Начинаем первую инсталяцию
обещанного цикла.
Легенда об Атлантида очень сильно отличается от других великих загадок и мифов истории. Многие древние исторические эпосы весьма обширны и велики по обьёму. Махабхарата, Ветхий Завет сравнимы по обьёму с "Войной и миром". "Гильгамеш" и другие ближневосточные эпосы тоже не намного им уступают. Гомеровские "Илиада" и "Одиссея" поражают своей детальностью, даже педантичной занудностью описания Троянской войны - всего лишь одного из эпизодов периода затяжных конфликтов позднего бронзового века ("Бессоница. Гомер. Тугие паруса // Я список кораблей прочёл до середины").
Миф об Атлантиде - совсем не такой. Практически весь он умещается в несколько отрывков из далеко не самых концептуальных произведений Платона - так называемых диалогов "Тимэй" и "Критий". Диалоги - жанр древнегреческой литературы развитый в значительной мере самим Платоном. Он состоит в описании воображаемых дискуссий философов и государственных деятелей настоящего и просшлого, в которых автор вкладывает свои мысли и различные точки зрения в уста реальных исторических персонажей.
"Тимэй" и "Критий" повествуют от имени реальных персонажей, одним из которых (Критий) является потомком Солона - великого государственного деятеля Афин первой половины VI века до н.э., за 200 лет до Платона. Собственно с эпохи реформ Солона началась эпоха лидерства Афин в эллинской цивилизации - до этого Афины уступали в развитии Коринфу и некоторым городам Ионического побережья. В диалогах Платона рассказывается о визите Солона в Египет около 560 до н.э. Этот визит не подтверждён другими историческими данными, но вполне вероятен с учётом бурно развивающихся контактов Греции с Египтом в то время, с приходом к власти в Египте Саитской династии. В ходе этого визита греческие жрецы рассказали Солону некоторые детали давней истории Греции, о которых греки сами не помнили - в частности о великой цивилизации континента Атлантиды, якобы исчезнувшей за 9 тысяч лет до визита Солона.
Описание этих рассказов и самой Атлантиды достаточно сумбурно. Нечасто в истории случается что такие нечёткие, почти случайные записи вызывали бы такой исторический резонанс, волновали умы людей в течении тысячелетий, заставляли бы их придумывать новые теории, снаряжать экспедиции, проводить конференции, писать множество книг. Можно вспомнить в этой связи, например, историю с "теоремой Ферма" (про суммы степеней) - короткая заметка на полях, которая притягивала усилия многих математиков в течении трёхсот лет, пока не была доказана в 90-х годах XX века (по-видимому совсем не таким способом какой использовал Ферма). Атлантида - нечто похожее в намного большем масштабе. За ней гоняются уже более двух тысяч лет. О ней спорили ещё современники самого Платона и Аристотеля (который отрицал её существование, считая вымыслом Платона), её подзабыли в средние века но вновь вспомнили в эпоху Возрождения. В XIX и затем в XX веке интерес только усилился и всё новые теории и пророчества о её существовании или скором воскресении сыпались как из ведра.
Куда только не старались запихнуть "настоящую" Атлантиду! Только в Средиземном море есть с
десяток вариантов - от Кипра до Мальты, Балеарских островов и побережья Испании. За пределами Гибралтара -
ещё больше - от Азорских островов до срединно-атлантического хребта, до побережья Кубы или Багамского архипелага, от Ирландии до Антарктиды, и от Цейлона до островов Индонезии. Вот, например, одно из них, найденные довольно прямые геометрические структуры дна у Багамских островов известные как
"дорога Бимини" (вот
здесь ещё). Подобные находки порождают немало литературы, вебсайтов и т.д. Всё это довольно занимательно, но представляет из себя не более чем историчекое фричество, которого вокруг "Атлантиды" особенно много. Вот
ещё один экземплярчик, на этот раз на территории Боливии.
В легенде об Атлантиде есть ещё одно зияющее несоответствие - между огромным количеством кандидатур предлагавшихся и предлагающихся для её положения, времени и характера её гибели, и достаточно чёткими представлениями последних десятилетий о том что именно (какая цивилизация и какой природный катаклизм) послужило основой для образа Атлантиды. Конечно, нельзя "доказать" что загадка Атлантиды раскрыта с абсолютной точностью. Но можно из всех предложенных в разное время вариантов выбрать только один наиболее подходящий для её основы, и относительно которого существует достаточно широкий научный консенсус. Все остальные гипотезы отстают по достоверности на целые порядки величин.
Различные варианты ответа на вопрос "Существовала ли Атлантида, и что стоит за её легендой" можно разделить на три больших группы:
1) Максималистская версия: Атлантида существовала в рамках достаточно близких к тому как она описана у Платона - т.е. большой остров или целый материк, за пределами Гибралтарского пролива, который погиб в результате грандиозного катаклизма примерно за 9 тыс. до н.э. (или хотя бы задолго до Бронзового века, с которого в основном начинается историческое сознание человечества).
2) Минималистская версия: Ничего похожего на Атлантиду никогда не существовало. Это чистая выдумка Платона используемая им для пропаганды свобственных представлений об "идеальном государстве" и политическм устройстве общества. Или же пересказанные им с большими искажениями выдумки других людей, за которыми так же нет никакой исторической основы.
3) Умеренно-реалистическая версия: За легендой об Атлантиде стоит вполне конкретная высокоразвитая культура (по-видимому эпохи бронзового века, задолго до античной Греции) и вполне конкретная природная или социальная катастрофа, погубившая её. Эта катастрофа была такой внезапной и масштабной что, хоть и в искажённом виде, она оставила о себе историческую память, сохранённую по крайней мере египетскими жрецами.
Максималистскую версию можно отвергнуть почти сразу (несмотря на многочисленные попытки её обоснования), и вовсе не потому что невозможно в принципе существование протяжённого участка суши в Атлантическом океане около 10 тысяч лет назад. Такого места до сих пор не найдено, но и его теоретическая возможность не опровергнута полностью. Дело в другом. Чрезвычайно маловероятным представляется наличие высокоразвитой цивилизации, возникшей на таком острове в Атлантике задолго до появления основных урбанизированный обществ Ближнего востока, Египта, долины реки Инд. Эта культура по словам Платона имела контакты с древними обитателями Египта и Греции, но не оставила никаких следов на атлантическом побережье Европы и Африки, или в западном средиземноморье. К тому же подобное прошлое едва ли могло остаться в исторической памяти Египта. Нет никаких свидетельств что она уходит корнями в какие-либо события случившиеся ранее 4-го тысячелетия до н.э.
При полном отсутствии сколько-нибудь достоверных материальных подтверждений первой версии, и её крайней невероятности в рамках современных знаний об истории человечества, перейдём к следующему вопросу. Каким образом можно различить два оставшихся варианта - "полную выдумку" и "искажённую, но основанную на реальных событиях"? Здесь есть несколько соображений. Во-первых, в качестве какой-либо политической пропаганды или утопической литературы, текст Платона ("Критий" и "Тимэй") не выглядит ни убедительным, ни имеющим её в качестве главной цели. Для самого Платона подобный стиль чистой выдумки тоже не характерен.
Но по-настояему важным критерием, отделяющим минималистскую от умеренно-реалистической версии, может быть наличие какой-либо информации или представлений которые навряд ли были доступны Платону и его греческим современникам, но которыми могли обладать египтяне, пересказавшие историю об Атантиде Солону (или кому-либо ещё из греков), и которые достаточно верны с точки зрения современных знаний истории и археологии.
Можно ли найти подобное в тексте Платона? На мой взгляд, да. Для этого я приведу довольно большой отрывок из "Тимэя", один из основных в котором описывается то что рассказали Солону про Атлантиду египетские жрецы:
У вас же и у других каждый раз, едва лишь упрочится письменность и другие средства, нужные (для этой цели) городам, как опять через известное число лет, будто болезнь, низвергается на вас небесный поток и оставляет у вас в живых только неграмотных и неученых; так что вы снова как будто молодеете, не сохраняя в памяти ничего, что происходило в древние времена. Вот и теперь, например, все, что ты рассказал, Солон, о ваших древних родах, мало чем отличается от детских побасенок: во-первых, вы помните только об одном земном потопе, тогда как до того было их несколько; потом, вы не знаете, что в вашей стране существовало прекраснейшее и совершеннейшее в человечестве племя, от которого произошли и ты и все вы с вашим городом, когда оставалась от него одна ничтожная отрасль. От вас это утаилось, потому что уцелевшая часть племени в течение многих поколений сходила в гроб без письменной речи. Ведь некогда, Солон, до великой катастрофы потопа, у нынешних афинян был город, сильнейший в делах военных, но особенно сильный отличным по всем частям законодательством. Ему приписывают прекраснейшие дела и прекраснейшее гражданское устройство из всех, какие, по дошедшим до нас слухам, существовав ли под солнцем».
Выслушав это, Солон, по его словам, удивился и со всем усердием просил жрецов, чтобы они по порядку и подробно рассказали ему все о делах древних его сограждан. Жрец отвечал: «Ничего не скрою, Солон, но расскажу охотно и ради тебя, и ради вашего города, и особенно ради богини, которая, получив на свою долю города - и ваш, и здешний, - воспитала и образовала оба, ваш тысячью годами прежде, взяв для вас семя от Геи и Гефеста, а здешний - после. Время устроения здешнего-то города у нас, в священных письменах, определяется числом восьми тысяч лет. Что же касается твоих сограждан, живших за девять тысяч лет, то я изъясню тебе их законы и прекраснейшее из совершенных ими дел. Подробно все же рассмотрим на досуге, когда-нибудь в другой раз, взяв сами записки. О их законах заключай по здешним, потому что здесь теперь найдешь ты много образцов того, что было тогда у вас: найдешь, во-первых, класс жрецов, отдельный от прочих сословий; потом класс художников, работающих по каждому художеству отдельно, не смешивая одного с другим; далее, сословия пастухов, охотников и земледельцев; да и класс людей военных, ты видишь, обособлен здесь от прочих сословий, и этим людям закон вменяет в долг не иметь попечения ни о чем больше, как только о делах военных. Те же и виды оружия их - щиты и копья, которыми мы первые из жителей Азии стали вооружаться по указанию богини, впервые научившей тому людей как в этой стране, так и у вас. Что касается разумности, то ты видишь, какую о ней заботливость тотчас же, с самого начала, здесь проявил закон, открыв все пути к познанию мира, даже до наук просвещения и попечения о здоровье, с приложением этих божественных знаний к целям человеческим, и овладев всеми прочими, прикосновенными к этим наукам. Такой-то строй и порядок основала в те времена богиня, даруя его вам первым; она избрала и место для вашего жительства - то, из которого вы происходите,- убедившись, что тамошнее благорастворение воздуха будет производить мужей разумнейших.
Любя и войну и мудрость, богиня выбрала (там) место, которое должно было давать мужей, наиболее ей подобных, и его-то сперва и населила. И вот вы там жили, пользуясь такими законами и все совершенствуя свое благоустройство, так что превзошли всякою добродетелью всех людей, как оно и подобало вам в качестве сынов и питомцев богов.
Удивительны сохранившиеся здесь описания, многих и великих дел вашего города, но выше всех по величию и доблести особенно одно. Записи говорят, какую город ваш обуздал некогда силу, дерзостно направлявшуюся разом на всю Европу и на Азию со стороны Атлантического моря. Тогда ведь море это было судоходно, потому что пред устьем его, которое вы по-своему называете Геракловыми Столпами, находился остров. Остров тот был больше Ливии и Азии, взятых вместе, и от него открывался плавателям доступ к прочим островам, а от тех островов - ко всему противолежащему материк, которым ограничивался тот истинный понт. Ведь с внутренней стороны устья, о котором говорим, море представляется (только) бухтой, чем-то вроде узкого входа, а то (что с внешней стороны) можно назвать уже настоящим морем, равно как окружающую его землю по всей справедливости - истинным и совершенным материком. На этом Атлантическом острове сложилась великая и грозная держава царей, власть которых простиралась на весь остров, на многие иные острова и на некоторые части материка. Кроме того, они и на здешней стороне владели Ливией до Египта и Европой до Тиррении. Вся эта держава, собравшись в одно, вознамерилась и вашу страну, и нашу, и все по сю сторону устья пространство земли поработить одним ударом. Тогда-то, Солон, воинство вашего города доблестью и твердостью прославилось перед всеми людьми. Превосходя всех мужеством и хитростью военных приемов, город ваш то воевал во главе эллинов, то, когда другие отступались, противостоял по необходимости один и подвергал себя крайним опасностям. Но наконец, одолев наступающих врагов, торжествовал победу над ними,. воспрепятствовал им поработить еще не порабощенных и нам всем вообще, живущим по эту сторону Геракловых пределов, безусловно, отвоевал свободу.
Впоследствии же времени, когда происходили страшные землетрясения и потопы, в один день и бедственную ночь вся ваша воинская сила разом провалилась в землю, да и остров Атлантида исчез, погрузившись в море. Потому и тамошнее море оказывается теперь несудоходным и неисследуемым: плаванию препятствует множество окаменелой грязи, которую оставил за собой осевший остров.
(взято отсюда:
http://atlantis-ocr.narod.ru/online/glava11.html )
То что, по словам Платона, поведали египтяне Солону, сильно отличается от историзма древних греков. Историческое самосознание ранней античности было циклическим, но в то же время деволюционным: человечество постепенно деградировало, мельчало. В начале, в глубокой древности была "эпоха богов". Потом, по мере того как боги размножались и заводили детей от земных женщин - "эпоха полубогов", "эпоха героев" и т.д. до всё более прозаической современности. Вырождение должно было продолжаться пока человчество окончательно не погрязнет в варварстве, и когда-нибудь в далёком будущем может произойти грандиозный мировой катаклизм в результате которого вселенная полностью преобразится, вернувшись к "эпохе богов".
Приведенный отрывок показывает что в среде египетских жрецов (даже за столетия долгого упадка самого Египта после блистательной эпохи Нового царства) сохранилось восприятие древней истории насравненно более близкое к современным знаниям о средиземноморском бронзовом веке, чем у греков эпохи Солона или Платона.
Египтяне помнили о существовании высокоразвитых цивилизаций в северо-восточном средиземноморье, обладавших грамотностью, замечательными достижениями в искусстве, технологии и градостроительстве, и затем погибших в результате каких-то катастроф (приридных или социальных). После этих катастроф общество возвращалось на гораздо более низкое состояние - исчезала письменность, сложное политическое устройство, высокая культура.
Мы знаем сейчас что подобные события действительно происходили. Древние греки имели смутные воспоминания о предыдущей "великой эпохе" отражённой в эпосах Гомера. Они относились к последним десятилетиям крито-микенской цивилизации, погибшей в
"Катастрофе Бронзового века" в конце XIII - начале XII века до н.э. В результате этого цивилизационного коллапса практически во всём средиземноморье (кроме Египта) исчезла городская жизнь, грамотность, международная торговля и утончённое искусство, и регион на 300-400 лет погрузился в период "тёмных веков". Подробностей этих событий "новые греки" железного века практически не помнили, кроме гипертрофированного эпизода интенсивных междоусобиц перед концом цивилизации, знакомого им как "Троянская война".
Но среди жречества Египта, где в XII веке так же произошёл упадок но не было полного коллапса цивилизованной жизни, сохранились более полные (хотя далеко не совершенные) сведения о том времени. Египтяне знали даже больше: "вы помните только об одном земном потопе, тогда как до того было их несколько; ... От вас это утаилось, потому что уцелевшая часть племени в течение многих поколений сходила в гроб без письменной речи." Значит ли это что катаклизмы, подобные коллапсу цивилизаций позднего бронзового века, случались ещё до него? Да, хотя и не настолько глубокие и не такие продолжительные, но которые тоже могут быть отнесены к этой категории.
К ним скорее всего можно отнести упадок минойской культуры и завоевание её микенской, в середине XV века, за 250 лет до окончательного падения крито-микенской цивилизации. Минойский упадок тоже привёл к резкому (хотя и временному) снижению грамотности и уровня культуры на территории всего Эгейского моря. Минойский
"линейный А" алфавит, не расшифрованный до сих пор, был заменён на новый,
"линейный Б", основанный на микенском (ахейском) языке.
Не исключено, хотя и менее вероятно, что у египетских жрецов сохранились сведения и о более древних радикальных сменах культуры, сопровождающихся достаточно долгим периодом общего упадка уровня цивилизации. Таким могло быть ахейское вторжение (ответвление великой индоевропейской миграции) на территорию Греции около XVIII века до н.э., или же упадок Кикладской (пре-минойской) культуры раннего бронзового века на островах Эгейского моря около XXII века.
Итак, от египтян Солону, и затем Платону, достались исторические сведения, значительно превышающие собственно греческие знания того времени. Это говорит о том что Атлантида навряд ли была всего лишь выдумкой самого Платона.
Но о чём же конкретно свидетельствовали египетские описания легендарной Атлантиды? В них не исключена некоторая собирательность образа катастрофы, но в то же время имеются очень конкретные элементы, говорящие о том что у этой легенды был один главный прототип. Сначала обозначим примерный географический и временной интервал существования "Атлантиды" и её гибели.
Как я уже упоминал выше, сразу отбросим нереальные сроки в 9000 лет до Солона и за пределами Гибралтара ("Геркулесовых стобов"). Даже если бы там и существовала некая развитая культура, совершенно нелогичным явлается то что она не оставила никаких видимых следов ближе к своему центру (в западном средиземноморье, и на атлантическом побережье), но в то же время поддерживала интенсивные контакты (и войны) с обитателями континентальной Греции, что является важным элементом рассказа египетских жрецов.
Поэтому "Атлантиду" нужно искать в средиземноморье, скорее всего в восточном, недалеко от основных центров известных цивлизаций. Западное средиземноморье намного отставало по развитию в период бронзового века, и начало серьёзно "осваиваться" только в начале 1-го тысячелетия до н.э. в результате этрусской, финикийской и греческой колонизации. Временной интервал - практически наверняка средний и поздний бронзовый век, около 1900-1200 до н.э., когда в этом регионе действительно существовали высокоразвитые цивилизации.
Египетский рассказ упоминает о войнах Атлантиды с "афинянами" (т.е. обитателями континентальной Греции), в которых успех сопутствовал последним: Записи говорят, какую город ваш обуздал некогда силу, дерзостно направлявшуюся разом на всю Европу и на Азию со стороны Атлантического моря. Могли ли за этим стоять минойско-микенские войны в результате которых в конце концов (в середине XV века до н.э.) микенийцы подчинили себе минойскую цивилизацию (приняв главным образом её культуру)? Вполне вероятно.
В этом случае Атлантида ассоциируется с минойской цивилизацией Крита и других островов Эгейского моря, достигшей очень высокого уровня развития в середине 2-го тысячелетия до н.э. Но что именно понимается под её катастрофической гибелью? В египетском рассказе упоминаестя что боги поразили Атлантиду огнём и землетрясениями и что она за один день ушла под воду. Это весьма неплохо соответствует очень мощному вулканическому извержению, в результате которых в районе кальдеры может полностью преобразиться ландшафт и исчезнуть целые острова.
Было ли подобное мощное извержение в этом регионе в период около середины 2-го тысячелетия до н.э., настолько впечатляющее что оно могло остаться в памяти на сотни лет и породить легенды подобные Атлантиде? Да, было. В результате исследований последних 70 лет на этот вопрос можно дать совершенно недвумысленный ответ.
Продолжение следует