Ниже - очередная заметка на тему "длинных циклов" истории, связи культурного расцвета общества с его социально-экономическим состоянием.
В предыдущих заметках на эту тему (см. раздел "История и Культура" в заглавном посте данного ЖЖ) я разделял фазы общественного развития на три фазы, условно обозначенные как "буржуазный", "богемный" и "бандитский" периоды. Речь идёт о достаточно длинных периодах, с общей длиной цикла (включающего все три фазы) как правило 200-300 лет, хотя иногда можно говорить о значительно сокращённых волнах длиной менее 100 лет.
"Буржуазный" период - время прочности существующих порядков, относительного социального мира, экономического роста; а так же традиционной, консервативной, ханжеской общественной морали. "Буржуазный" период не означает отсутствия очень больших потрясений, но они в основном связаны с внешними факторами - вторжениями сильных врагов, разрушительными природными катаклизмами. В античности наиболее яркие примеры такого внешнего давления - греко-персидские войны и пунические войны (см. мою заметку
"Железная поступь истории").
"Бандитский" период - нисходящая фаза длинного цикла социально-экономического цикла, эпоха распада, общественного кризиса, гражданских войн, "крушения основ", социального коллапса.
Между ними располагается промежуточный "богемный" период - "золотой век", "fin de siecle", "belle epoque" - "бабье лето" длинного цикла, когда материальное благополучие достигает максимума, но общество постепенно теряет динамику, зарождаются сомнения и декаденс, общественная мораль размывается, антисоциальное поведение становится допустимым и постепенно начинает быть нормой. Характерные примеры из последних веков европейской истории - поздний Ренессанс, Эпоха просвещения и "либертинов" второй половины XVIII века, перед "бандитской" эрой революций и наполеоновских войн, последние декады предшествующие Первой Мировой войне, 70-80-е годы советской истории.
Идея которую я развивал в предыдущих постах на эту тему - о том что экономический и культурный расцвет общества почти всегда не совпадает по фазе. Наиболее выдающиеся достижения культуры, искусства, философии приходятся на "богемный" и "бандитский" период - нисходящую фазу длинного экономического цикла.
Пожалуй, легче поддаётся обьяснению в этом смысле именно промежуточный "богемный" период. Это время наибольшей концентрации как "творческой интеллигенции" так богатых меценатов и ценителей искусства, что создаёт и предложение и спрос на него. Менее очевиден расцвет искусства в эпоху глубокого кризиса и развала, зачастую когда материальные ресурсы общества и ряды "праздных классов" уже сильно истощены. По-видимому это можно обьяснить социальным спросом (и предложением) на нестандартные решения, рвущие с традицией концепции, на "сдвиг парадигмы" и "thinking out of the box", на критическое, мучительное осмышление происходящего.
Сначала - о временных вехах, разделении античности на соответствующие эпохи. Моя периодизация в целом близка к "структурно-демографическим циклам" Турчина (см. в частности
"Вековые циклы"), хотя в последнем случае периодичность распространяется на римское общетсво, а не всю античную цивилизацию. В моём случае периодизация несколько более детальна.
Начало цивилизации - всегда "буржуазный" период, даже если ни о какой "буржуазии" нет и речи, а общество ещё находится в архаичном состоянии, со слаборазвитой городской жизнью. Первый "системный кризис" эллинской цивилизации я отношу к концу VII - первой половине VI века до н.э., в истории Афин - примерно "от Дракона до Солона" (в истории Рима аналогичный период приходится на сотню лет позже - конец монархии и начало Республики). Это период кризиса традиционного, феодального общества с мелкопоместной аристократией и василевсами, и переход к развитому полисному социуму, с экономической специализации и интенсивной международной торговлей.
В результате болезненных потрясений и реформ Дракона, Солона и их аналогов в других полисах, именно с середины VI века до н.э. Эллада выходит на новый цикл, на новую траекторию развития которая приведёт к наиболее значительным достижениям в её истории. Именно тогда складывается характер лидеров континентальной Греции - Афин и Спарты, которые до VI века не выделялись среди других городов.
Начинается самая блестящая эпоха Греции - восходящий цикл которой приходится на 550-430 годы. На середину этой эпохи приходится огромный внешний шок греко-персидских войн (примерно 499-479), после чего начинается краткосрочный полувековой "золотой век" Эллады, завершившийся в 431 году с началом ужасной Пелопонесской войны - типичного затяжного междоусобного конфликта "бандитской" эпохи. Позднюю часть этого "золотого века", примерно 460-430, я отношу к "богемной" эре, что примерно совпадает со временем правления Перикла в Афинах.
Эта долгая кризисная эра, около 430-320, заканчивается только с окончанием завоеваний Александра Македонского и приходом эллинистского мира, принёсшего эфемерную стабильность на всё восточное средиземноморье и Ближний Восток. Но уже к середине III века весь эллинистский мир погряз в новых междоусобицах и непрекращающихся войнах между Селевкидами, Птолемеями и многочисленными другими правителями.
Но к этому времени наиболее динамичной частью античной цивилизации стал Рим, и дальнейшая периодизация связана с его историей.
"Буржуазная" эпоха в цикле Римской республики завершается примерно в середине II века до н.э. с окончательным уничтожением Карфагена - основного противника Рима в более чем столетнем противостоянии. Около 130 до н.э. начинают проявляться признаки затяжного системного кризиса - попытка реформ Гракхов, последовавшая консервативная реакция, участившиеся восстания рабов и волнения в дальних провинцах империи, усиление имущественного расслоения римских граждан и кризис среднего класса и фермерского хозяйства. В I веке до н.э. за этим последовали многочисленные гражданские войны, перевороты и постоянная политическая и экономическая нестабильность. "В течении столетия между трибунатом Тиберия Гракха (133 до н.э.) и установлением принципата Августа (27 до н.э) Рим испытывал период вековой децентрализации и распада", пишет П. Турчин в книге "War and Peace and War: the life cycles of imperial nations".
"Богемная эпоха" этого цикла, которую я отношу к периоду 150-130 до н. э., выражена
достаточно слабо по сравнению с греческой "эпохой Перикла". Это связано, видимо, с сохраняющейся культурной "неотёсанностью" Рима по сравнению с Элладой V века до н.э. и продолжающимися в этот период интенсивными колониальными войнами, поддерживающими милитаристскую культуру. "Бандитский" период - кризисное столетие 130-30 до н.э. завершившееся падением Республики и установлением Империи.
Далее следует относительно короткий "буржуазный" период стабилизации и восстановления (30 до н.э. - 25 н.э.), примерно до позднего Тиберия. После этого - вторичный кризис, менее продолжительный и острый - эпоха Калигулы и Нерона, слабых и безумных императоров, которая, тем не менее, не ставила под сомнение само существование римской государственности, в отличии от кризиса I века до н.э.
Это довольно смутное время завершается с приходом Веспасиана в 70 н.э. и установлением твёрдой и предсказуемой императорской власти. Период примерно 70-180, включающий "пять славных императоров" - самая блестящая эпоха Римской империи. Я обозначу годы 70-150 как "буржуазный" период и 150-180 как "богемную" эпоху. После этого начинается новый длительный период жестокого системного кризиса, достигший наибольшей остроты в середине III века и приведший к разделению и истощению империи. Новая эра консолидации, последняя в истории западной Империи, начинается с правления Диоклетиана около 285 г. Этот "последний рывок" античной цивилизации недолговечен, и восходящая фаза его исчерпывается около 370 г., после чего западная часть Империи впадает в окончательный кризис, а восточная постепенно выходит на новую траекторию - православно-христианской цивилизации, просуществовавшей до падения Российской Империи в 1917.
С периодичностью эпох более-менее разобрались. Как относятся фазы социально-экономического развития и периоды расцвета искусства в античности? Количественное исследование, как и в предыдущих случаях, будет базироваться на данных приведённых в книге
Human Accomplishment: The Pursuit of Excellence in the Arts and Sciences, 800 B.C. to 1950. Эта база данных далека от совершенства, но по-видимому наиболее полная из имеющихся в ширикодоступной литературе.
В ней приведён список авторов по категориям (в данном случае "западная литература" и "западная философия", откуда выбраны только имена относящиеся к античности), каждому из которых присвоен год "творческого пика" и оценка значимости, от 1 до 100, полученная по результатам опроса множества специалистов по эпохе. Данные приведены в конце этого поста.
На двух графиках я привёл совокупность этих данных в виде гистограммы (сумму значимости всех авторов "творческий пик" которых приходится на данную декаду). Неравномерность творческих достижений (явно выходящая за пределы случайного разброса) бродается в глаза, как литературе так и в ещё большей степени в философии. Предположение о корреляции творческого расцвета и "эпохи кризисов" подтверждается достаточно хорошо.
Первый пик в литературе любой цивилизации связан, как правило, с "героическим эпосом", в данном случае с Гомером, и в меньшей степени с другими родоначальниками античной поэзии - Гесиодом и Архилохом. Он не вполне поддается вышеуказанной периодизации.
Первая кризисная эра греческой цивилизации относится к достаточно архаичному времени и не очень ярко выражена в искусстве. Тем не менее, основной автор из этого периода - Сафо - типичная лирическая поэзия "богемной" эпохи.
Настоящий расцвет греческой литературы начинается в первых декадах V века до н.э., примерно совпадая с великим потрясением греко-персидских войн, а затем с "золотым веком" Перикла и началом долгого кризиса. Ещё более ярко выражен пик римской литературы в кризисный I век до н.э. (в основном его середину и вторую половину) а так же середину I века н.э.
В философии есть фактически только один главный пик - вторая половина V века - первая половина IV века до н.э., агония греческой цивилизации. Этот период включает Платона, Сократа, Демокрита, Аристотеля - пожалуй, самые главные имена оставшиеся с античности до наших дней. Последующие значительные достижения приходятся уже на период упадка античной цивилизации - неоплатонист Плотин в III н.э. и христианский философ Августин в V веке (кстати, интересная иллюстрация к идее Тойнби о том что интеллектуальные течения умирающей цивилизации разпадаются на "архаистическое" и "футуристическое" направление).
Есть ещё интересно явление - в некоторых случаях культурный расцвет начинающийся в "бандитскую" эпоху, продолжается в ранней стадии последующущей "буржуазной" стабилизации. Это вполне согласуется с предложенной концепцией если сделать поправку на временной сдвиг - что в эпоху кризиса происходит формирование авторов, творческий пик которых приходится на начало "буржуазной" эпохи.
=====================================
% Greek-Roman literature
Aeschylus -485 26
Aesop -550 6
Alcman,Sardes -650 2
Ambrose,Milan 379 3
Anacreon,Teos -540 8
Apollonius, Alexandria -250 6
Apuleius 150 7
Archilochos,Paros -700 6
Aristophanes -408 18
Augustine 394 13
Bacchlydes,Ceos -484 3
Callimachus -265 7
Catullus -54 13
Celsus,Alus 20 2
Cicero -66 30
Claudian 450 2
Columela,Lucius 50 2
Cratinus,Athens -444 1
Demosthenes -344 9
Dionysius,Halicarnassus -50 2
Ennius,Quintus -199 5
Euripides -444 35
Heliodorus 390 4
Herodotus -445 15
Hesiod -700 11
Homer -700 54
Horace -25 35
Julius,Caesar -62 18
Juvenal 95 10
Livy -19 10
Longus,Lesbos 300 4
Lucan 65 9
Lucian,Samosata 157 9
Lucilius -140 4
Lucretius -55 11
Marcus,Aurelius 161 8
Martial,Marcus 80 6
Meleager,Gadara -100 2
Menander,Athens -303 9
Moschus,Syracus -150 1
Musaeus 500 2
Ovid -3 29
Percius 62 3
Petronius,Arbiter 50 9
Pindar -478 16
Plautus -214 18
Pliny,Elder 63 5
Pliny,Younger 101 5
Plutarch 86 15
Polybius -160 6
Propertius -15 6
Sappho,Lesbos -600 10
Seneca 43 23
Simonides,Ceos -516 4
Solon -600 4
Sophocles -456 25
Suetonius 109 5
Tacitus 95 13
Terence,Publius -159 18
Tertulian 200 4
Theocritus,Syracuse -270 14
Theognis,Megara -540 3
Theophrastus -331 3
Thucydides -420 15
Tibullus -19 7
Tyrtaeus,Sparta -680 3
Virgil -30 55
Xenophanes,Colophon -540 1
Xenophon -395 7
% Philosophy
Anenesidemos -50 1
Ambrose,Milan 379 3
Ammonius,Sakkas 215 2
Anaxagoras -460 5
Anaximander,Miletus -571 4
Anaximenes,Miletus -500 4
Antiphon,Athens -450 1
Antisthenes,Athens -404 1
Apollonius,Tyana -80 1
Arcesilaus,Pitane -276 1
Aristippus,Cyrene -435 1
Aristotle -344 100
Augustine 394 30
Boethius 520 4
Carneades,Cyrene -174 2
Chrysippus,Soli -242 2
Critias -415 1
Democritus -420 13
Diogenes -372 2
Dionysius,Areopagita 50 3
Empedocles -452 6
Epictetus 90 5
Epicurus,Samos -301 11
Gorgias -445 2
Heraclitus,Ephesius -500 11
Leucippus,Miletus -440 3
Lucretius -55 6
Manichaeus 256 5
Marcus,Aurelius 161 4
Origen 225 5
Panaetius,Rhodes -145 1
Parmenides -475 13
Pelageus 400 2
Philo,Judaeus 15 7
Plato -388 88
Plotinus 244 18
Plitarch 86 3
Porphiyrus, Phonecia 272 4
Poseidoios, Apamea -95 2
Proclus 450 6
Protagoras, Abdera -445 6
Pyrrho, Elis -327 3
Pythagoras, Samos -520 15
Seneca 43 4
Sextus,Empiricus 200 3
Socrates -429 26
Tertullian 200 2
Thales -585 6
Xenocrates -355 1
Xenophanes -540 3
Zeno,Citium -295 5
Zeno,Elea -450 4