Контрапункт (продолжение)

Nov 08, 2004 23:46

« - Обычные люди - да; пусть будет так - все слишком человеческие существа с одной стороны. И стихийные духи - с другой. Одни - способные привязываться к людям, и переживать, и быть сентиментальными. Должна сказать, что я ужасно сентиментальна («Вы почти так же сентиментальны, как сирены в «Одиссее», - последовал из классической древности комментарий барона Бенито). Другие, стихийные духи - свободные, стоящие в стороне от всего; они приходят и уходят, уходят с таким же легким сердцем, как приходят; пленительные, но никогда не пленяемые; доставляющие другим людям переживания, но сами ничего не переживающие. Как я завидую их воздушной легкости!
- С таким же успехом вы можете завидовать воздушному шару, - серьезно сказал Барлеп. Он всегда стоял за сердце.
- Но им так весело!
- Я бы сказал, что они не способны чувствовать себя весело: для этого нужно уметь чувствовать, а они не умеют» (О.Хаксли, "Контрапункт")

А вот здесь я, пожалуй, соглашусь с гадким типом Барлепом. Только я бы сравнила их не с воздушным шаром, а с мыльным пузырем. Поразительно, как эта видимость жизни умеет вводить публику в заблуждение, казаться Чем-то, будучи ничем. Одна из таких видимостей - фигура, вокруг которой разворачивается действие «Твин Пикс»: этот очаровательный фильм снова идет по ТВ. Пока что - первая, более детективная, нежели мистическая его половина, где ЕЁ имя склоняют по сто раз на серию, и плачут герои, очарованные этим безвременно лопнувшим мыльным пузырем - Лорой Палмер. Закончится первая часть «Смерть нимфоманки» - и тогда начнется настоящий «Твин Пикс», где на первый план выйдет загадка Леса Призраков. Тогда центральной фигурой станет другой женский персонаж - ex-монахиня Энни. Своеобразная симметрия американского кинематографа. Третьего не дано. Протрахавшая до дыр мозги и сердце Лора - народная героиня. Или девушка, только что вышедшая из монастырских стен. Либо одно - либо другое. Либо монахиня - либо…

«Блейк был истинно цивилизованным человеком, - утверждал Рэмпион. - Цивилизация - это гармония и полнота. У Блейка есть всё: разум, чувство, инстинкт, плоть, и всё это развито гармонично. Варварство - это однобокость. Можно быть варваром интеллектуально и телесно. Варваром в отношении чувств или в отношении инстинкта. Христианство сделало варварской нашу душу, а теперь наука делает варварским наш интеллект…» (там же)

Не дается людям путь по лезвию бритвы. Проще выбрать что-то одно. А у кого-то и выбирать не из чего. Так эти мыльные пузыри достойны лишь жалости?…

«…Она переводила взгляд с одного лица на другое в какой-то тревоге. Она панически боялась одиночества. Ей всегда казалось, что если люди останутся ещё на пять минут, тут-то, наконец, и произойдет что-нибудь забавное. К тому же невыносимо, когда люди поступают не так, как хочется.
- Боюсь, и нам пора, - сказала Мэри Р., вставая.
- Но это невозможно! - кричала Люси. - Рэмпион, я не могу этого допустить!
Марк Рэмпион только засмеялся. «Ох, уж эти профессиональные сирены!» - подумал он. Она оставляла его совершенно холодным, она внушала ему отвращение. В отчаянии Люси взмолилась даже к присутствовавшей здесь женщине.
- Миссис Рэмпион, вы должны остаться. Ещё на пять минут!, - упрашивала она. Напрасно. Официант открыл боковую дверь…»
(там же)

книги, ex libris

Previous post Next post
Up