Продолжим
разговор, начатый ранее.
Я внимательно прочитал большинство комментов к тому посту и постарался учесть их. Некоторые весьма разумные замечания и предложения оказались не включены в текст ниже, по соображениям которые я постараюсь прокомментировать отдельным постом.
Итак, первые четыре пункта были рассмотрены ранее. Далее, более подробно и с изменениями:
1. Радикальное сокращение детской смертности и увеличение продолжительности жизни.
2. Демографический взрыв.
3. Исчезновение голода, выход из "мальтузианской ловушки".
4. Электрификация, круглосуточный образ жизни.
5. Исчезновение сословных привилегий
На протяжении примерно 5 тысяч лет, со времени появления первых государств и династий в Египте и Междуречье, считалось совершенно естественным положение при котором люди, проживающие на одной и той же территории, имели принципиально разные юридические и имущественные права. Одни могли принадлежать к правящей королевской династии, другие - к земельной аристократии, третьи - к духовенству, четвёртые - к различным категориям ремесленников или торговцев. Во всех обществах, практически без исключения, существовал институт рабства. Судьба человека радикально зависела от той категории, того сословия, к которому принадлежали его родители. Один человек мог быть собственностью другого, и равенство перед законом было практически немыслимым.
Этому важнейшему институту был большой удар в ходе Великой Французской революции, а затем в XIX веке, когда роль аристократии сильно упала, и во многих странах было отменено рабство или крепостное право. Тем не менее, к началу XIX века сословия оставались практически везде. Миром по прежнему правили королевские династии, права аристократии отличались от "простолюдинов". В Африке, Азии, и в некоторых регионах Латинской Америке сохранялось и формальное рабство. Кастовая система в Индии оставалась практически без изменений.
Через 100 лет - совсем другое положение. Лишь в нескольких странах мира сохраняется действительная (а не церемониальная) монархия. Институт аристократии практически сошёл на нет. Формальные различия в правах перед законом, особенно после падения режима апартеида, являются редчайшими исключениями. Более того, в некоторых странах (начиная с СССР) появилась практика обратных привилегий - льгот для ранее "угнетённых" сословий или этнических групп.
6. Политическая эмансипация
Эта категория связана с предыдущим пунктом, но не сводится к нему. В эпоху аристократии и сословных разделений в политической жизни государства мог участвовать ничтожный процент жителей - аристократии и крупной буржуазии. Даже в самых передовых странах, где уже не было рабства и реальной аристократии, к концу XIX века существовал имущественный и/или образовательный ценз для выборов. Женщины, как и некоторые национальные меньшинства, не имели право голоса.
К началу XXI века положение радикально изменилось. Всеобщее избирательное право, независимо от пола и социального положения - свершившийся факт практически на всей территории Земли. Во многих странах избирательное право играет лишь формальную роль, но это зависит от особенностей политической системы. Формальные препятствия для участия любого жителя страны в её политике, как правило минимальны.
7. Сокращение расстояний
Около 1500, в эпоху Великих Географических открытий, характерное время необходимое для путешествия вокруг света, составляло около 1000 дней. Это время за три последующих века сократилось довольно незначительно, и составляло около 500 дней в 1800. В течении XIX века начали происходить радиакальные изменения в степени мобильности. С развитием системы железных дорог и пароходов, в 1900 (судя по известному роману Жюля Верна) время кругосветного путешествия сократилось до 80 дней.
Но главный скачок приходится всё-таки на XX век: к 2000 году это эффективное время составляет всего лишь 2 дня. Это вызвало очень значительные социальные изменения.
До XIX века дальней мобильностью обладал ничтожный процент жителей: торговцы, переселенцы, миссионеры, аристократы-любители путешествий. В XIX веке эта категория намного расширилась, но большинство дальних путешествий совершалось в один конец: переселенцы из Европы в Северную или Южную Америку как правило ехали навсегда, готовые к тому чтобы больше не увидеть свою родину. Европейские колонизаторы в Азии и Африке приезжали туда на много лет, надеясь возвратиться домой лишь после успешной карьеры или на пенсию.
Развитие авиации в XX веке невероятно расширило категорию людей с дальней мобильностью. Сегодня их число достигает от 500 миллионов до миллиарда человек (если считать число людей совершающих по крайней мере одно путешествие в год на расстояние сравнимое с радиусом Земли). Появилась индустрия массового туризма, огромная сеть приморских курортов отдалённых от основных индустриальных и популяционных центров. Во много раз расширилась индустрия командировок, конференций, сьездов, выставок. Возникла даже целая категория супер-мобильных людей - "jet-set", которые значительную часть жизни проводят в самолётах, аэропортах, отелях, в самых разных частях земного шара. Навряд ли XXI век даст подобный качественный сдвиг, хотя число жителей, совершающих регулярные дальние путешествия, значительно расширится.
8. "Закат Европы"
Подьём Европы начался в XIV веке, и к началу XIX века доминирование европейской цивилизации стало абсолютным. К 1900 оно только усилилось. Европейские империи с их колониями занимали большую часть земного шара. Мировая политика на 80% была европейской; 2/3 мировой экономики сосредоточено в Западной Европе.
100 лет спустя положение радикально изменилось. В мире существует одна сверхдержава - США, по отношению к которой Европа занимает подчинённое положение. Доля экономики Западной Европы в мире достаточно велика, но уже составляет менее 25% и сокращается. Военная мощь атрофируется. Лидер на сегоднайшний день - США - является представителем европейской, христианской цивилизации. Но геополитический сдвиг от Европы нельзя недооценивать. Центр наиболее быстрого, динамичного развития сместился ещё дальше - в Азию.
9. Всеобщее образование
В 1900 только развитые страны Европы и Северной Америки обладали грамотностью, приближающейся к 100%. В остальном мире элементарная грамотность варьировалась от 10% до 30% (среди женщин - значительно меньше). Даже в развитых странах число людей с университетским образованием составляло несколько процентов.
В 2000 - во всём мире радикально другая картина. По всему миру грамотность взрослого населения составляет около 70%. Повсеместно распространено 10-12 летнее образование для всех школьников. В развитых странах почти половина школьников продолжает образование в университетах и колледжах. Примерно до 20 лет человек рассматривается как "учащийся", в то время как 100 лет назад к этому возрасту у него уже был 5-8 летний трудовой стаж. Привычной стала учёба фактически до 30 лет - с ун иверситетом, магистратурой, диссертацией и т.д. Образование - огромная и всё возрастающая отрасль экономики, с учителями и преподавателями, репетитортством и подготовкой к тестам, курсами повышения квалификации и т.д.
В XXI веке характер образования скорее всего существенно изменится, но навряд ли произойдёт скачок сравнимый с изменениями в XX столетии.
10. Сексуальная революция, диссоциация семьи
Неправильно считать что до XX века во всём мире доминировали очень строгие сексуальные нравы - картина на самом деле горадо сложнее (см мои записи на тему
"История сексуальной морали"). Но огромными изменениями произошедшими в XX веке нельзя пренебрегать. Эти изменения, вкратце, можно обозначить в нескольких категориях:
а) Трансформация института семьи, распад клановой семьи с "патриархом" и явной иерархией, чётко обозначенной ролью женщин и детей; переход к атомарной семье, 50% разводов, одиночество или долговременное сожительство без брака; гомосексуальная субкультура.
б) Радикальная трансформация одежды и окружающих изображений человека. Массовое распространение "секси" образов в окружающей среде - в обтягивающих и открытых одеждах, в рекламе и витринах магазинов, в телепередачах.
в) Возникновение особой "молодёжной культуры" (одежда, "прибамбасы", телепередачи, дискотеки и тусовки) составляющей теперь настоящую индустрию с оборотом в триллионы долларов.
11. Резкое возрастание роли государства в экономике
К концу XX века ожидания и требования которые средний гражданин предьявляет к государству, намного возросли по сравнению с началом века. Сейчас довольно трудно представить себе, но около 1900 верховный правитель (как правило монарх) и даже кабинет министров не считались несущими основную ответственность за состояние экономики, социальные проблемы, бедность, торговлю и т.д.
Правительство несло отвественность в первую очередь за ведение войн, поддержание "общественной морали", денежную систему. За образование, лечение челоевк в основном платил сам, с минимальной помощью со стороны государства наравне с меценатами, церковью и т.д. В старости человек мог рассчитывать в основном только на собственные сбережения и помощь детей.
В конце века - в большинстве стран мира существует развитая государственная система образования, здравоохранения, социального и пенсионного обеспечения, составляющая от 20 до 40% ВВП. Примерно такую же величину (или больше) составляет налоговая нагрузка. Состояние экономики - важнейший участок отвественности правительства и предвыборной кампании. Казалось бы в 1980-е годы началось отступление государства - "рейганомика", распад социалистического лагеря, "вашингтонский консенсус" и т.д. Но помимо риторики, реальная доля государства в экономике и общественной жизни снизилась очень незначительно, и приватизация и наступление рынка столкнулись с очень большими проблемами и кризисами.
12. Урбанизация
Повышение урбанизации - весьма долгий процесс, современная стадия которого началась ещё в XVIII веке и, видимо, достигнет насыщения в XXI веке. В 1700 году около 5% населения Земли жило в городах, и этот процент был даже несколько ниже чем в I веке до н.э. (см
графики). В 1900 году мировая урбанизация была менее 20%, а к концу века она достигла почти 50%. В самых развитых странах во второй половине века началась другая, противоположная тенденция - субурбанизация, переселение "среднего класса" из густонаселённых городских центров в загородные дома, где прежде располагались сельскохозяйственные угодья.
Но важны не только количественные изменения, но и распространение качественно новых явлений в образе жизни и культуре:
а) Массовый общественный транспорт - метро в основных мегаполисах, автобусы и трамваи, такси, пригородные электрички; личные автомобили
б) Новое городское планирование - жилые "микрорайоны" с высотными жилыми зданиями и местной инфраструктурой
в) Небоскрёбы, офисные центры, "вертикальный образ жизни" в домах с лифтами, балконами, вид на землю "с высоты птичьего полёта" на протяжении большей части жизни.
г) Индустрия развлечений - кинотеатры, выставочные залы, шоппинг-центры, широкая сеть ресторанов занимающих первые этажи большинства зданий городских центров
13. Новый тип политической элиты
Современные политические партии возникли на Западе (прежде всего в англо-саксонском мире) из существующих элитных группировок, в основном как следствие борьбы старающейся сохранить влияние земельной аристократии и поднимающейся торговой, а затем и индустриальной буржиазии. Постепенно партийная борьба и политическая эмансипация охватывала всё большие слои населения, и только во второй половине XX века фактически включили в себя практически всё общество.
Но в XX веке так же возникло и принципиально новое явление, радикально отличающееся от англо-саксонской традиции. Это "партия нового типа" зародившаяся в СССР - совсем другой способ организации общественной элиты. Он появился не в результате эволюции существующей аристократической и крупнобуржуазной элиты, а в результате полного замещения их и создание нового элитного механизма на основе "интеллигенции", технократии и политических активистов из "низов". Уже в 20-е годы помимо СССР похожие механизмы были реализованы в Турции Ататюрка, в Италии Муссолини, позже (в совсем другой форме) в гитлеровской Германии. После войны подобный механизм распространился на большую часть земного шара - от Китая до "азиатских тигров", арабских партий типа баасистской, латиноамериканских перонистов. При всех своих недостатках она была более меритократичной чем партии англо-саксонского типа, и обладала бОльшим мобилизационным потенциалом в периоды кризисов.
В конце века эта форма начала сдавать свои позиции, но, как показали дальнейшие события, слухи о её крахе оказались сильно преувеличенными. В новой, модернизированной форме она возродилась в России Путина, в Латинской Америке, и нет никаких признаков того что она исчезает в Китае, в Сингапуре и т.д. В XXI веке она скорее всего серьёзно трансформируется и во многом сблизится с традицонными партийными системами, но важные отличия, видимо, сохранятся.
14 Диетическая революция:
Холодильники и морозильники, фаст-фуд, полуфабрикаты, пластиковые упаковки, микроволновые печи, круглогодичная доступность всех видов еды. Технологические изменения привели к важнейшим изменениям в образе жизни и культуре, в том числе:
а) круглогодичная широкая доступность свежих овощей и фруктов, а так же продуктов выращенных далеко от места потребления, часто на другом континенте;
б) резкое облегчение приготовления пищи из-за обилия полуфабрикатов, расфасофки и упаковки, а так же покупки всех ингридиентов в одном супермаркете;
в) распространение доступного, высококалорийного, стандартного питания в виде заведений фаст-фуда
15. "Общество потребления"
Это довольно размытый термин; в данном случае я понимаю под ним распространие дешёвых, expendable вещей, которые легко заменить и выкинуть. На протяжении всей истории человечества материальные вещи представляли болшую ценность, и служили хозяевам десятки лет или даже несколько поколений. Одежда, обувь, посуда, мебель многократно чинилась, штопалась, подкрашивалась и т.д., индустрия ремонта и "вторичного обслуживания" занимала даже больше места чем "первичное производство".
Всё это резко изменилось в XX веке, когда дешевизна произиводства сделала невыгодным ремонт и переделку многих вещей, которые просто легко выкинуть и купить замену. Практически исчез институт старьевщиков, ремонт обуви и т.д. Недолговечность заложена в сам производственный процесс - зачастую качество массовых товаров упало за последние 20-30 лет именно в расчёте на частую замену и покупку новых.
16. Новый вид массовой культуры
Традиционная массовая культура - карнавалы, ярмарки, шествия, "крёстные ходы" и т.д.
Новая масскультура - командный спорт на стадионах, рок-концерты, "рэйвы", "тусовки".
17. Мгновенные, массово доступные новости
Радио, телевизор в каждом доме, в каждом баре. Совершенно новая ситуация, когда любые сколько-нибудь важные и драматические события почти мгновенно становятся известны (и наблюдаемы по телевизору) по всему миру.
18. Массовые совместные ощущения (shared experience)
В нынешней человеческой культуре очень важное место занимают общие "культурные точки" - отдельные эпизоды из кинофильмов, телевизонных шоу, политических выступлений и репортажей с места драматических событий, рекламы, песен и рок-концертов, "джинглов", которые мгновенно узнаваемы большинство жителей. Сейчас это ведущий элемент того что обьединяет общество - базисный вектор, по отношению к которому человек ориентирует себя в политическом и культурном пространстве. Сейчас довольно трудно представить себе что всего лишь 100 лет назад этого практически не существовало, и это стало возможным только в результате развития массовых аудиовизуальных коммнуникаций - кино, радио и телевидение, затем - интернет. Культура состояла из набора похожих ощущений - проповедей священника в церкви, сходным образом организованных ярмарок и фестивалей, песен уличных музыкантов, городских мод и т.д. Тем не менее, они были далеко не идентичны, и имели только общие элементы, обычно лишённые индивидуальности, и сильно различались от места к месту. Общность аудиовизуальной памяти, "отпечатков" драматических событий - очень важное явление последнего столетия.