомобилей.
Избегаемый в течение многих десятилетий, как зловещий чуждый символ буржузного декаданса, с установленным приоритетом оборонной направленности экономики Кремля, личный автомобиль вдруг стал главным центром внимания, символом для нового советского потребителя.


[Русские и автомобили: история любви]С 1965 по 1970 год автомобильное производство выросло на 50 процентов до 300 000 в этом году, с того, что 1 250 акров, Спроектированный итальянскими инженерами из Турина завод в Тольятти выпускает 1400 советско-стилизованных Fiat'ов каждый рабочий день, 905000 автомобилей на нём будут ежегодно выпускаться. Переделанный и укреплённый, чтобы справиться с советскими дорогами и переименованный в "Жигули", чтобы удовлетворить советский патриотизм, Fiat обещают поставить русских на дорогу так, как модель Ford T поставила американцев на дорогe полвека назад. Советские плановики утверждают, что они рассчитывают не допустить, чтобы производство и потребление автомобилей переросла в загрязнение экологии и кошмарным пробкам -проклятиям западных столиц. Цель их, кажется, сохранить общее насыщение автомобилями в одной трети от существующего сейчас количества в Соединенных Штатах, где зарегистрировано 86,4 млн. автомобилей. Только в своих самых смелых мечтах автодилеры Чикаго и Детройта могли бы представить себе картину России, в которой Иван Иванович покупает автомобиль советского производства.
ИВАН должен ждать от одного до шести лет - в некоторых случаях больше - чтобы купить "колеса". И когда пришла очередь, то ему придется раскошелиться на всю зарплату за несколько лет, чтобы получить его.Весь годовой объем производства распределяется покупателям, которые заплатили наличными заранее в течение первых нескольких недель года. Там нет конкуренции со стороны импорта, не надо суетиться с трейд-ин, снижением цен или решением финансовым проблем, снижением накладных расходов, нет никаких вопросов об аксессуарах, модели или цвете. Иван должен быть счастлив - и обычно это так - тому, что он может получить авто в свои руки, хотя, если у него есть блат - всё решается проще. Специальные списки ожидания доступны для звезд спорта, писателей, журналистов, артистов балета Большого театра, Московского кино, народной тайной полиции K.G.B ,сотрудников ЦК коммунистической партии. Получение автомобиля это одно. Сохранить его в рабочем состоянии - это другое. Запасные части находятся в таком жутком дефиците, что у русских есть шутка, что можно удвоить свои деньги, покупая новый автомобиль и распродавая его на запчасти на черном рынке.
Существует нехватка - сервисных станций. В 1950 году во всём СССР насчитывалось 503 станций технического обслуживания, где можно было бы отремонтировать автомобили. К концу 1975 года власти надеются, что они будут иметь 1000. В Соединенных Штатах в прошлом году было 200000 станций технического обслуживания. Москва в настоящее время имеет 17, еще три планируется ввести в эксплуатацию в этом году. "Расстояние между станциями довольно большое сегодня," сказал А.М. Тарасов, министр советской автомобильной промышленности. "Мы сейчас заняты строительством базовой сети. В будущем, предусматривается крупномасштабное строительство малых станций и, так как их число возрастёт, расстояние до ближайших центров обслуживания автомобилей будет неуклонно уменьшатся." Во время поездки по очень извилистой и холмистой дороге между Ленинградом и Москвой - двумя главными городами России, на глаза не попалась ни одной бензоколонки."

А теперь посмотрим, что же за автомобили сравнивал автор статьи с продукцией отечественного автопрома:
Итак, номер 1 - ЗАЗ-968 сравнивается с продукцией Renault. Из малолитражек того времени, наиболее близка модель Renault 5


1973 Renault 5
Номер 2 - Москвич-412. Сопоставимой моделью автор видит Ford Escort


1973 Ford Escort
Номер 3 - "Жигули" ВАЗ-2101 - тут всё просто и понятно - Fiat 124


1973 Fiat 124 ST
Номер 4 - "Волга" ГАЗ-24 сопоставляется с Plymouth, наиболее близким по характеристикам был Valiant


1973 Plymouth Valiant
Как видите - все автомобили довольно пристойные. Взгляд автора, конечно же, несколько жестковат, но помним о времени написания текста и составляем более-менее реальную картинку из отечественногго и западного взгляда на нашу автоисторию.

© Chicago Tribune - все авторские права на данную статью, а также на используемое в тексте статьи изображение принадлежит Chicago Tribune, 06/01/73
© Все авторские права на используемые в данном посте изображения принадлежат их авторам.

1973, ГАЗ-24, история, Москвич, автоистория, ВАЗ, СССР, история авто, Никсон

Previous post Next post
Up