(
Начало в предыдущем посте)
Что же мы видим, сравнивая живопись «до-пирамидного» и «пирамидного» периодов? Что общего в интерпретации библейских «египетских» сюжетов - и в чем различие?
Прежде всего, в глаза бросается разнообразие решений художников в воплощении этих тем. Кто-то (например, Караваджо) изображал действующих лиц крупным планом, так, что они занимали практически все пространство картины, другие (например, Питер Брейгель-старший), напротив, уделяли основное внимание пейзажу, и фигурки главных героев становились лишь одним из его элементов… Кто-то отдавал предпочтение камерным композициям, кто-то населял полотно множеством разнообразных персонажей. Мы не видим никаких канонов ни в изображении поз героев, ни в выражениях их лиц, ни в одежде - ни в чем; художники рисовали, попросту говоря, кто во что горазд. Такое разнообразие подходов наблюдается и в XVI, и в XVII веках, с одной лишь разницей: в работах XVII века появляются пирамиды и обелиски. Почему-то никто в XVI веке, несмотря на отсутствие каких бы то ни было ограничений на интерпретации сюжетов, не изобразил эти символы Египта на картинах. И никому из многочисленных заказчиков не пришло в голову предложить художникам изобразить что-нибудь этакое типично египетское - коли уж на картине или фреске будет изображено нахождение младенца Моисея дочерью египетского фараона или бегство Святого семейства в Египет.
Это означает, что до определенного момента ни у художников, ни у заказчиков не было идеи о том, что в картине на «египетский» сюжет было бы уместным изображение пирамиды или обелиска.
Почему?
Возможны два варианта:
1. Ни художники, ни заказчики не знали, что сюжеты бегства Святого семейства или нахождения Моисея имеют отношение к Египту. Они не знали, что семейство бежало именно в Египет, не знали, что царевна, нашедшая Моисея, была именно египетской царевной. Библейский «Египет» не соотносился с географическим Египтом.
2. Ни художники, ни заказчики не знали, что в Египте есть пирамиды и обелиски.
Обсудим первую гипотезу. И в Евангелии от Матфея, упоминающем о бегстве Святого семейства, и в книге «Исход», рассказывающей о нахождении Моисея, Египет поименован в явном виде. Есть, однако, нюанс, который имеет смысл разъяснить: прямые упоминания Египта мы видим в современных, канонических текстах, библейский же канон как раз и был утвержден в середине XVI века - в 1546 году на Тридентском соборе. При этом публикация библейского текста, соответствующего утвержденному канону, произошла намного позднее: лишь в 1590 году папа Сикст VI дал на нее разрешение.
Вот, казалось бы, возможное объяснение: в XVI веке не было Священного писания как единого утвержденного текста, преобладали публикации отдельных библейских фрагментов (например, Пятикнижия Моисея) на основе, возможно, искаженных источников… Однако же, анализ библейских публикаций (начиная с Библии Гуттенберга) показывает, что Египет упоминается везде. Кроме того, о бегстве Святого семейства в Египет - именно в Египет - упоминали многие авторитетные христианские авторы I - IV веков (так называемые «отцы церкви»). Вот, например, цитата из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского: «Когда Христос родился, согласно пророчествам, в Вифлееме Иудейском в указанное нами время, Ирод - вследствие расспросов пришедших с востока волхвов: "Где находится новорожденный Царь Иудейский? Мы видели звезду Его, по этой причине отправились в такое путешествие и возымели сильное желание поклониться Рожденному, как Богу" - весьма встревожился этим событием; считая, что его власти грозит опасность, он расспросил у законоучителей народа, где ожидают рождения Христа. Узнав, что по пророчеству Михея в Вифлееме, он издал указ, повелевавший перебить в Вифлееме и окрестностях грудных младенцев и детей, начиная от двух лет и младше, в соответствии со временем, которое точно указали волхвы. Он считал вполне естественным, что Иисус разделит горькую участь своих сверстников. Но Дитя предупредило его замысел: родители Его заранее узнали о том, что будет, и увезли Его в Египет. Так учит нас святое Евангелие» (Книга 1, глава 8). Евсевия публиковали чрезвычайно часто: в каталоге Британской библиотеки, к примеру, зарегистрировано 75 изданий его трудов за период 1470 - 1600 годов.
Историю нахождения Моисея излагает другой чрезвычайно популярный с незапамятных времен автор - Иосиф Флавий (см. «Иудейские древности», книга 2, глава 9). Его книги тоже были бестселлерами, начиная с самого зарождения книгопечатания (72 издания за период 1470 - 1600 годов в каталоге Британской библиотеки), и он подробно и пространно пишет именно о Египте, о Ниле и о фараонах.
Таким образом, рассматриваемые нами ветхо- и новозаветные сюжеты были надежно соотнесены в культурном контексте XVI века с Египтом, и от первой гипотезы мы вынуждены отказаться.
Что касается второго нашего предположения (про пирамиды в Египте ничего не было известно), то оно также не выдерживает проверки. Про пирамиды в Египте писали (как минимум) 4 античных автора, популярных в эпоху Возрождения: Геродот, Плиний Старший, Диодор Сицилийский и Страбон. Каталог Британской библиотеки содержит записи о почти 50 изданиях Геродота, десятках изданий Плиния Старшего, 30 изданиях Диодора Сицилийского и 14 изданиях Страбона за период 1470 - 1600 годов. Все эти авторы, с разной степенью подробности, описывают пирамиды возле Мемфиса и в других местах Египта. Иосиф Флавий, кстати, упоминает о том, что египтяне заставляли евреев строить пирамиды, город Мемфис у Флавия упоминается несколько раз.
Иными словами, у человека XVI столетия, знакомого с тем, что писалось в популярных изданиях того времени, должна была сложится вполне себе целостная картина: Египет - это страна, расположенная по берегам реки Нил, там находятся строения необычной формы - пирамиды, там был когда-то спасен из речных вод пророк Моисей, и там укрывалось от расправы царя Ирода Святое семейство.
А поскольку заказчики картин и фресок были, как правило, людьми знающими и с широким кругозором, людьми, которые часто оказывали покровительство как художникам, так и ученым, людьми, которые собирали библиотеки и сплошь и рядом напрямую способствовали выходу в свет трудов античных и современных им авторов, наконец, людьми, среди которых были и участники Тридентского собора, изучавшие библейские тексты и спорившие насчет библейского канона, - то предположение о том, что НИКОМУ из них на протяжении столетия не могла прийти в голову идея о том, что неплохо было бы поместить на картине с «египетским» сюжетом одну или несколько пирамид, представляется совершенно невероятным. Тем более, что в начале XVII века, такая идея внезапно, без видимых внешних причин, начала воплощаться целым рядом художников.
Какой же из всего этого следует вывод? Я могу сделать лишь такой:
Информация о культурном контексте XVI века, которая доступна нам в настоящее время, сильно искажена. Если говорить более конкретно, то искаженным является (как минимум!) один из трех упомянутых нами массивов данных - 1) многочисленные произведения живописи по библейским «египетским» сюжетам с полным отсутствием в них пирамид и обелисков, 2) данные о многочисленных публикациях текстов с отсылками к египетским библейским сюжетам (нахождение младенца Моисея и бегство святого семейства в Египет), и 3) многочисленные публикации Геродота, Диодора, Плиния Старшего и Страбона с описаниями египетских пирамид. Потому что если принимать все эти данные как есть, то попытка реконструировать культурно-исторический контекст 16 века (в части интересующей нас тематики) приводит к картине, поражающей своей абсурдностью и выглядящей как циничное издевательство над логикой и здравым смыслом.
Ну что ж, перейдем к XVII столетию и попробуем проанализировать информацию о том времени, когда пирамиды и обелиски начали появляться в произведениях живописи на «египетские» сюжеты.
Продолжение следует