Сначала он выглядел так -
А теперь стал таким -
Что было в промежутке и почему "викинг нордвейский" Н180 докатился до жизни до такой претерпел такие метаморфозы, поведано ниже.
Перевоплощение
Начать будет уместно с предыстории. Первый большой танто, коим был "VN" HR6118 (о его деяниях немало сказано в старом бложике, напр.
https://v-vodokachkin.livejournal.com/97405.html или
https://v-vodokachkin.livejournal.com/162553.html), у меня появился больше десятка лет назад и положительное впечатление только углублялось по мере нашей с ним дружбы. Естественное любопытство вызывала несколько иная версия, числившаяся тогда в "PRO"-линейке под индексом К180 и носившая собственное имя "Фудзи" - не то, чтобы страшно оригинальное, но всяко более удобозапоминаемое, чем безликая буквенно-цифровая комбинация. Любопытства добавлял, помимо прочего, клинок из неведомой стали, на сайте "викингов" туманно именовавшейся "кованой", без уточнения марки. Пока я в своем слоупоческом стиле собирался да раскачивался, К180 по неизвестным соображениям разжаловали из "PRO" в обычную ножепродукцию и лишили имени - однако я его буду употреблять и в дальнейшем из соображений чистого удобства. Этот-то "пониженный в ранге" Н180 ко мне и прибыл на тесты больше полутора лет назад, ранней весной 2016-го, и в течение этого времени читаемый вами опус вынашивался и формировался. Так что, с одной стороны, Ваш Скромный Повествователь не изменил своему слоупочеству, а с другой, нельзя сказать, будто получилось нечто скороспелое и поверхностное.
Эх, позапрошлая весна, сколько всякого вместил в себя богатый событиями отрезок моей биографии, прошедший с той поры... Ну да ладно, не будем отвлекаться. Выше можно лицезреть, как проявила себя заводская заточка, достойная всяческой похвалы. Вообще, клинок "Фудзи" (291 мм в длину, 4,2 в толщину - намеряно на моем экземпляре, данные на сайте отличаются, спуски почти плоские, заточка с готовой "линзой" между ними и подводами) сходу показал себя с лучшей стороны и удостоился всевозможных похвал - не только моих - будучи притащен на тогдашнюю работу и немедленно испробован по части шинковки разной снеди, непринужденно нарезавшейся ломтиками более тонкими, нежели сам клинок:
Но ведь ёжику понятно, что кухня - не его стихия, не то место, где могут в полной мере развернуться таланты мега-тантика! Следующим пунктом программы первоначального тестирования закономерно стал выход во время обеденного перерыва в близлежавшую лесополосу...
Хорошо рубились поваленные деревья разной толщины и степени засыхания! Попутно порадовало удержание заточки клинком из углеродистой стали 1060 (предельно популярно, практически "на пальцах" - см., например,
http://tactic.in.ua/articles-and-reviews/knife-blade-materials/). На снимке - результат тоже вошедшей в личную традицию пробы состояния РК после рубки посредством старого трамвайного билетика -
Но что совсем не радовало, даже наоборот - это рукоять.
Честно говоря, называть рукоятью это убожество означает делать ему незаслуженный комплимент. Вот у старичка HR6118, с которым удобнее всего проводить сравнение, рукоять так рукоять! Пусть она не отличается особой длиной и лишена каких-либо наверший, способствующих надежности хвата, но это с лихвой компенсируется умеренно-мягким полимерным "пузом", удобно обхватываемым рукой и за счет рельефа никуда не проскальзывающим - даже при несильном сжатии. Вот, показать будет информативнее, чем долго рассказывать:
В общем, респект конструкторам из "Cold Steel", у коей этот мегатантик беззастенчиво потырен, и вновь повторю, что тырить следует хорошие вещи, а не все подряд без разбора....
А что мы имеем (впрочем, обо мне уже давно можно говорить "имел") в случае с "Фудзи", который вроде как предполагался в качестве более фильдеперсовой усовершенствованной версии? А имеем какой-то насаженный на хвостовик обрезок ножки от табуретки, зачем-то слегка сужающийся вдаль от цубы (ну точно, ножка от мебели!), лишенный какого-либо рельефа и при махе так и норовящий выскользнуть из руки!!! Да к тому же еще и короткий...
Не-е, нафиг-нафиг такое "счастье"! Прошло всего несколько дней, и Ваш Скромный Повествователь снес к чертям свинячьим это недоразумение, с которым пользоваться ножиком по прямому назначению было попросту небезопасно. Благо, в домашнем хозяйстве отыскался подходящий кусок отличной однородной березы - обломок моего старого дзё, приказавшего долго жить в результате многорудного тренировочного процесса (не переживайте, сломался он от избиения твердых тяжелых предметов, продемонстрировав изрядную прочность, при которой им можно было бы поубивать половину всех российских гопников:)). Он-то и воплотился в новую рукоять - простого овального сечения и длиной 182 мм, то бишь, почти что двуручную, а при моей узкой ладони даже и не "почти"... Рукоять сделана не только длинной, но еще и довольно толстой - длинная ось овала составляет 36 мм, короткая 26, не считая обмотки. В данном отношении я ориентировался исключительно на собственное удобство (любимый року-сяку-бо имеет диаметр 5 см вместо каноничных 3) и не прогадал.
Самым проблемным было просверлить при отсутствии станка, пользуясь только маленькими тисками и простой электродрелью, глубокий (и, естественно, не круглый) паз под всадной монтаж хвостовика. Но не зря говорят, что "мастерство не пропьешь", и я в этой нехитрой истине с удовольствием убедился. Дальше все было просто - посадить хвостовик на эпоксидку, зафиксировать заклепками через готовые отверстия от прежних, и выполнить простейшую намотку шнуром. Заморачиваться с изготовлением цука-гасира, сиречь навершия, автор счел излишним и просто наклеил подвернувшееся резиновое кольцо, дабы крайний виток шнура ни за что не цеплялся. Все, готово! -
- итог целого дня трудов в паре с любимым CRKT "Hissatsu" (дифирамбы которому пропеты здесь -
https://v-vodokachkin.livejournal.com/154601.html). Если сопоставить с тем, что упоминалось в Сети, я предпринял, пожалуй, наиболее радикальную переделку этого исходно противоречивого изделия, в котором, по странной воле производителя, достойный клинок сочетался с абсолютно фуфлыжной рукояткой.
Меч для каменных джунглей
На всё у нас имеются стальные аргументы!
Е.Летов
Вообще говоря, при всей внешней "японистости", это не реплика и даже не стилизация, а скорее функциональный аналог того, что водилось в клинковой традиции страны Восходящего солнца. Граница между большим ножом и мечом в ней довольно условна, и, начиная с эпохи Эдо (она же период правления клана Токугава с 1603 по 1868 г.) до наших дней, во избежание лишних сложностей было постановлено считать мечом то, у чего клинок длинее 1 сяку, а если короче - это нож, и без вариантов. Правда, значение единицы длины под названием "сяку" с течением времени слегка менялось, и если на сегодня оно принимается равным 303 мм, то в прошлом "плавало" от 295 до 308 мм. (Таким образом, если сейчас HR6118 со своим клинком в 298 мм просто ножик, хотя и немелкий, то в древности мог сойти за короткий меч:). А вот "Фудзи" при длине клинка 291 мм - все едино нож, хоть сегодня, хоть в средневековье. Впрочем, иногда фигурирует еще один критерий различения, в соответствии с которым для ножа характерна чисто одноручная рукоять, меч же начинается как минимум с полутораручной. И вот с этой точки зрения у меня получился занятный гибрид, даже имеющий кое-какой исторический прообраз...
- что дает возможность орудовать тюнингованным "Фудзи" двуручным хватом, будет сказано ниже.
Впрочем, после этой кардинальной переделки он уже и не "Фудзи" - дабы не было путаницы, не мудрствуя лукаво, я наделил его именем "Hirayama", в честь вполне реального исторического персонажа, кое в чем мне близкого по взглядам.
"...Мы располагаем большим количеством синхронных документов (в основном это воспоминания современников, а также разнообразные трактаты, наставления и уставы), рассказывающих о жизни и боевом искусстве одного из самых знаменитых воинов элитного шпионского отряда Ига-гуми Хираяма Кодзо Хисому, создателя школы кэн-дзюцу Тюко Синкан-рю и автора нескольких трактатов по фехтованию, по крайней мере два из которых - «Кэнсэцу» («Разъяснение фехтования») и «Кэнтё» («Собрание о фехтовании») - вошли в золотой фонд литературы по бу-дзюцу.
…Что же представляла собой техника кэн-дзюцу Тюко Синкан-рю? В самом начале трактата «Кэнсэцу» Хираяма совершенно четко определяет сущность своей системы: «Мое кэн-дзюцу предназначено для того, чтобы карать врагов смертью». В отличие от большинства школ того времени, Тюко Синкан-рю была ориентирована исключительно на применение на поле боя и полностью отрицала соревнования. Согласно дошедшему до наших дней «Уставу школы Тюко Синкан-рю» («Тюко Синкан-рю кисоку»), тренировочные бои обычно проводились на бамбуковых мечах-синаях, но без традиционного защитного снаряжения - маски (мэн) и наручей (котэ). При этом противник использовал стандартный синай длиной в 1 метр, а ученик, вполне в традициях ниндзя, короткий бамбуковый меч, имевший длину вместе с ручкой всего около 40 см. Последователи Тюко Синкан-рю старались мгновенно сблизиться с противником и обрушить на него град ударов мечом и всеми конечностями. Удары наносились в полную силу, поэтому травматизм был чрезвычайно велик. Впрочем, самого Хираяму это нисколько не смущало, ведь он старался воспитать не спортсменов, а воинов, готовых умереть на поле боя.
Сам Хираяма был человеком незаурядным. С точки зрения японских воинских искусств, он являлся совершенным воином, ибо познал и военную стратегию, и боевые искусства, и конфуцианскую науку. Изучив многие боевые искусства, он по подобию пришедших из Китая списков 18 классических боевых искусств составил собственный список, получивший название «Бугэй дзюхаппан рякки» - «Краткие записи о 18 стандартных боевых искусствах», и во всех них достиг мастерского уровня.
Естественно, что все это могло стать возможным лишь в результате титанического, поистине подвижнического труда. И действительно, можно только поражаться тому распорядку дня и стилю жизни, которому следовал Хираяма на протяжении всей своей жизни.
Он вставал в 4 часа утра, обливался ледяной водой, молился духам предков и приступал к тренировкам. Сначала Хираяма выполнял во дворе 400-500 махов шестом длиной около 230 см из белого дуба. Затем по 200-300 раз повторял приемы выхватывания меча из ножен (иай-дзюцу). Орудовал он при этом огромным тесаком длиной в 120 см и шириной лезвия в 9 см, так как считал, что, если человек освоит выхватывание столь неуклюжего оружия, то обращение со стандартным мечом и вовсе не составит ему труда. Далее он практиковал стрельбу из лука и ружья, упражнялся с копьем. Завершала тренировку верховая езда. Так как эта процедура повторялась каждое утро в одно и то же время, соседи даже сверяли часы по «будильнику Хираямы».
Огромное внимание, вполне в духе традиции бунбу рёдо, предписывавшей воину уделйть равное внимание воинским упражнениям и литературе, Хираяма Кодзо уделял изучению классики. Он имел поистине гигантскую библиотеку, в которой, по утверждениям современников, насчитывалось до 8000 свитков на японском и китайском языках. В дошедшем до нас каталоге этой библиотеке значатся 2980 свитков, из которых 1085 посвящены военному делу, а из них 362 - строительству крепостей и изготовлению различных видов вооружения. При этом около 500 свитков были переписаны самим Хираямой!
Хираяма старался не тратить попусту ни секунды, чтобы не потерять физическую форму. Занимаясь чтением, он клал рядом с собой квадратную дубовую доску со стороной около 60 см и без конца обстукивал ее кулаками, которые у него, благодаря такой закалке, не уступали по прочности булыжникам. Когда же чтение надоедало ему вконец, Хираяма прыгал в ванну, наполненную ледяной водой и взбадривался..." (Горбылев А. М. "Когти невидимок")
Такая вот была разносторонняя личность. Хираямовского категорического императива - "...предназначено для того, чтобы карать врагов смертью" - автор читаемого вами текста придерживался при изучении БИ задолго до того, как познакомился с этой его формулировкой. Если это не присутствует по умолчанию, то ваши занятия будут спортом, фитнесом, приятным увлекательным времяпрепровождением, но не БИ. И не вздумайте заикаться про какого-нибудь, прости господи, "Фёдора" или про каких-нибудь "практических бойцов из ММА" (как выразился на Ганзе некий дилетант), поскольку эти люди - артисты оригинального жанра, и убивать их во время выступлений никто не собирается.
Так что, можно сказать, получилось у меня в результате тюнинга занятное оружие, укладывающееся в доктрину Тюко Синкан-рю. Хотя, повторим еще раз, это не реплика, а функциональный аналог.
Начиная с того, что ножны - ни разу не каноничные сая, а прежние, кордуровые, только слегка доработанные -
Во-первых, "липучку" я заменил старой доброй кнопкой, и не ради устранения пресловутой шумности (хотя и она, вообще говоря, ни к чему), а для большей надежности и легкости расстегивания.
- отстегнуть "липучку", особенно большую по площади, одним попутным движением большого пальца не всегда получается, а быстрое извлечение в ситуации реальной угрозы значит очень много. Поверьте, со всеми своими ножиками я практикую своеобразное иай-дзюцу отнюдь не по причине разыгравшегося воображения.
- а вот так они удобно подвешиваются "вверх ногами", при этом можно дополнительно закрепить сами ножны за пояс, а если куртка сколько-нибудь приталена, то можно обойтись и без этого. Проверено - даже при беге никуда они не денутся. Расстегнута она тут просто для наглядности, вообще-то, извлечение этого не требует. Естественно, продемонстрирован только один из вариантов. Ну и, ясен пень, ходить, привесив сей портативный почти-что-меч на киношный манер за спиной нет никакого практического смысла, ибо рукоять станет цепляться за окружающие предметы, да и доставать из ножен категорически неудобно.
- а если просто поместить в рюкзак, то никому и в голову не приходит, что же, собственно, такое из него торчит:)
Что и требуется, поскольку незачем попусту пугать народ. Пугать надо совсем других и при других обстоятельствах, но об этом чуть позже.
- оба мега-тантика рядом. "Хираяма" не только длиннее (473 мм против 437), но и слегка более увесист - 414 г, тогда как масса HR6118 составляет 402 г, хотя клинок у последнего и толще на 0,5 мм.
- но все-таки, главное отличие - именно новая рукоять, ухватистая и полноразмерная, на которой ничем не стесненная рука чувствует себя свободно и комфортно.
- можно взять хоть вплотную к цубе, хоть на изрядном удалении от нее, не опасаясь выскальзывания, которым постоянно угрожал прежний "кусок табуреточной ножки".
- длина клинка (надо же и о нем сказать дальнейшее доброе слово) достаточна, чтобы целиком перекрыть длину предплечья вместе с локтем...
...что дает возможность использовать его в качестве протектора, уложив обухом вдоль руки. На тренировках, описанных в старом цикле "Сэнсэйские истории", эффективность этой старой техники - правда, использовался еще старичок HR6118, но это сути дела не меняет - была проверена самым непосредственным образом, и не одна ручка от швабры погибла от столкновений с клинком:). На предплечье оборонявшегося оставался разве что небольшой "фингал", но согласитесь, это фигня по сравнению с оскольчатым переломом, который получился бы, если тем же черенком от души врезать по руке!
- а еще аналогичным образом очень удобно жестким блоком встретить ногу плохого парня, которому вздумается со всей дури пнуть вашу тушку - в кадре как раз начальная фаза нисходящего сметающего движения (в который раз повторю, что правильный блок не ставят, а бьют!)...
...или, резко нырнув, отвести в сторону бьющую руку какого-нибудь уличного боксера - и не надо мне ля-ля про то, что якобы это нереально, все, о чем тут говорится, проверено на практике, и не раз. Ну да, с деревянным боккеном, но и условные противники были не в пример шустрее, чем уличная шушера, у которой в активе от силы лет пять боксерской секции вперемешку с бессистемной "качкой".
В общем, отличное защитное средство в умелых руках. Ну, а в неумелые можно вложить хоть "Дюрандаль", все едино без толку...
А еще, разумеется, он отлично рубит!
"Не мир, но меч"
...Он подскочил к Нагасаки Таро и одним ударом меча перерубил ему правый набедренник, коленную чашечку, седло и ещё пять рёбер его коню.
"Сказание о Ёсицунэ"(перевод А.Стругацкого)
- одно из преимуществ двуручной рукояти - возможность нанести резкий сильный удар с короткой амплитулой, на противоходе держащих рук. Ничего сложного -
- одна идет вперед, другая - на себя, и даже столь небольшого рычага вполне достаточно, чтобы рубящее движение обрело дополнительную хлесткость. Естественно, это лишь довершает усилие, генерируемое мышцами корпуса и рук, но такой "завершающий штрих", выполненный своевременно и с должным "вложением", добавляет очень много.
- а еще можно продолжить коротеньким реверсивным движением, дающим режущее воздействие, а потом, все так же двумя руками, развить успех колющим ударом. Элементарная связка, база кэн-дзюцу, но отрабатывать и совершенствовать можно буквально до бесконечности.
- и конечно, симметрия и еще раз симметрия! Никаких там бредней вроде "ударной руки" и т.п., эту чушь оставим боксерам и прочим... артистам оригинального жанра, которые уже докатились до того, что в открытую заявляют о неприменимости своей техники в реальной ситуации: "...по поводу прикладного значения любого единоборства у меня мнение скептическое, ибо столько полегло именитых чемпионов на улице ... я могу без проблем сделать из любителя стрельнуть покурить мычащую заготовку для челюстно лицевого хирурга, но возникнет куча проблем, от возможных проблем с законом, до подорванного здоровья от сломанной руки или вируса гепатита. короче для улицы лучше тренировать коммуникационный скилл и не колотить понты. в крайнем случае превентивно залить из хорошего перцового баллончика. а единоборства лучше практиковать в спортивном зале, набираясь здоровья и бодрости"(порция бреда с нашей драгоценной Ганзы, иные разделы которой окончательно выродились в филиал Спецолимпиады - и написана эта чушь кренделем, якобы 20 лет отдавшим боксу. Face palm...). Нет, ребяты, если так, то занимайтесь лучше онанизмом теннисом!
- нетривиальный способ хвата, перекликающийся с дзё-дзюцу. Но, как ни странно на первый взгляд, обладающий своей нишей применения. И т.д., как говорится, и т.п. Если обо всем рассказывать, получится трактат о кэн-дзюцу, адаптированном к урбанизированной среде XXI столетия. Нет, на такое замахиваться не намерен...
Естественно, чтобы вся отрабатываемая техника наполнилась реальным содержанием, от первоначальной постановки траектории "по воздуху" необходимо - но не сразу! а только после того, как траектория будет четко выставлена и выверена - перейти к рубке чего-нибудь более твердого. Свернутые в рулоны соломенные маты в наших краях все же встречаются редко, зато лес предоставляет немало возможностей в виде поваленных деревьев с их разнокалиберными ветками, торчащими под самым причудливым углом.
Практикуясь на них, нет смысла гнаться за рекордами, что реально важно, так это техника, скорость, резкость и наработка простых двух-трехтактных связок (китайцы вовсе не по глупости употребляют афористичное правило: "больше трех шагов - слишком много гунфу!").
- конечно, при необходимости этот почти-что-меч вполне заменит и мачетину, по массе будучи близок к наиболее длинным "трамонтинам", а то, что он короче, как довелось убедиться, полностью компенсируется тем самым двуручным методом, о котором шла речь выше.
"...Он невозмутимо заметил:
- Удивительно! Сколько живу на свете, никогда не видел, чтобы дрова рубили мечом!" ("Приключения Каспера Берната...")
- в лесу самое то и потренироваться, и грибов по дороге насобирать. Грибы, конечно, в принципе тоже можно нарубить, но это будет уже нечто в стиле иронического японского афоризма, не имеющего русских аналогов: "Мечом работы Масамунэ шинковать редьку":)
Ну, и раз уж герой нашего повестовования рассматривается с оружейной точки зрения, естественно было бы оценить его колющие свойства, в том числе и сравнив с другими клинковыми изделиями близких габаритов. Не выдумывая ничего принципиально нового, автор взял столь понравившийся "португальский Опинель"(
https://new-vodokachkin.livejournal.com/1934.html) и накроил гофрокартонных листов, которыми наполнил коробку от башмаков -
Размеры самой коробки очень близки к тем, которые имеют изготавливаемые Вашим Скромным Обозревателем подвесные мишени - 35Х30 см. Внутрь коробки уместилось 28 слоев гофрокартона.
В "тыкательном" тесте приняли участие:
- заслуженный ветеран HR6118;
- сам "Хираяма";
- и "коса смерти" - НОКС "Марабу" (о котором рассказывалось ранее -
https://new-vodokachkin.livejournal.com/4317.html ;
https://new-vodokachkin.livejournal.com/5975.html).
Глубина проникновения в мишень (как всегда, лучший результат из 10 попыток, поровну поделенных между правой и левой руками) составила, соответственно, 66, 68 и 78 мм.
- продырявленная мишень. Наверное, бомжи, собирающие по помойкам всевозможную макулатуру для пополнения своего скромного бюджета, были немало удивлены таким зрелищем...
- то, что "Марабу", как самый остроносый, оказался лидером, вполне закономерно. Однако стоит обратить внимание на то, что отрыв получился не столь уж большим. Кривизна клинка у всех трех незначительна, поэтому вносить в технику укола каих-то особых изменений, помимо легкой "доработки" в запястье, не потребовалось.
А теперь к вопросу пугания людей, которое может оказаться одной из полезных опций подобного "городского меча". Забудьте нахрен всякую "народную мудрость" вроде усердно повторяемого олухами тезиса "Достал нож - бей", якобы позаимствованного из криминально-зэковской субкультуры. Ибо, во-первых, сами ее носители не очень-то придерживаются этого принципа, а во-вторых, сама по себе демонстрация заточенной железяки очень эффективно охлаждает горячие головы. Правда, при одном условии: держащий оную железяку должен быть реально готов покромсать оппонентов на винегрет. Блефовать в данном отношении - бесполезно, поскольку у людей в угрожающей ситуации прорезается очень тонкое чутье на такие вещи, и если некий "хомячок", весь дрожа от страха, надеется плохих парней "просто попугать", то, скорее всего, ничего хорошего из этой его затеи не выгорит. Но если некто со скучным лицом смотрит на них, как на ходячие макивары (и именно в качестве таковых воспринимает), это они тоже отлично чуют. В общем, чем больше наш гипотетический "меченосец" на самом деле готов воспользоваться своими навыками и своим стальным аргументом, тем меньше вероятность, что это реально потребуется. Парадокс с точки зрения обыденных представлений, однако неоднократно проверенный практикой.