Исторические заметки, в продолжение
этого. Много буков.
Тему одного из самых загадочных периодов истории - катастрофического коллапса развитой цивилизации Бронзового века в восточном средиземноморье и последовавших за этим "тёмных веков", длящихся примерно в 1200-800 до н.э., я уже затрагивал.
Период очень интересен, в частности тем, что именно к нему относятся (но это не значит что созданы в течении этого времени) произведения литературы ставшие основой античной и современной христианской цивилизации - "Илиада" и "Одиссея" Гомера, а так же самая значительная часть Ветхого Завета - Исход из Египта, 10 заповедей данные Моисею на горе Синай, завоевание "земли обетованной" Ханаана, становление и распад "великого царства" Давида и Соломона, строительство первого храма в Иерусалиме.
Эти два великих эпоса далеко не однозначно согласуются с данными материальной, археологической истории. Эпосы Гомера в целом (речь, конечно, не идёт о деталях) подтверждются современными представлениями о Крито-микенийской цивилизации и войнах позднего Бронзового века - о географии, политической структуре, вооружениях и боевой тактике того времени. Ветхозветные же истории, так прочно вошедшие в культурный фундамент иудейско-христианской цивилизации, наоборот имеют чрезвычайно скудные подтверждения в археологических данных, и нередко полностью противоречат им. Но эту тему я рассмотрю в другой раз.
Присутствие в истории такого загадочного период "тёмных веков", а так же желание построить соответствие библейской и археологической истории, вызывало за последние десятилетия множество искусственных конструкций - всемозможных "новых хронологий". Для большинства людей естественной кажется "прогрессистский" взгляд на историю - как на непрерывное движение вверх и вперёд. Или же представления диалектичекого, марксистского типа - как смену одной общественной формации за другой, так что всякая последующая "выше" предыдущей. Эту контр-интуитивность полного коллапса цивилизации и длительных "тёмных веков" я уже упоминал в заметке
"Откуда берутся Фоменки". В обсуждениях в этом журнале всплыли и другие, несколько менее радикальные построения - в частности
Иммануила Великовского, а так же концепция
"Centuries of Darkness" группы европейских авторов. Последние две "сплющивают" хронологию перехода от Бронзового к Железному векам на несколько столетий, исключая "тёмные века" и подводя соответствие с библейской хронологией. Все эти теории, тем не менее, находятся в сильнейших противоречиях с основным массивом археологических и хроникальных данных о той эпохе.
Итак, что говорит современная мейнстримная наука об этом периоде? В середине XIII века до н.э. восточное средиземноморье представляло собой развитую "глобализованную" систему богатых государств, сотен больших и процветающих городов, интенсивную международную торговлю. Основными цивилизационными центрами были Египет Нового царства, с длительным 67-летним правлением Рамзеса Великого; могущественная Хеттская империя занимающая территорию современной Турции; богатые финикийские города левантийского и ханаанского побережья; и, наконец, Крито-микенийские города-госурдства, с блестящими дворцами и мощными укреплениями, на территории нынешней Греции. Цивилизация Бронзового века достигла апогея материальной культуры и благополучия. Это было досточно мирное время. Последняя большая война между "сверхдержвами" - Египтом и Хеттской империей - закончилась
битвой при Кадеше в 1274, при участии около 50 тысяч воинов с двух сторон, после которой обе стороны обьявили победу и ушли домой. Последующие отношения между египтянами и хеттами напоминали вялотекущую "холодную войну" и даже "разрядку напряжённости". Самым крупным городом восточного побережья был Угарит, находящийся в целом в хеттской зоне влияния но проводящий достаточно самостоятельную политику. Он был главным перевалочным пунктом соединяющим морские торговые пути с континентальным Ближним Востоком (Сирийскими государствами, Ассирийской империей и Вавилоном), его роль примерно соответствовала роли Венеции в средиземноморье 15-16 века. В Эгейском море только подготавливалась серия затяжных междоусобных конфликтов которые легли в основу эпоса "Троянской войны".
Через 100 лет от этого благополучия не осталось практически ни следа. Регион погрузился в полный хаос. Сотни городов были сожжены и разграблены. Угарит был уничтожен полностью, и более тысячи лет его территория и окрестности оставались безлюдными.
Наиболее подробно материальные свидетельства катастрофы и возможные причины её описываются в книге Роберта Дрюза
"Catastrophe: the End of the Bronze Age" Конец восточно-средиземноморского Бронзового века, в 12-м столетии до н.э., был одним из самых ужасающих поворотных пунктов в истории. Для тех кто жил то время, оно стало бедствием. В долгосрочной перспективе, этот эпизод означал скорее начало чем конец, "раннее время" которому народы Израиля, Греции и даже Рима, обязаны своим происхождением. Во многом это определение остаётся верным, потому что Железный век гораздо ближе к нам чем мир Бронзового века. Прогресс в металлургии - от бронзы к железу - был только одной из значительных инноваций. Более важными стали развитие и распространение алфавитной письменности, рост национализма, республиканских политических институтов, монотеизма и, в конечном итоге, рационализма. Эти и другие исторические инновации Железного века часто отмечаются и прославляются.
Но главной целью этой книги будет рассмотрение отрицательных последствий. Во многих местах древнее и развитое общество закончило существование около 1200 до н.э. В Эгейском море "дворцовая цивилизация" как мы называем Микенийскую Грецию, исчезла. Хотя некоторые барды-сказители "Тёмных веков" помнили её, она канула в неизвестность, пока археологи не стали производить раскопки. На Анатолийском полуострове потери были даже больше. Хеттская империя дала Анатолийскому плато уровень стабильности и процветания, которoго эта территория не увидит в последующую тысячу лет. В Леванте восстановление произошло гораздо быстрее: некоторые общественные институты бронзового века уцелели с небольшими изменениями, но везде городская жизнь была резко отброшена назад. В Египте 20-я династия означала конец Нового Царства и почти конец достижений эпохи фараонов. Везде в восточном средиземноморье 12-й век до н.э. привёл за собой "тёмное время", из которого Греция и Анатолия не вышли в течении 400 лет. В целом, конец Бронзового века стал одной и глубочайших катастроф древней истории, большим бедствием чем падение Римской Империи.
Конец трансформации институтов Бронзового века - очень обширная тема. С перспективы сегодняшнего дня исченовение этих древних форм которое даёт периоду около 1200 до н.э. чрезвычайную важность. Но основная тема этой книги - физическое разрушение городов и дворцов. Кто-то может возразить что само по себе это разрушение не подразумевает коллапса цивилизации. В конце концов разрушение Афин в 480 году до н.э. расчистило место для великих монументов эпохи Перикла, а пожар уничтоживший Рим в 387 году до н.э. предшествовал периоду беспрецедентной Римской экспансии. Но хотя разрушение городов около 1200 до н.э. не было достаточным условием коллапса цивилизации Бронзового века, это было необходимым условием. В течении 40 или 50 лет на рубеже 13-го и 12-го веков почти все значительные города и дворцы в восточном средиземноморье были уничтожены, большинство из них так и не были заселены снова.
Это разрушение - которое я буду называть просто "Катастрофой" - будет рассмотрено детально во 2-й главе. Перед этим полезно остановиться на времени в течении которого произошла Катастрофа. Сначала мы должны обратиться к египетской истории, поскольку только она позволяет составить связную документальную последовательность. Большинство специалистов согласятся что существует по крайней мере одно документальное свидетельство Катастрофы - надпись которую фараон Рамзес III поместил на стену своего усыпального храма в Мединет Хабу. Это знаменитый текст, сопровождаемый рельефными изображениями, в котором Рамзес III празднует победу над "народами моря" в 8-й год своего правления. Рамзес описывает что перед нападением на Египет "народы моря" уже успели разграбить землю хеттов, Алашию и Амор.
Даты правления Рамзеса III зависят от выбора даты восхождения на престол Рамзеса II, его великого предшественника, имя которого он принял. Большинство египтологов склоняются что Рамзес Великий правил с 1279 по 1212 - большую часть периода относящегося к XIX династии... Это даёт время правления Рамзеса III с 1186 по 1155 до н.э. В таком случае "вторжение 8-го года" приходится на 1179. Это хорошо согласуется с недавно обнаруженными глиняными табличками в Эмаре, на Ефрате, который, согласно месопотамской хронологии, подвергся разрушительному нашествию в 1180.
Рарушение Тиринса и Микен случилось по-видимому, незадолго до начала правления Рамзеса III. Некоторые города в Эгейском бассейне были разрушены за несколько десятилетий до этого, ещё при Рамзесе Великом.
В целом, Катастрофа началась в последней четверти 13-го века, набрала силу около 1190 и достигла максимума примерно в 1180. К 1175 худшее было уже позади, хотя ужасные вещи продолжались весь 12-й век.
Дрюз сводит причины катастрофы к изменениям в военной технологии и тактике - от больших армий с тяжёлой кавалерией колесниц к лёгкой мобильной пехоте. Но это слишком узких подход. Конец бронзового века был именно "системным коллапсом". Нашествие завоевателей (или природные катаклизмы) не было главной причиной его, хотя завоеватели тоже присутсвовали, воспользовавшись слабостью и хаосом - пришедшие с севера дорийские племена, ливийцы атаковавшие и в конце концов захватившие Египет, потом - иудейские и другие семитские племена из горных районов Заиорданья и северной Аравии.
"Фараон Рамзес III побеждает народы моря":
Главным "агентом хаоса" стали загадочные "народы моря" неоднократно упоминающиеся в египетских и угаритских хрониках. Фараон Рамзес III победил их в нескольких крупных
морских и сухопутных битвах около 1190-1180 годов, но не смог препятствовать их расселению в дельте Нила и на палестинском побережье.
Последние письма на глиняных табличках, найденные в разрушенном Угарите - панические послания последнего правителя города своим союзникам о помощи: "Вражеские корабли видны у побережья! ...Вражеские корабли пришли и разрушили мои города! ...Знаете ли вы что мои корабли посланы в Хеттию, а мои войска находятся в Ликии?"
Из египетских хроник становится довольно ясно что основу "народов моря" составляли не пришельцы из неизвестных дальних стран, а население земель известных Египту - в частности из Эгейского моря и Малой Азии. В этих хрониках среди коалиции "народов моря" упоминаются области Малой Азии - Шардана, Турша и Киликия, данайцы (из континентальной Греции), Пелесет (Крит или Кипр). Цивилизация бронзового века "взорвалась" изнутри, и её осколки стали "народами моря" - пиратами и бандитами, терроризирующими остатки цивилизованного мира. Эти осколки разлетелись по всему средиземноморью, вызвав великую волну миграции на не освоенные ранее территории. Шардана стала Сардинией, Киликия - Сицилией, Турша (предположительно) Этрурией и Тирренским морем, Пелесет - филистимлянами и Палестиной.
Эта великая миграция удивительно перекликается с общим настроением второй книги Гомера - "Одиссеей", "сказкой странствий" того времени. Её герои долго путешествуют по всему миру, ставшему внезапно незнакомым и враждебным, и никак не могут вернуться домой (потому что, возможно, самого дома уже нет).
Одним из самых удивительных свидетельств социального коллапса всей цивилизации в конце Бронзового века являются так называемые "пиковые поселения" на вершинах гор на Крите, просуществовавшие примерно с 1200 по 1000 до н.э., самым известным из которых является
Карфи (см. рисунок), на высоте более километра от уровня моря (ещё информация
здесь).
Жить там, в удалённых и тяжелейших условиях могли только те кому грозила непрекращающаяся страшная опасность - от постоянных пиратских набегов на прибрежные районы.
Один из посетивших Карфи,
описывает свои впечатления: Но ландшафт Карфи очень труднодоступен. Дорога на вершину крутая и каменистая, и когда мы добрались наверх, облака периодически застилали окрестности, не давая ничего разглядеть. Вершина очень ветренная и холодная, даже летом. И всё же критяне в 1200 до н.э. пришли сюда. Почему? Они искали здесь безопасность. Они хотели жить, и знали что низинные районы не защищены. С вершины обитатели Карфи могли видеть во все стороны и пока враги могли добраться до их поселения, они успевали уйти. Как и у дворцов, у поселения Карфи не было укреплённых стен; жители рассчитывали на труднодоступность своих мест.
Но безопасности недостаточно для выживания. Критяне должны были выжимать какое-то пропитание из каменистой, сухой земли. По счастью, неподалёку есть родники. Но пища - другое дело. Долина внизу хорошо видна, но обработка земли там противоречила безопасности. Для пропитания поселенцы занимались охотой, пасли коз и овец, культивировали оливки и небольшие сады. Это было примитивное натуральное хозяйство, а не развитая коммерческая экономика дворцовой эпохи, но люди выжили. После 200 лет поселение было оставлено, то ли потому что стало безопаснее, то ли потому что люди уже не могли больше терпеть ужасные условия.
Судя по всему долговременная степень опасности и интенсивность вражеских набегов была намного выше чем, например, во время варварских нашествий конца Римской империи или эпохи викингов в 8-10 веке в Европе.
Продолжение следует