Философия истории - 1

Jun 21, 2007 02:38

Большой текст, требует внимательного чтения. Не обессудьте...

Читатели моих "исторических заметок" неоднократно спрашивали меня (например, здесь) о систематизации моих рассуждений о закономерностях истории, длинных циклах, цивилизациях и т.д. В этой статье я начинаю попытку более систематического изложения этих взглядов.

Что является "движущей силой" истории? Изменяются ли законы истории, каким образом и насколько быстро? На каком временном отрезке действуют законы истории актуальные сегодня - 20 лет, 200 лет, 500, 5000 или 50,000 лет? С какой скоростью происходят исторические изменения, ускоряется ли история или выходит на некое "плато" за которым больше не будет радикальных изменений и катастроф как в прошлом?

Движется ли она к "концу", к "сингулярности", к катастрофе, к началу некоего нового большого цикла, или не претерпевает принципиальных изменений на протяжении долгого срока? На все эти вопросы до сих пор практически нет никакого согласия среди историков и представителей смежных досциплин.


Направленность и ритмы развития. Климат, технология, информация, культура.

Все эти перечисленые факторы (и многие другие) рассматриваются в качестве основных факторов в исторической эволюции. Что из них первично, более важно чем остальные, опережает другие факторы?

За последние 500 лет, по мере того как христианский религиозный догматизм начал уступать место альтернативным представлениям в европейской мысли, взгляд на исторческий процесс претерпел очень большие изменения, но так и не пришёл ка сколько-нибудь "общему знаменателю".

Наиболее часто использовались механистические, а впоследствии - биологические аналогии к истории и социальным процессам. Общество рассматривалось как механизм, в котором каждая деталь имеет чётко определённую функцию, или как организм, прохдящий через определённые стадии - от детства и неразвитости, к энергичной молодости, к мудрой зрелости и увяданию. Марксистская концепция исторической неизбежности и смены формаций тоже несёт в себе биологическую аналогию с несколько другой стороны - как фазовые превращения неизбежные в жизни данного организма.

В последние 3-4 десятилетия начал развиваться более новый подход основанный на так называемом "системном анализе", или, точнее, "анализе больших систем". Это, на мой взгляд, более продуктивное направление. Его нельзя свести к предыдущим аналогиям, анализирующим отдельные детали и функции, и только потом - их взаимодействие друг с другом. Анализ больших систем рассматривает обьекты состоящие из множества составляющих частей и ещё более многочисленных нелинейных связей между ними. Такие системы невозможно в чистом виде расчленить на отдельные детали, полностью отделить причины и следствия. Но, с другой стороны, разные большие системы обнаруживают много похожих черт, которые поддаются анализу и предсказанию в статистическом смысле. Так, например, степенной закон распределения величины, ранга, количества связей отдельных обьектов проявляется удивительно похожим образом в совершенно различных системах, и радикально отличается от типичного гауссового распределения характерного для линейных и слабо-нелинейных систем.

Многие подобные системы с сильно нелинейными связями обнаруживают характерные (но не точно повторяющиеся) внутренние ритмы и периоды, не связанные с внешним воздействием. Для них так же часто характерны сильно различающиеся области с довольно однородным поведением внутри них, но весьма резкими фазовими переходами из одной области в другую.

Фактическое рассмотрение основных количественных и качественных показателей развития человечества за долгое время (100-200 тысяч лет) обнаруживает, в частности, следующие важные характеристики:

а) Историческое развитие происходило очень неравномерно, причём во все периоды истории, от новейшего до палеолита. Во все эпохи существовали периоды быстрого подьёма и прогресса, долгие периоды относительной стагнации и топтания на месте, а так же длительные упадки и загадочные катастрофы, которые приводили к полному исчезновению человеческих обществ в достаточно больших регионах.

б) Эти изменения, подьёмы и упадки, не были ни полностью хаотичными, ни строго периодическими. В них можно нередко обнаружить характерные ритмы и периоды, которые, впрочем, не были постоянными на протяжении всей истории. Эти ритмы иногда совпадают с основными климатическими колебаниями, но иногда совершенно не связаны с ними. По мере приближения к сегодняшнему дню связь исторических циклов с климатом становится всё менее заметной.

в) Более детальный количественный анализ (об этом ниже) показывает что
эти различные циклы подьёмов и коллапсов накладываются на более крупную структуру. Она состоит из длительных (во много тысячелетий) эпох, на протяжении которых ритм, скорость, характерная мода процессов социальной эволюции оставалась относительно постоянной. Эти эпохи перемежались относительно короткими периодами "фазовых переходов", когда сами законы и скорость исторического развития быстро менялись и выходили на новый уровень, где оставались в течении долгого времени.

Эти скачки прослеживаются в наиболее фундаметальных клиометрических параметрах - прежде всего в количестве и плотности населения, а так же уровне его концентрации (урбанизации).

За время таких скачков население Земли увеличивалось в 5-10 раз, а между этими революциями - в 2-4 раза за время в несколько раз превышающее длительность самих фазовых переходов. Уровень урбанизации (с появлением первых больших поселений) менялась в ещё большей пропорции.

Исторические эпохи, как правило, подразделяются в соответствии с основными материальными технологиями распространёнными в "передовых" регионах. Так, обычно в этом ряду упоминается палеолит, неолит, бронзовый век, железный век, "машинный век" и т.д. Есть множество более детальных периодизаций и градаций, построенных обычно по тому же принципу.

В этой заметке я предлагаю трактовку существенно отличающуюся от этой традиции. Она основана на следующей гипотезе. Все великие скачки технологического и культурного прогресса на самом деле были информационными революциями. Именно появление новых форм производства, обмена и хранения информации находилось в центре самых радикальных изменений человеческой истории.

Технологии заменяемы и не являются ни обязательными, ни неизбежными на определённых этапах развития. Это вовсе не значит что они не важны. Но различные проблемы могут быть решены весьма разными технологическими способами, и здесь нет единой траектории развития.

Поясню эту мысль. Цивилизации доколумбовой Америки не использовали колеса и практически не использовали металлических орудий. Тем не менее они строили большие города, не уступающие размерами европейским, огромные каменные храмы, великолепные гидротехнические сооружения. По большинству критериев уровень развития этих цивилизаций значительно превышал уровень евразийских обществ в начале эпохи распространения колеса и металлов.

Великие египетские пирамиды так же построены с минимальным применением колёсных повозок и металлических орудий (хотя эти технологии уже были давно известны во многих регионах среднего востока).

Но ни древнеегипетскую, ни мезоамериканскую цивилизацию нельзя представить без письменности и сложной арифметики. Эти технологии прозволяют передачу информации на большое расстояние, её долго хранение, ведение налоговой и хозяйственной документации, инженерных расчётов и измерений.

Если определённая технология недоступна для решения важных общественных задач, это препятствие может быть преодолено различными способами - развитием других аналогичных технологий, более экономичным изпользованием имеющихся менее эффективных альтернатив, изменением самой "постановки задачи" чтобы обойти существующие препятствия.

Современную цивилизацию можно представить без двигателя внутреннего сгорания, и даже без привычных всем автомобилей основанных на нём. Если бы такой технологии принципиально не существовало, высокого уровня достигли бы другие транспортные и энергетические технологии. Можно представить себе города и пригороды с очень разветвлённой, эффективной и быстрой системой общественного транспорта основанного на электрической, паровой или другой тяге. Паровые двигатели (внешнего сгорания) достигли бы эффективности приближающейся к современному дизелю. Было бы меньше далеко разбросанных пригородов и посёлков, но городская архитектура и инфраструктура, а так же ближняя субурбизация имели уровень значительно выше чем сейчас.

Аналогичным образом, можно представить современную развитую цивилизацию без такого важного класса материалов как полимеры. В большинстве современных продуктов пластмасса может быть заменена металлом, деревом, кожей, стеклом, керамикой, бумагой. Некоторых продуктов не существовало бы, а некоторые стоили бы значительно дороже. Не было бы такого количества ярких и дешёвых упаковок (а так же состоящего из них мусора на улицах и дорогах), но это всего лишь неудобства, а не принципиальное препятствие для цивилизации нынешнего уровня.

Но современную развитую цивилизацию совершенно невозможно представить без электронных коммуникаций - телевизора и радио, телефона, компьютеров и интернета, баз данных и цифровых накопителей информации. Её нельзя представить без того что любое событие в любой точке земного шара может мгновенно стать известно по всему миру, и без того что люди в разных концах земли могут связаться друг с другом и пообщаться в реальном времени. Это подтверждает что именно обьём и скорость информационных потоков является определяющим критерием уровня развития цивилизации в целом, а не наличие конкретных физических технологий или материалов.

Именно принципиально новые информационные технологии обнаруживаются в центре самых великих, редких скачков (фазовых переходов в смысле указанном выше), направивших историю по новому пути.

Я насчитиваю несколько таких гигантских скачков в развитии человечества начиная со среднего палеолита. В этом ряду нагодятся:

  • Языковая революция, около 45-40 тыс лет до н.э.
  • "Хозяйственная" (неолитическая) революция, около 9500-8000 до н.э.
  • Революция письменности, около 3500-2800 до н.э.
  • Революция "мгновеных коммуникаций", с 1800 - по настоящее время.

    Этот последний скачок включает в себя "индустриальную революцию" с конца XVIII до конца XIX века, и собственно "информационную" революцию второй половины XX века. Я обьединяю их в один "большой скачок". Центральным событием её было не появление паровой машины или автомобиля, а появление телеграфа и железных дорог, а позже - микроэлектроники и интернета.

    Между великим скачком появления письменности и революции электронных коммуникаций есть ещё один период резких изменений, проявляющийся в резком росте населения и урбанизации.

    Этот скачок тоже имеет важный "информационный" смысл. Я назову его здесь "религиозно-философской революцией", которай асовпадает с известным в историографии и философии понятием "осевого времени", с границами примерно от 700 до 200 до н.э.

    Начало. Распространение homo sapiens

    Для удобства и краткости для временных точек за много тысяч лет до наших дней я буду использовать минус вместо выражения "до нашей эры" и букву "К" вместо тысяч лет. Так, дата "100 тыс лет до н.э." будет обозначена как -100К.

    Генетически современный человек выделился в отдельный подвид homo sapiens менее 200 тыс лет назад, возможно несколько ранее. Он ещё мог скрещиваться с другими родственными ветвями хоминидов, но постепенно эта способность уменьшалась, а обособленность - усиливалась.

    Около 85 тыс лет назад небольшая группа людей пересекла образовавшийся с с приходом последнего ледникового периода южно-аравийский перешеек из Африки в Азию (см. замечательную анимацию с комментариями здесь - http://www.bradshawfoundation.com/journey/) Это было не первый выход homo sapiens за пределы африканского континента. За 30 тысяч лет до этого, в период межледникового потепления, аналогичная небольшая группа людей пересекла Синайский полуостров в сиро-палестинский регион. Но наступившее около -90К похолодание привело к вымиранию этих немногочисленных мигрантов. На этот раз путешественники быстро, в течении нескольких тысяч лет, распространились по южному побережью азиатского континента, вплоть до района нынешнего Таиланда и Вьетнама.

    После -95К температура на Земле стала резко падать Начинался новый ледниковый период. Популяция людей сокращалась и (за пределами Африки) всё больше прижималась к побережью океана и устьям больших рек.

    Около -74К произошла самая большая геологическая катастрофа в истории Земли за последние двести тысяч лет - извержение супервулкана Тоба (на севере современной Индонезии). По объёму выброса оно в 20-30 раз превышающая самое крупное извержение последних столетий - вулкана Тамбора в 1815, примерно на тысячу километров южнее региона Тобы. Извержение Тобы едва не привело к исчезновению человечества. Популяция людей сократилась до нескольких тысяч человек, раскиданных по далеко отстающим друг от друга регионам. На 5-10 лет мир погрузился в глубочайшую "ядерную зиму". Но даже когда вулканический пепел осел из верхних слёв атмосферы, температура осталась весьма холодной. Тенденция к оледенению, начавшаяся за тысячи лет до извержения Тобы, продолжилась и после него. Но худшее для человечества было всё же позади.

    Около -50К число людей достигало нескольких сотен тысяч, и было, вероятно, меньше чем число неандертальцев. Более того, люди ещё во многом уступали в развитии этим предыдущим колонизаторам Азии и Европы. Но через несколько тысяч лет положение резко изменилось. Произошёл первый из описываемых ниже "информационных скачков", который решительно вывел homo sapiens в бeзусловные лидеры среди генетически подобных особей.

    Продолжение здесь
  • Previous post Next post
    Up