Существует ли троцкизм?

Mar 22, 2019 14:25

Он командовал огромной подпольной армией, сетью заговорщиков, стремящихся к свержению строя. Предполагалось, что она называется Братство. Поговаривали шепотом и об ужасной книге, своде всех ересей, - автором ее был Голдстейн, и распространялась она нелегально. Заглавия у книги не было.
Джордж Оруэлл. 1984

(21 августа 1940 года убит Лев Троцкий.)
Однажды Алекс Дрэгон (alex_dragon) высказал мысль, что "троцкизм" - это некое собирательное название всех неугодных сталинской властной группе течений, потому что весьма трудно указать некие совсем уж оригинальные идеи Л.Д. Троцкого, которые выводили бы его за пределы общемарксистских концепций.
Помнится, некто притащил кучу ссылок на Википедию, в которых различные люди именовали себя "троцкистами". Может, они это делали из почтения к Льву Давидовичу, может, еще почему-то, в любом случае самоназвания недостаточно.
Что троцкизм означает по существу?! В этом хотелось бы разобраться, так как я разделяю мнение Алекса.


Антимарксизм перманентной революции и другие грехи
Поскольку Троцкого объявляют даже анти-марксистом, хотелось бы понимания, какой смысл его "критики" (а чаще просто ругатели, Троцкого не читавшие) придают этому слову.
Порой говорят, что антимарксистский характер носит теория перманентной революции.
Давайте взглянем, что пишет по этому поводу сам Троцкий, потому что все слышали звон.

Вот его книга 1930 года "Перманентная революция", где он сформулировал свои идеи, разбросанные ранее там и сям: https://royallib.com/read/trotskiy_lev/permanentnaya_revolyutsiya.html#0

"Что аграрная, а следовательно и общедемократическая революция, может быть совершена только в борьбе против либеральной буржуазии объединенными силами рабочих и крестьян, это для меня, вопреки нелепым россказням последних годов, стояло вне сомнения. Но я выступал против формулы «демократической диктатуры пролетариата и крестьянства», видя ее недостаток в том, что она оставляла открытым вопрос, какому же классу будет принадлежать действительная диктатура. Я доказывал, что крестьянство, несмотря на свой колоссальный социальный и революционный вес, не способно ни создать действительно-самостоятельную партию, ни, тем более, сосредоточить в руках такой партии революционную власть... Наша буржуазная революция, заключал я, лишь в том случае сможет радикально разрешить свои задачи, если пролетариат, при поддержке многомиллионного крестьянства, сможет сосредоточить в своих руках революционную диктатуру.
Каково будет социальное содержание этой диктатуры? Первым делом она должна будет довести до конца аграрный переворот и демократическую перестройку государства. Другими словами, диктатура пролетариата станет орудием разрешения задач исторически запоздалой буржуазной революции. Но на этом дело не сможет остановиться. Придя к власти, пролетариат вынужден будет производить все более глубокие вторжения в отношения частной собственности вообще,
т. е. переходить на путь социалистических мероприятий.
- Но неужели же вы считаете, - возражали мне десятки раз Сталины, Рыковы и все прочие Молотовы 1905-1917 г.г., - что Россия созрела для социалистической революции? На это я неизменно отвечал: нет, этого я не считаю. Но мировое хозяйство в целом, и прежде всего европейское, вполне созрело для социалистической революции. Приведет ли диктатура пролетариата в России к социализму или нет - каким темпом и через какие этапы, - это зависит от дальнейшей судьбы европейского и мирового капитализма.
Таковы основные черты теории перманентной революции, как она сложилась уже в первые месяцы 1905 г." - таким образом, Троцкий вместе с Лениным говорил о диктатуре пролетариата, о перепрыгивании этапа буржуазной революции уже в 1905 году. Кто не верит, пусть посмотрит здесь его книгу 1906 года "Наша революция": https://ru.wikisource.org/wiki/Наша_революция_(Троцкий)/Европа_и_революция
Далее, Троцкий, судя по всему, формулирует то, за что его имя проклято в веках поклонниками Иосифа Виссарионовича Сталина и СССР как государства подлинного социализма (тут сталинисты обычно оговариваются, что с 1953 или 1956 СССР начал мутировать в нечто несоциалистическое, но непостижимым образом это было не в силу объективных внутренних и внешних противоречий, а вот просто случайно затесались в руководство страны троцкисты и предатели!):

"Если традиционное мнение гласило, что путь к диктатуре пролетариата лежит через долгий период демократии, то теория перманентной революции устанавливала, что для отставших стран путь к демократии идет через диктатуру пролетариата. Этим самым демократия становится не самодовлеющим режимом на десятки лет, а лишь непосредственным вступлением к социалистической революции...
Второй аспект «перманентной» теории характеризует уже социалистическую революцию, как таковую. В течение неопределенно долгого времени и в постоянной внутренней борьбе перестраиваются все социальные отношения. Общество непрерывно линяет. Один этап преобразования непосредственно вытекает из другого. Процесс этот сохраняет по необходимости политический характер, т. е. развертывается через столкновения разных групп перестраивающегося общества. Взрывы гражданской войны и внешних войн чередуются с периодами «мирных» реформ. Революции хозяйства, техники, знания, семьи, быта, нравов, развертываются в сложном взаимодействии друг с другом, не давая обществу достигнуть равновесия. В этом перманентный характер социалистической революции, как таковой.
Международный характер социалистической революции, составляющий третий аспект теории перманентной революции, вытекает из нынешнего состояния экономики и социальной структуры человечества. Интернационализм не есть отвлеченный принцип, но лишь теоретическое и политическое отражение мирового характера хозяйства, мирового развития производительных сил и мирового размаха классовой борьбы.
Социалистическая революция начинается на национальной почве. Но она не может на ней закончиться. Сохранение пролетарской революции в национальных рамках может быть лишь временным режимом, хотя бы и длительным, как показывает опыт Советского Союза. Однако, при изолированной пролетарской диктатуре противоречия, внешние и внутренние, растут неизбежно вместе с успехами. Оставаясь и далее изолированным, пролетарское государство в конце концов должно было бы пасть жертвой этих противоречий. Выход для него только в победе пролетариата передовых стран. С этой точки зрения национальная революция не является самодовлеющим целым: она лишь звено интернациональной цепи. Международная революция представляет собою перманентный процесс, несмотря на временные снижения и отливы"//https://royallib.com/read/trotskiy_lev/permanentnaya_revolyutsiya.html#20480

Люди, терпимо относящиеся к Троцкому, наряду с перманентной революцией, выделяют                  (https://with-astronotus.livejournal.com/ - см. запись от 17 марта, прямая ссылка неактивна) и другие его "ошибки", пусть и не считают его антимарксистом - милитаризацию труда и рабочую демократию. Не будучи троцкистом, я не знаю, что за демократию мог иметь в виду ЛДТ (на мой вкус, он слишком расплывчато использует это слово, как и многие другие), а вот про милитаризацию труда написано доходчиво:

"...мы тем самым признаем, - не по форме, а в основе, - право рабочего государства отправлять каждого рабочего и работницу на то место, где они нужны для исполнения хозяйственных задач. Тем самым мы признаем также право государства, рабочего государства, карать рабочего и работницу, которые отказываются исполнять наряд государства, которые не подчиняют свою волю и волю рабочего класса его хозяйственным задачам. Вот где основы милитаризации труда, и если мы оглянемся назад и на другие страны Европы, то увидим, что ни одна общественная организация, ни одна государственная организация не считала себя вправе приказывать своему члену: ты идешь и поступаешь на такой-то завод и работаешь там до тех пор, пока это будет нужно. Ни одна организация, кроме армии"//http://www.magister.msk.ru/library/trotsky/trotl547.htm

Наверняка многие ненавистники "троцкизма" подпишутся под этими словами.

Поскольку Троцкому зачастую приписывают отказ от диктатуры пролетариата, затем называют "троцкистом" Хрущева, то из программных текстов ЛДТ вроде видно, что это напраслина.
С самой же теорией перманентной революцией можно вести дискуссию - если подразумевать, что это имеет хоть какой-то смысл через 80 лет после смерти автора. И на фоне немарксистских концепций просто бросается в глаза марксистский характер концепций Троцкого - на него указывают и используемые понятия, и провозглашаемые цели.

Троцкисты-бухаринцы, шпионы и фашисты
Многие свято уверовали в реальность обвинений, предъявленных ряду государственных деятелей на судебных процессах 1930-х годов.
Возражение этому простое: помимо различных нескладух (вроде того, что Германия планировала вторжение в СССР, не имея с ним общей границы, зато имея маленькую слабую армию), в исторической науке принято подтверждать какую-то версию событий данными из различных источников. Помимо собственных показаний "злодеев" у обвинителей ничего нет, хотя часть немецких архивов была захвачена, и было время до смерти Сталина провести следственные действия с "кураторами" троцкистов из Гестапо (почему эта почтенная организация занялась внешним шпионажем по версии процессов, хотя в ее полномочия входила борьба с политически неблагонадежными жителями Рейха, никто не объясняет).
Ну и соединение левых "троцкистов" с умеренно правыми "бухаринцами" возможно только в фантазиях организаторов процесса. Никто, конечно, не пытается разобрать ситуацию детально и с позиции 1930-х - формулировки отличаются туманностью и намеком на некое тайное знание сталинистов, что выглядит крайне смешно (почему - промолчу).

Заключение
Троцкий, как и положено крупному революционеру, в 1938 году создал свой Интернационал, Четвертый. Этот Интернационал собирался бороться за пролетарскую революцию, учитывая близость Мировой войны. Как известно, война началась, а пролетарских революций никаких не случилось, ну разве что если курортную Кубу посчитать.
Это показывает, что Троцкий, как многие крупные мыслители и генералы, готовился к прошедшей войне. Он был ровесником Сталина, а тот, как и Ленин, был человеком конца 19 века.

Читая статью Википедии про этот самый Четвертый интернационал, я узнал, что даже в нем сразу начались расколы!))
И раскололись они поначалу по вопросу природы СССР.
Троцкий считал, что это "деформированное рабочее государство", а его оппоненты под руководством некоего Шехтмана называли тамошний строй "бюрократическим коллективизмом" (мне лично нравится!)). Шехтманистов исключили из только что появившегося Интернационала №4, но в целом все это выглядело мышиной возней, вдобавок Троцкого зачем-то убили - про страсть сталинской группы к смерти врагов я напишу как-нибудь отдельно.

Были какие-то публицисты, которые ругали СССР, Сталина и хвалили Троцкого за прозорливость (Эрнст Мандель, Тони Клифф), но говорит ли их позиция о какой-то специфической рецепции марксизма? Наибольшее сделал, судя по всему, Антонио Грамши с его концепцией гегемонии, но его к троцкистам и не относят.

Зато в Рунете и конкретно в ЖЖ "троцкист" стало ругательством, но так как никто точно не знает, что это такое, можно фантазировать вволю.

Одни пишут честно с патриотически-правых позиций:
"Троцкий боялся т. н. «национальной ограниченности» еще больше, чем самого капитализма. Сталинский национал-большевизм казался ему большим злом, чем англо-американский империализм. Следует признать, что сердцевину идеологии троцкизма составляет отрицание национальных, традиционных ценностей"// http://рустрана.рф/740/L.-D.-TROTSKIY-FENOMEN-KRASNOGO-ZAPADNICHESTVA

Другие люди, широко известные в узких кругах, пишут более витиевато, но в сущности "от балды" по отношению к реальному Троцкому и его последователям, усматривая в троцкистах приверженность индивидуализму:
"чтобы стать действительным коммунистом, нужно преодолеть в себе этот буржуазный индивидуализм, поставить интересы общества, партии, ВЫШЕ своих личных интересов. Должно произойти отрицание отрицания: сначала личность в своём становлении отрицает общество, а затем она должна сделать отрицание самой себя как антиобщественной. И сделать это надо НА ДЕЛЕ, в поступках, а не путём «углублённой саморефлексии и медитации». Именно это второе отрицание есть становление коммуниста - поставить свою уникальную личность на службу интересам общества, пролетариата, партии"//https://nektosteen.livejournal.com/

Я бы не стал так далеко ходить, если все так просто и психологически объяснимо.
А просто на месте "подлинных коммунистов" пришил бы на шапку собачий хвост, как поступали опричники Ивана Грозного - прогрессивного деятеля 16 века, по версии И.В. Сталина.

Еще просматривается христианский мотив:
Ин.15:13.  "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих".

У Гегеля:
"Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом "я" и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя".

Вероятно, в писанине Троцкого его неприятели видят мотив "разумного эгоизма", который был свойствен тому же Чернышевскому.

Роман Дорн, марксизм, Троцкий, ленинизм, Сталин

Previous post Next post
Up