Обычно друзьям-читателям нравятся мои посты по тэгу «подарки». Вот очередной из них. Речь пойдет о книге мемуарной прозы Даниила Гранина, которую подарила маме на 8-е марта.
Конечно, пост готовился быть выставленным именно к женскому празднику. Но как это часто бывает у меня, не случилось. Но думаю, сразу после Дня космонавтики тоже можно. Ведь по сути все, кто отмечает сейчас этот праздник, связывают его не только с космосом, но прежде всего. с былым триумфом советской науки и технологий. В социалистической эпохе было много противоречий. Хотя все гордились научными достижениями нашей страны, и поприще ученого было престижным, не очень престижно было делать ученого главным героем литературных произведений, потому что гегемон - рабочий, колхозник - считался основным действующим лицом истории, а интеллигент - второстепенным. Вторая причина, думаю сейчас, была в том, что для того, чтобы писать о науке и ученых, нужно было самому было недюжинного ума, чтобы разбираться в существе вопроса. Мне читать было как раз интереснее всего о людях науки, и они для меня всегда были эталоном «делать жизнь с кого». И Гранин был одним из немногих, кто заполнял эту нишу советской литературы.
В юности я читала его роман о физиках «Иду на грозу», и он в свое время был весьма актуален, поскольку после взрыва атомной бомбы простой обыватель оценил всю мощь экспериментальной и теоретической физики. Гранин поднимал там вопросы, которые решают во все времена - ответственность человека за дело, которым он занимается, принципиальность, честь ученого. Позже в конце 80-х, когда хлынула лавина первоклассной литературы, ранее запрещенной, книга Гранина «Зубр» не то что не затерялась, а наоборот, была одной из самых читаемых и обсуждаемых. И здесь, в общем-то, речь шла тоже о чести, но так же и о проблеме «ученый и власть». Его герой потрясает силой своего духа и стойкостью убеждений. И самое потрясающее, что это не выдуманный персонаж. В конце прошлого года я прочла книгу литературных эссе Дмитрия Быкова «Советская литература. Краткий курс», которая мне очень понравилась. Как поясняет Быков, книга писалась для того, чтобы доказать, что советская литература была гораздо лучше нынешней и что ее нужно читать. Вот и я с Быковым согласна. И когда на балке взяла полистать книжку Гранина, вынесенную в заглавие, то ощущение именно такое было, как от встречи с чем-то подзабытым, но добротным, правильным. Время изменилось, и возраст ведь сверхпочтенный, но такой, когда уже не ждут особых откровений. Но по книге не скажешь, что она писалась 90-летним старцем. Есть и ясность мысли, и живость восприятия, и подробности из детства, и вполне трезвое, без стариковского брюзжания, обсуждение реалий нынешней жизни.
Жанр книги - что-то среднее между воспоминаниями и записными книжками. Как пишет о ней Википедия «размышления, написанные в виде кратких заметок, собранных на протяжении всей жизни, описывающих его детство, родных, друзей, главные события послевоенных лет и современную действительность». Я читала взахлёб, когда принесла. Ну просто соскучилась по нормальной прозе, честной, внятной, без выкрутасов и стёба. Радовалась за него, что он принимает теперешнюю жизнь, но в то же время остается человеком абсолютно из той эпохи, о которой вспоминаю порой с ностальгией, как и об утраченной молодости. И дай ему бог еще здоровья, и новых литературных произведений.
А теперь хочу привести выдержки из самого Гранина. Конечно, они несколько однобокие. Поскольку задумывался пост к 8-му марта. И я подобрала рассуждения Даниила Гранина о любви и о женщинах. Ну порой на отсканированных страницах попадалось и про другое :).
* ***
Мой старый приятель Василий Иванович Киров был мэром города Кировска в Хибинах. Однажды, прочитав мою запись об одной блокадной семье, он рассказал про свое детство. Отец погиб на фронте, старший брат тоже, мать умерла, короче, остался он один мальчонкой. Взяла его к себе старшая сестра, у нее к тому времени детей было человек шесть. Одна всех тащила. Работала день и ночь. В детский дом не отдала, а приняла в семью на равных. И подняла, всех подняла, поставила на ноги.
Разговор наш пришел к тому, что есть такие подлинно святые женщины, подвижницы, о которых ни церковь не знает, ни СМИ, и дети тоже ведь воспринимают их, будто так и положено. И только взрослыми, вспоминая покойную, понимают, что это было чудо - самопожертвования, сердечности, беззаветного служения любви.
* **
Если бы Ева вела дневник, мы бы убедились, какая это была незаурядная личность. Она осмелилась, несмотря на запреты, провести переговоры со Змеем, ослушалась Господа. Мало того, уговорила Адама. Первая надкусила яблоко и дала ему, так что увлекла за собой. Можно считать, это она родила стыд, потому что, вкусив запретный плод, они испытали неведомое чувство и прикрылись фиговыми листками. Подозреваю, что и листки эти, первая одежда, - дело ее рук. По стыду Господь узнал о первородном грехе, в раю ведь не принято было прикрываться. Стыд отличил человека от остальных обитателей рая.
Самое же первое чувство было любопытство, оно возникло не у Адама, а у Евы, странно, что вкус к познанию стал потом свойством мужчин, а не потомков Евы.
***
Юнг в своей превосходной работе «Искусство любить» часто говорит, что любовь - это дающее начало, что давать радостнее, чем получать, отдавая, чувствуешь свою силу, могущество, богатство. Не знаю, возможно, здесь есть и другие варианты перевода, можно отдавать, а можно делиться. Второе, мне кажется, точнее. Я делюсь переполняющим меня чувством. Я не лишаю себя, я делюсь радостью, счастьем, и они становятся радостью обоих, счастьем общим, оно соединяет нас.
Любовь - переживание только личное, опыт личный, чужая любовь мало чему учит. Есть наука воспитания детей, наука психология, любовь же не сумела обрести законы, правила появления, ее прихоти не поддаются мыслимым закономерностям. Она вспыхивает вдруг, вдруг гаснет. Бывает и не вдруг, но не случайно так прочно, веками держится поговорка: «Браки заключаются на небесах». Слишком часто они в своих сочетаниях необъяснимы. И при этом прочны, счастливы. Не иначе как в них участвуют небеса. Есть несколько обителей божественного присутствия. Совесть, гениальность, предчувствие и, конечно, любовь. Наверное, прежде всего - любовь. Она необходимость не только личной жизни, она скрепляет семью, клан, род, общество. Стоит вычесть любовь, и оказывается, остальные скрепы слабы. Если б меня спросили, что главное в любви? Я бы сказал - способность любить самому. Можно быть любимым, а можно любить, вторая составляющая важнее, потому как она требует больше сердечных усилий, терпения, более того - искусства, она и составляет корни любви. Для многих проблема любви - это проблема выбора: красота, ум, рост, воспитанность и т. п. На выбор влияет мода, небеса уже тут ни при чем. Но выбор - это не любовь, любимую не выбираешь, она диктат. Любовь имеет причину вечную, глубинную, человек хочет избавиться от одиночества. Слияние мужчины и женщины - попытка быть не одному. Каждый из нас живет на своей планете. Мы отдалены от самых родных людей иногда на космические расстояния. Не докричаться, не дотянуться. Любовь воплощает мечту о сближении, слиться, понять, избавиться от душевного одиночества. Может, есть кто-то, кому ты интересен, кто тебя поймет, заглянет в сокровенные твои тайники.
***
Я видел, как овца, чтобы ягненка накормить, на колени становится.
***
Меня уверяют, что во времена античности любви как чисто духовного чувства не было, она родилась позднее. В Древнем Риме, например, царило желание, то есть эротическое начало, чисто сексуальное влечение, ссылаются при этом на такого автора, как Овидий. При внимательном чтении того же Овидия возникает чувство поклонения, восторга перед красотой и совершенством женщины, оно куда ближе к любви, оно скорее следствие любви, все ее приметы. Любовь, влечение, выбор - имеют и чувственное начало, и проводить здесь четкую границу довольно трудно. Однако читая «Науку любить» Овидия, убеждаешься, что автор рассказывает о своей науке отнюдь не только как о приемах овладения женщиной. Сладострастие присутствует в его науке, оно сопровождает чувство более серьезное: «Снискать доверие не трудно, - всякая женщина считает себя достойной любви... Часто, однако, прикидываясь влюбленным, влюблялся не на шутку, часто, начиная с притворства, кончал серьезно».
Овидий рассказывает, «каким искусством можно удержать при себе бога любви». Разве это не задача всех влюбленных, самая духовная часть любви, любви платонической, мечтает продлить себя. У Стендаля есть большая книга «О любви», где он подметил процесс, который обозначил термином «кристаллизация». Это процесс возникновения и роста любви. Даже внезапная любовь все равно требует какого-то процесса, он сопровождается це-дым рядом открытий. Чувство любви растет, в любимом существе находишь все новые подтверждения выбора. Открываются новые совершенства, начинает нравиться голос, смех, жесты. Это все подтверждает чувство. Вот этот процесс, который Стендаль называет кристаллизацией, мне знаком. Надо признаться, что остальные рассуждения автора на тему любви меня меньше привлекали. Но вот процесс кристаллизации подтверждался. Конечно, чистое желание никак не связано с любовью, более того, мужчина, удовлетворив свое желание, уходит, не оглядываясь, а часто даже испытывает какое-то раздражение или недоброжелательство к женщине, которая доставила ему это наслаждение, словно он злится за свою слабость, за то, что уступил своему чисто физическому желанию, словно сознает порочность совершившегося, это злость за свою слабость и зависимость, унизительную зависимость от физиологии.
Любовь, она увеличивает чувственное наслаждение, украшает его, и она-то дает, допустим, мужчине совершенно иное чувство - радость обладания, победы, осуществления; она создает какую-то новую прелесть любви, более того, даже счастье в этой любви, именно тогда сливаются чувственное и духовное начала любви, это счастье обладания друг другом, в любовном акте торжествует именно чувство обладания. Об этом писали многие, и можно считать это общим положением, но это никогда не бывает общим, это всегда очень индивидуальное чувство, потому что оно связано у него - с личностью женщины, у нее - с личностью мужчины. Любовь раскрывает прежде всего личность. Если мужчина удовлетворяет чисто физическое желание, это происходит без особого разбора, конечно, хочется помоложе, посвежее, покрасивей, и все же здесь нет ничего похожего на счастье находки. Вот эту неразборчивость я наблюдал всю войну на фронте, да и потом. В какой-то мере, мне кажется, гораздо в меньшей, было это и у женщин. Я вспоминаю то, что произошло со мной во время отступления нашей части у Лужского рубежа летом 1941 года. Это был какой-то «населенный пункт», уже не помню, как он назывался, а может даже, я и не знал никогда его названия, мы получили приказ оставить его на следующий день. А вечером, успев помыться в бане, я сидел, пришивая воротничок, когда подошла хозяйская дочь, девица лет восемнадцати, присела рядом и через несколько минут нашего разговора призналась мне, что хочет, просит меня, как-то она интересно выразилась, чтобы я с ней сделал то, что иначе с ней сделают немцы, когда придут. Помню, как она мучилась в поисках более деликатной формулировки, сказала, что она девушка и что она больше всего боится забеременеть от немцев. И я помню, как я испугался и стал всячески отнекиваться. Но вспомнилось мне это сейчас, потому что я был для нее лишь средством, потому что не было никакого чувства, а был лишь страх. Я позорно бежал. И интересно, что это ощущение мужского стыда было куда более сильным чувством, чем горечь нашего отступления. Позже я иногда спрашивал себя, прав ли я был, что стало с ней, и было ли какое-то другое, может, более порядочное решение?
Существует ли какое-то различие в любви мужчины и женщины? Наверное, состоит оно в том, что женщина хочет любви навсегда, любви надежной, прочной - древний инстинкт будущей матери, потребность иметь защитника и кормильца. А у мужчины? Честно говоря, это скорее желание безоговорочного обладания, ревнивого требования признания своего превосходства.
Является ли любовь, как часто считают, счастливой находкой двух половинок? В каком-то смысле да, ни у Стендаля, ни у кого другого я не нашел разгадки вот этого первоначального момента, когда он или она вдруг обнаруживают свое внезапно вспыхнувшее чувство. Откуда оно обрушивается, с чего, именно к ней, именно к нему, казалось бы, без особого повода, от какого-то взгляда, слова, бог весть как оно появляется и овладевает душой, и распространяется. Есть, конечно, и другое, какое-то более мирное и спокойное возникновение привязанности, влечения, когда начинаешь понимать все достоинства другого. Интересно общаться, все более приятно быть вместе, говорить, а то и молчать.
Я не раз убеждался в том, что любовь мужчины к женщине делает ее и краше, и умнее, делает ее способной на чудеса самоотверженности или самопожертвования, она и внешне становится куда привлекательнее, она любима, и это поднимает ее в собственных глазах. Интересно, что жены, например, русских художников сами начинали рисовать и достигали немалых успехов. Жена Осипа Мандельштама после его смерти написала великолепные воспоминания, вдруг открылся литературный талант; Зинаида Нейгауз написала интересные воспоминания о Пастернаке. Похоже, что соседство с гениями индуцирует у любящих женщин способности.
***
У меня вышел спор с одним священником насчет немцев. Я считал, что, конечно, простим немцам. Уже пора. Сколько можно? Простим, но не забудем. Он же доказывал, что прощение тогда будет полным, если забыть, не вспоминать. Иначе что же, сохранять в душе на них зло?
Так и не договорились. Есть вопросы нерешаемые. У каждого свое пережитое, то, что не передать никому.
***
- Не могу не согласиться с вами, женщина для меня куда выше мужчины. И интереснее. Это существо высшего порядка. Когда-то я рассуждал примерно как вы. Тоже кичился умом, логикой, приводил примеры великих ученых, все мужики, они путешественники, открыватели, художники, писатели... А теперь понял, это не доказательство. А что, если она достигать не хочет? Представьте себе, что Пушкин вместо того, чтобы печатать, напевает свои стихи возлюбленным, детям, сочиняет им свои сказки. Да и не в сочинительстве дело, у них другая стихия. Мы навязали им мужские мерки: знания, творческие достижения, открытия всякие, сколько у кого великих композиторов. А если это ничего не означает? Ни машины, ни диссертации, ни конструкции, если важно совсем другое - количество счастья на душу населения? Тогда как? Количество душевного участия ? И сядем мы в лужу со всеми нашими показателями. Счастье, оно не зависит от уровня киноискусства. Оно у каждого свое, оно с любовью коррелирует, семьею, с тайной жизнью души.
***
Хорошая китайская поговорка: «На двух ногах лучше, чем на четырех, на одной ноге лучше, чем на двух, без ног лучше, чем на одной».
(Про еду - мясо, растения, рыба.)
***
Немецкий экскурсовод по дому-музею Баха сказал, что в Европе из 1600 великих людей половина по своему происхождению - дети священников. Верится с трудом, но доля правды, наверное, в этом есть.
***
- Вот я была абсолютно верна мужу, такое воспитание получила. Он знает это, привык, принимает как должное. Иначе и быть не может. Фактически я уникум. Подруги меня за дурочку держат. Мне плевать, но от него хочу почета. Чуть что - я в обиду - как же, не ценит, на руках носить должен, а он... Я думаю, от такой святости характер портится. У безгрешных требовательность непомерная. Будь у меня парочка романов, я бы вела себя мягче. Он мне что-нибудь, а я про себя вспомню и прошу ему, и улыбнусь.
***
Однако: «К чему нам в быстротечной жизни дерзко домогаться столь многого?» (Гораций)
***
Свету нужна энергия, тьме - ничего не нужно.
***
Женщины все меньше нуждаются в семейных узах, не шибко жаждут мужей. Прежде всего хорошо устроенные женщины, деловые, преуспевающие. Таких становится все больше. Она обеспечена, независима. У нее есть друг. А если появился ребенок, то вместе с мамой-бабушкой будет иллюзия семьи. Без обременительных добавок.