У меня в школе было три преподавателя истории. Каждый из них читал предмет какое-то время. То есть, у троих образованных людей была возможность объяснить мне и таким же, как я, зачем нужна история и научить любить её. Этого не сделал никто. Даже не пытались. Всем важно, чтобы ученики помнили даты, людей и события определённого времени. Но что лично мне дадут эти знания? Только что я нашёл ответ на этот вопрос, но уже поздно.
Я читаю книгу Михайа Чиксентмихайи «Поток. Психология оптимального переживания».
«Поток - состояния полной поглощённости деятельностью, когда всё остальное отступает на задний план, а удовольствие от самого процесса настолько велико, что люди будут готовы платить только за то, чтобы заниматься этим».
В одной из глав автор рассказывает о потоке мысли. От умственной деятельности можно получать удовольствие, быть вовлечённым в этот процесс и испытывать радость. Испытывать поток. Ближе к концу главы Михай рассматривает историю, её изучение, как деятельность, вызывающую радость.
«Занятия историей могут превратиться в потоковую деятельность, состоящую из нескольких уровней».
Начинается всё со своей личной истории. Биографии, воспоминаний. Это происходит в форме дневника. Ведение дневника - одна из основных тем моего блога и я полностью согласен с автором, что записывание своих мыслей и жизненных событий вызывает чувство упорядоченности и радости. Поток.
Второй этап - семейная хроника. Недавно я начал этим интересоваться, но не всерьёз. Ну а дальше идёт сама история. От истории своей этнической группы и родного города, до всемирной.
Последний абзац в главе:
«Мы слишком часто воспринимаем историю как сухой перечень дат и событий, которые надо запомнить, хронику, составленную древними учёными для собственного развлечения. Эту область знаний мы готовы терпеть, но не любить. Этот предмет изучают, чтобы казаться образованным, но чаще всего без всякой охоты. При таком отношении история едва ли сможет улучшить качество жизни. Знание, навязываемое извне, встречает сопротивление и не приносит радости. Но как только человек даёт себе труд разобраться, какие именно аспекты прошлого вызывают у него интерес, и решает исследовать их глубже, сосредоточившись на деталях, имеющих для него личностный смысл, изучение истории превращается в неисчерпаемый источник потоковых переживаний».
После осмысления сказанного мне захотелось взять в руки учебник и проверить на практике то, что написано в книге. Даже если я не испытаю радости, то я хотя бы посмотрю на эту дисциплину под другим углом. Я не буду искать в истории какое-то практическое применение, а попробую найти что-то для себя, какой-то интерес. Углубиться в него, поразмышлять. Пожонглировать в уме фактами из прошлого. Упорядочить знания. Откинуться на спинку стула и испытать радость.
Почему мне не рассказали о таком применении истории?