В прошлом году исполнилось 55 лет с Выставки в Сокольниках. Ее открывал вице-президент США Ричард Никсон, который в течении 11 дней путешествовал по Советскому Союзу. О своих впечатлениях он написал статью в журнале "National Geographic", ее опубликовали в декабре 1959 года.18,24 и 26 мая 2014 года я уже публиковал свой перевод частей статьи
Россия, какой я ее увидел. Ричард Никсон,
Россия, какой я ее увидел. Ричард Никсон - часть II,
Россия, какой я ее увидел. Ричард Никсон - часть III и 7 марта 2015 года
Россия, какой я ее увидел. Ричард Никсон - часть IV, а сегодня закончим его историю, в которой он рассказывает о целине, Урале, выступлении по ТВ и визите в Польшу.
ОСВОЕНИЕ ЦЕЛИНЫ - ЗНАЧИТ БОЛЬШЕ ЕДЫ
Сибирь не только центр большого роста промышленности, как сказал мне сопровождающие нас сотрудники посольства, есть программа "освоения целинных земель", которая началась в 1954 году и была сосредоточена в Сибири и прилегающих районах Казахстана. За эти пять лет более чем на 90 миллионов акров были впервые распаханы и засажены пшеницей.
Эта новая посевная площадь означает, что некоторые из чернозёмов Украины можно использовать для большего выращивания кукурузы на зерно, что, в свою очередь, добавит больше мяса в рацион советского человека, в котором преобладает хлеб, картофель и овощи. Район целинных земель по климату очень похож на Западную Канаду. Вегетационный период короткий, а количество осадков редко превышает 12-14 дюймов в год. К счастью, осадки выпадают, как правило, в нужное время.
Новосибирцы рады встрече с Никсоном
Тем не менее, сельское хозяйство на новых землях является рискованным, и результаты не были полностью успешными. В прошлом году, например, августовский снегопад испортил хороший урожай в некоторых областях.
Людей стимулировали поехать на освоение новых земель, как мне сказали, предлагали бесплатный проезд и беспроцентные ссуды на покупку скота и строительство жилья. Многие из них были "добровольцами", направленными по путёвкам ВЛКСМ, также большое число студентов проводило летние каникулы, помогая осваивать новые земли.
Успешен этот опыт или нет сложно сказать, но есть небольшой шанс, что эта программа может быть повторена. Хотя Советский Союз - это огромная страна, почти в три раза превышающая по площади Соединенные Штаты Америки, но лишь около 10 процентов её земель пахотные; остальные территории либо слишком холодны, либо слишком сухи для сельского хозяйства. Таким образом, увеличение пахотных земель в 1954-59 гг. привело к использованию почти всех доступных земель.
Отметим, что часть выращенного урожая, была потеряна из-за административных ошибок. Существует нехватка элеваторов для хранения, и дорожная система не подходит для транспортировки. Это означает, что большая часть урожая в урожайные годы должна храниться на открытом грунте и теряется в плохую погоду. В 1958 году - году хорошего урожая, обычной среди колхозников была шутка: "Мы бы с удовольствием обменяли тонну пшеницы на одну бутылки водки. По крайней мере, от водки хоть какая-то польза была бы."
ДВОЕ ИЗ ПЯТИ РАБОТАЮТ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Мы должны помнить, что 40 процентов всей рабочей силы Советского Союза работает в сельском хозяйстве, это означает, что один человек, работающий в сельском хозяйстве выращивает продуктов для четырех других советских граждан. Сравните это с американским средним показателем 1 к 22, и у вас появится некоторое представление о том, насколько Советский Союз отстал в аграрном хозяйстве до сих пор, и сколько ему ещё нужно сделать чтобы пойти по пути превращения себя в индустриальную страну (прим. - в плане сельскохозяйственного производства).
Свердловчанки
Советский Союз и Соединенные Штаты имеют сельскохозяйственные проблемы, наша, к счастью, в основном, проблема США - наличие излишков. Семь с половиной миллионов американских фермеров и сельскохозяйственных рабочих, против примерно сорок миллионов в Советском Союзе, но наш (прим. США) общий выход сельскохозяйственной продукции гораздо больше. Не только из-за мастерства наших фермеров, но и из-за нашей беспрецедентной технологии и высокотехнологичного оборудования мы превышаем советское производство на гораздо меньшей площади.
Нам всем было жаль покидать Новосибирск. Это город, может быть «сырой» и «грубый» во многих отношениях, но это динамичное и захватывающее по силе место с чрезвычайно теплой сердечной атмосферой. Свердловск был нашей последней остановкой в Сибири. Он расположен почти точно на полпути между Москвой и Новосибирском и называется промышленной столицей Урала. Но это не город в горах. Урал напоминает наши Катскилл (прим. - Катскильские горы, отроги Аппалачей, находятся в штате Нью-Йорк, США, к северо-западу от Нью-Йорка и к юго-западу от Олбани. Они сформировались в результате разрушения плато. Являются излюбленным местом отдыха жителей Нью-Йорка и других городов.) гораздо больше, чем Скалистые горы, и Свердловск находится в районе, где ни одна из его из высот не превышает 1000 футов над уровнем моря.
Свердловчанка встречает Никсона
Минеральные богатства, находящиеся в этих горах, дали Свердловску свое начало еще в 1723 году, в этом задымленном городе живет 800 000 человек. Это центр обработки железа, меди, вольфрама, платины, золота, асбеста и, и один из ведущих советских центров вооружений.
Нас снова встретили восторженные толпы в аэропорту, и группы горожан аплодировали нам вдоль всего нашего девятимильного пути в город.
Окно дома в Свердловске
Большая часть местности покрыта ухоженными сосновыми лесами, а большинство полей засажено картофелем. Почти все дома построены из дерева, а почти на каждом окне жители выставляют свои горшки с геранью и настурции. Даже в самом городе большинство домов построены из бревен.
Пассажиры троллейбуса в Свердловске
Наш первый полный день в Свердловске был, как обычно, занят поездками. Мы поехали по холмистой местности в Первоуральск, где мы посетили трубопрокатный завод, один из крупнейших в Советском Союзе. Там я снова обратил внимание на количество женщин на работе и на неизбежные плакаты, которыми покрыт почти каждый квадратный дюйм пространства заводских стен, призывающие рабочих производить больше, напоминающие им, что только коммунизм может привести их к лучшей жизни, убеждающих соблюдать технику безопасности.
Плакаты на стенах
Это последнее предупреждение, конечно, необходимо. Стандарты безопасности в этом заводе, как и во всех я посетил, были гораздо ниже, чем на американских заводах. Литейщики не носили очки, ремни машины были незащищенными, и мужчины, занимающиеся переноской и укладкой тяжелых металлических отливок, не имели травмобезопасной обуви.
Молодой директор, на мой взгляд, типичный представитель среднего звена советских руководителей он начал как рабочий, учился по ночам, и, наконец, стал инженером, а потом и руководителем. Он провел год в Америке 10 лет назад, осматривая материалы и тяжелое оборудование, которое позже приобрел Советский Союз.
Отдыхающие свердловчане на берегу реки Исеть
Большая часть оборудования была изготовлена по устаревшим уже американским стандартам, и было мало свидетельств автоматизации. Но одна сопровождающих нас девушек, переводчик из какой-то газеты, никогда не видела сталелитейных заводов и была убеждена, что это должно быть последнее слово техники.
"Я уверена, что у вас нет ничего подобного в Америке," сказала она с гордостью одному из американских журналистов.
"Нет больше", ответил он, и оставил ее очень озадаченной ответом.
Но давайте не будем заблуждаться во всём этом. Мы можем гордится, что сегодня впереди Советского Союза в области автоматизации, мощности заводов и капитального оборудования, но они делают почти нечеловеческие усилия, чтобы догнать и даже перегнать нас. Они крайне серьезно относятся к своим целям. И поэтому есть только один способ для нас, чтобы остаться в авангарде - мы должны постоянно двигаться вперед.
Женщин-рабочих везут домой
Прежде, чем мы достигли трубопрокатного стана, мы посетили довольно интересный ориентир: границу между Европой и Азией. Бетонный обелиск отмечает это место. Там были установлены столы для пикника, в комплекте с запасом хорошо охлажденного шампанского, так что у нас был повод сделать несколько тостов. Я заметил, что я был точно на полпути от моего собственного дома в Калифорнии, и что кратчайший путь был бы прямо сквозь землю.
Граница между Азией и Европой
ШАХТЕРЫ СПРАШИВАЮТ О ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЯХ
Мои хозяева, видимо, поймали меня на слове. Ибо, когда после обеда мы достигли медного рудника в Дегтярске, я обнаружил подготовленную рабочую одежду, шахтерские каски и лампы, и очутился на глубине 800 футов в шахте, а там говорил с двумя шахтерами о проблемах управления атомными испытаниями и введения всеобщего запрета на такого рода тестирование.
Один из шахтеров очень серьезно поставить этот вопрос передо мной: "Вы говорите, что не хотите войны, но почему же тогда вы продолжаете ваши атомные испытания? Почему вы не остановили их?"
Газированная вода за 3 цента (30 копеек)
"Это лучшее место в мире для Вас, чтобы задать мне этот вопрос," ответил я. "То, что мы в Америке заинтересованы не просто в соглашении, а в том, чтобы остановить эти тесты, но соглашение, не может работать, пока обе стороны не будут его придерживаться. Знаете ли вы, что испытания в настоящее время могут быть проведены под землей, насколько ниже поверхности - как мы прямо сейчас, и которые не могут быть обнаружены, если у вас нет инспекторов прямо на месте? Вот почему мы настаиваем на инспекционной системе, что даст нам обоим уверенность, что любое соглашение, которое мы заключим, жизнеспособно".
Я думаю, что этот аргумент он, в такой четко выраженной форме, никогда не слышал, действительно попал по адресу. В любом случае, я был под впечатлением от такого серьезного подхода горняков к этим проблемам.
Пэт тем временем делала несколько посещение отдельно от нашей группы. Г-жа Валя Калягина, жена одного из шахтеров, попросил ее приехать к ней домой, где они провели приятный час вместе и развлекались, слушая её пение, под аккомпанемент аккордеона мистера Калягина. Пэт также была занят всё время в Свердловске, и я думаю, что наивысшего пика развлечения достигли, когда она посетила пионерский лагерь, в котором пионеры вовлекли её в танец - «польку».
"Полька" в пионерлагере
"Это было слишком быстро," как она позже сказала мне. "Я не могла идти в ногу с детьми." Но, по крайней мере, они имели счастье выбрать самого изящного члена семьи Никсонов, и того, кто что-то знает о танцах!
Мы закончили наше путешествие в Сибири остановкой на Белоярской АЭС. Здесь, на берегу искусственного озера, полным ходом идет строительство установке, которая должна достигнуть мощности в 200 000 киловатт электроэнергии к 1961 году.
Адмирал Риковер сказал г-н Николаю Куйбышеву, директору станции, что американские ученые предпочли бы работать на мирное использование атомной энергии, чем на военные проектов.
"Ваши слова дают мне уверенность в том, что мы, возможно, придем к сотрудничеству", ответил директор.
От имени президента Эйзенхауэра я пригласил г-на Куйбышева и его сотрудников, посетить Соединенные Штаты, чтобы увидеть ядерные объекты и наше собственное мирное применение атомной энергии.
Я надеюсь, что он сделает это, в самом деле, приедет и увидит, как мирный атом развивается в США.
ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ, ЗАКОНЧИВШЕЕ ВИЗИТ АВТОРА В СССР
Вернувшись в Москву, я закончил свою 11-дневную поездку часовой беседой с советским народом по государственной телевизионной и радио сети. Нью-Йорк Таймс назвала его "одним из самых прямых выступлений, которых когда-либо слышали советские слушатели от западного гостя."
На самом деле, я собирался не столько сделать его прямым, как просто сделать это так просто, как я мог это сделать. Я чувствовал, что я не должен тратить время на дипломатические тонкости, но говорить о конкретных вещах.
Торговка цветами
Моей главной задачей было сделать определенный вклад, по крайней мере, к началу откровенного обмена информацией и идеями между нашими двумя народами. Я не надеюсь, что всё измениться в одночасье - ту ужасающую ситуацию с дезинформацией и отсутствием взаимопонимания. Конечно, ни одна речь не может решить глубокие и существенные различия между Америкой и Советским Союзом, но представьте хоть на мгновение, что это возможно. Проблемы, столкновения основных принципов никогда не решить, делая вид, что они не существуют.
У нас не должно быть никаких иллюзий, что взаимопонимание - это выражения дружбы и доброй воли. Озвучиваемое лидерами мирового коммунизма желание мира, даже обмен визитами между президентом и премьером Хрущёвым не решит вдруг все разногласия, которые разделяют Коммунистов и свободный мир.
Но, в то же время, мы должны помнить об этом: В то время как понимание само по себе не будет создавать мир, непонимание может спровоцировать войну, войну из-за просчетов, или перехода на такие жесткие позиции, с которых применение силы может стать неизбежным. Чтобы избежать такой ситуации, мы должны держать открытыми все возможные каналы связи, мы должны войти в режим серьезных и последовательных переговоров, принципиальных переговоров.
Так что я воспользовался случаем в течение часового своего выступления по советскому радио и телевидению, чтобы создать именно такую связь - сказать советским людям, вероятно, впервые, что каждый из них работает один день из четырех на вооружение, о международной напряженности, вызванной 15-ю годами советской агрессии и подрывной деятельности.
Новостройки
Я сказал им, что, конечно, Соединенные Штаты вооружены и сохраняют базы за рубежом, но не для целей агрессии против Советского Союза или любой другой страны. Мы имеем их только для того, чтобы защитить себя и своих союзников. Мы начали строить нашу оборону, на самом деле, только после того как Советский Союз приступил к всемирной кампании подрывной деятельности и агрессии - блокада Берлина и война в Корее являются двумя наиболее яркими примерами.
И я сказал им об этом, тоже: то, что мы не возражаем, если премьер Хрущев выражает свое убеждение, что наши внуки будут жить при коммунизме. Мы только против того, если он попытается достичь этот результат вмешиваясь в наши внутренние дела.
Что касается нас, мы не говорим, что его внуки будут или должны жить в соответствии с системой свободного предпринимательства. Сама суть нашей веры заключается в том, что каждый народ должен иметь право выбирать для себя, свободно от всякого принуждения, свободно от давления внешних сил, и с полным осознанием всех альтернатив, политической, экономической, и социальной системы, в которых он хочет жить. Мы хотим, чтобы для других народов только то, что мы хотим для себя - свободной жизни, материального изобилия, и, даже, более фундаментальных вещей - культурного и духовного богатства.
Наконец, я сказал им, что американский народ хочет лучшего уровня жизни для народа Советского Союза; что если премьер Хрущев сосредоточит свои усилия на создании лучшей жизни для советских людей в Советском Союзе, эту задачу мы приветствуем и поддерживаем.
Но если, с другой стороны, он направит советские силы и ресурсы на коммунизацию мира, этому мы должны сопротивляться.
Я подчеркнул, что неизбежным результатом такой политики будет увеличена напряженности и роста страданий для русских и других народов в ближайшие годы.
Я отклонил негативное понятие сосуществования, в советском стиле, означающее, два мира с враждебными лагерями, каждый пытается навязать свою систему на другой. Я представил концепцию одного мира, где разные народы живут в разных системах они выбирают ту, где есть свобода общения и обмена и сотрудничества в достижении общих целей.
ПОЛЬСКОЕ «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ»: УЛЫБКИ, СЛЕЗЫ И ЦВЕТЫ
У моей жены и у меня было много интересных впечатлений во время наших путешествий, не только в Советском Союзе, но и в 53 странах, где с 1953 года, мы, представляем президента Эйзенхауэра и американский народ. Было много драм во время этих путешествий, много отрадных случаев. Но никогда не было ничего такого, чтобы соответствовало опыту нашего приема в Варшаве.
Мы прибыли в воскресенье днем, точное время не быдло оговорено, наш маршрут не был определен и распланирован правительством Польши. Тем не менее 10 миль от аэропорта до центра Варшавы были просто непрекращающейся линией из миллиона с четвертью человек.
Встреча в Варшаве
Люди стояли на каждом дюйме дороги, люди толпились на улицах города, люди, вставали на цыпочки, чтобы заглянуть через головы тех, кто стоял перед ними. Люди, высовывались из окон квартир, забирались на тележки и автобусы, прижималась к машинам, когда наш кортеж замедлял движение.
Лица кругом улыбались. Каждый из встречающих улыбался, размахивая руками, крича на языке, который я не понимал, но смысл был понятен.
Они приветствовали и выкрикивали свои пожелания в Америку, Эйзенхауэру и, даже, Никсону. Они буквально засыпали нас цветами. И я мог видеть слезы во многих глазах, я думаю, что это были слезы благодарности, что они, таким образом, показывали свою преданность принципам свободы и независимости. Я думаю, что они показывали, также как глубока дружба с Америкой, как с символом свободы и независимости в широком смысле.
Это не было никакой личной данью признания. Это было гораздо больше, чем это, и гораздо важнее. Это было демонстрация целого народа, что, хотя они разделяют общую границу с грозной диктатурой из СССР, и, хотя советские войска размещены в стране, они осмелились показать свои чувства, свою преданность бессмертным принципам свободы.
На следующий день один из членов делегации сказал мне, что он беседовал с польским знакомым вскоре после нашего приезда. Он отметил, что премьер-министра Хрущева тоже, во время его недавнего визита в Варшаву, несомненно, встречали потоком цветов. "Конечно," ответил его польский друг, - "Но для американцев мы купили наши собственные цветы!"
Эта история, и весь наш польский опыт, просто указывает на тот факт, что никакое количество цензуры или искажение пропагандой не может ослабить традиционные узы дружбы и любви, что объединяют польской и американский народ вместе. Эта связь, которая идет ещё со времён нашей собственной революции. Очевидно, что польский народ не забыл это.
И каждая миля пути вдоль нашего маршрута в воскресенье, в Варшаве служили мне напоминанием о том, что мы должны помнить о направлении нашей энергии и усилий задачам обеспечения мира. Мира, в котором люди могут быть свободными, народы независимыми, и народы могут жить вместе в мире, гармонии и дружбы.
P.S. Вот и закончился мой многострадальный годичный перевод статьи Ричарда Никсона "Россия, какой я ее увидел", опубликованной в декабрьском номере 1959 года журнала National Geographic.
Друзья мои, прочтите с особым вниманием последние два раздела, рассказывающие о его выступлении на советском ТВ и визите в Польшу.
Надеюсь, что статья показалась вам такой же интересной и полезной, как и мне.