Поскольку выяснилось, что о фашизме у большинства говорящих о нем самые экзотические представления, пора разъяснить это явление с исторической точки зрения. И заодно выяснить, почему классический фашизм в 21 веке невозможен.
Фото (1938) отсюда:
https://radiant-kristal.livejournal.com/80103.html ИТАЛЬЯНСКИЙ ФАШИЗМ
Родоначальником фашизма в 1919 году выступил бывший итальянский социалист Бенито Муссолини, убедившийся, что стратегии социалистов вряд ли приведут к власти в Италии в силу ограниченной социальной базы и жесткого противостояния с крупным капиталом и прочими буржуа.
Муссолини заявил, что государство является источником благ для всех его граждан (подданных). В общем, итальянцы столько боролись за единую Италию (возникла лишь в 1859 году), что для них такие речи были не пустым звуком.
Собственно, "фашизм" - это Единство. Разрозненные прутья (фасции) соединяются в пучок, что придает единству прочность.
Резонно полагая, что трудящимся нужны определенные уступки, Муссолини включил в свою программу всеобщее (включая женщин) избирательное право с 18 лет, 8-часовой рабочий день, свободу печати и совести.
Однако вряд ли бы он сильно продвинулся в своей известности, если бы не обострение классовой борьбы в 1919-1921 гг. Рабочие стали захватывать заводы и образовывать советы на них. Работодатели привлекали войска, но казенная борьба всегда ведется без "огонька", в отличие от увлечений частных лиц политической борьбой.
Увидев в Муссолини компромиссную фигуру, которая ставила вопрос о Третьем пути - не капитализм и не коммунизм советского типа - работодатели и правительство пошли на негласные соглашения с фашистами.
Те смогли провести депутатов в парламент Италии, в основном не от Фашистской партии. Поначалу Муссолини попытался блокироваться с социалистами, но наиболее активные силы в его партии - сквадристы - были этим возмущены, тяготея к национализму и защите "традиционных ценностей". Увидев, что может остаться не у дел, Бенито отказался от экспериментов и усилил консервативную составляющую своих речей.
Поскольку Италия находилась в состоянии брожения, многим гражданам импонировали фашисты, в которых они видели отказ от крайностей традиционных партий и новоявленных коммунистов. Осознав это дело, фашисты в конце 1922 года организовали многотысячный Поход на Рим, по пути разоружая воинские части и вооружаясь.
Премьер-министр Италии Луиджи Факта предложил королю Виктору-Эммануилу объявить ЧП и разогнать фашистов с помощью военной силы, но король понял, что часть элит - на стороне фашистов, и предложил Муссолини возглавить правительство. Заодно тот выторговал себе посты главы МВД и МИД.
С помощью различных избирательных махинаций, предложенных бароном Ачербо, фашисты в 1924 году стали контролировать 66% голосов в парламенте. Вдобавок они прибегли к похищению популярного депутата от Соцпартии - Маттеотти, которого потом убили.
Тем не менее, в Италии была многопартийная система и некоторая свобода печати.
Профсоюзы были запрещены и придуманы корпорации - то есть "социальное партнерство" работодателей и работников.
Фашистский террор выглядел не слишком брутально - своих противников фашисты избивали и напаивали касторовым маслом, что вызывало понос.
Но в 1926 году, после покушения на Муссолини, были введены "Чрезвычайные законы", согласно которым все "антинациональные" партии распускались. Были введены Особые трибуналы, казнившие аж СЕМЬ человек до 1936 года.
Но Бенито понимал, что он просто получит авторитарную диктатуру, что выглядело некруто. К тому же и неустойчиво. Тогда он начал провозглашать различные идеи, и в 1929 году совместно с профессором-гегельянцем Джованни Джентиле написал программную работу "Доктрина фашизма".
Эта работа запрещена в РФ за экстремизм, но можно найти как ее описания, так и сам текст, маскирующийся под реплику на форуме и т.п. Она небольшая.
Тезисы работы сводятся к следующему:
- человек должен жить духовной, а не животной жизнь (привет, Проект Ноосфера!)
- государство есть общенациональное единство и высшая ценность для одинокого никчемного индивида (привет множеству людей!)
- война есть состояние, испытующее индивида на вшивость и создающее необходимое человеку витальное напряжение, то, что германские консервативные революционеры типа Эрнста Юнгера называли ее "очистительной стальной грозой" (привет, концепция неправильного безопасного общества)
- нация объединяется на общих возвышенных целях, при этом каждый занимает свое место, никто особо не ущемлен и особо не поднят над другими, вертикальная мобильность сохраняется (привет, идеи "справедливого" распределения доходов в зависимости от должности и спецумений)
- нация не есть раса, тем самым неверно описывают фашизм те, кто находит в нем расистские элементы - позже, в период войн в Африке расистские идеи получили некоторую поддержку, а в ходе войны евреи были высланы в германские концлагеря, но эти события говорят скорее о постоянной манере Муссолини лавировать, чем о сути фашизма
- ну и все это венчает идея тоталитаризма (всеобщности власти), которая восходит к пиетету перед государством - тоталитарность народной власти почерпнута Муссолини и Джентиле у Гегеля, где она называлась "тотальностью" - и трактуется как положительное свойство в противовес разорванной, нецельной структуре либеральных государств.
При этом фантазии Муссолини о тоталитарности наталкивались на фактическое положение дел в стране: над Муссолини стоял король, военные были довольно независимы, была также промежуточная структура в виде Большого фашистского совета, который и отстранил его от власти в 1943 году. Один из сквадристов, Дино Гранди, голосовавший за отстранение Муссолини, дожил до 1988 года! А барон Ачербо, поступивший так же, до 1969!
Муссолини же в 1945 убили без суда вместе с его любовницей Кларой Петаччи, совершившей, видимо, преступление перед народом.
ГЕРМАНСКИЙ НАЦИЗМ
Германские нацисты никогда не называли себя фашистами. И даже иронизировали над соратниками, говоря: "Ну ты прям фашист".
Вероятно, их отталкивала возвышенно-романтическая манера подачи себя итальянскими фашистами (вроде Даннунцио и Маринетти), ибо германские нацисты оперировали более приземленными материями пользы "здоровому большинству" народа (позже - расы), иногда обращаясь к мрачноватой древнегерманской мифологии с Вотаном, Тором и прочей языческой чепухой, смешанной с практиками евгеники.
Национальная социалистическая немецкая рабочая партия образовалась в 1919 году, и включила всего несколько человек. Она сочетала социалистические идеи с национализмом и антисемитизмом (евреи занимали в Германии, Австрии, Баварии гораздо большее место, чем в Италии).
Ее костяк составили фронтовики, считавшие, что победу в Первой мировой у них украли тыловики, поднявшие восстания, они были привычны к дисциплине и насилию.
В НСДАП они стали подтягиваться по мере разгона коммунистических восстаний при их активном участии в различных консервативных структурах вроде фрайкора.
Поскольку военные были отодвинуты от рычагов власти в Веймарской республике и по условиям Версальского мира впали в ничтожество,
они активно поддерживали консервативные партии и движения, одной из которых была НСДАП. Авторитету данной организации способствовал Мюнхенский путч 1923 года, после которого Гитлер стал широко известен благодаря речи на суде. В тюрьме на пару с Гессом они написали книжку "Моя борьба" (1925), которая укрепила позиции Гитлера в глазах недовольных Веймарской республикой и "разгулом демократии" немцев.
Тогда же Гитлер сформулировал свои "25 пунктов", в которых есть лишь одна туманная фраза об участии рабочих в распределении прибылей, а все прочее посвящено национальному строительству и ограничениям в правах инородцев. Последними в основном были евреи. Человеческие идеи трактовались наци как обусловленные составом "крови", то есть марксизм свойствен евреям, например. Но бывают печальные отклонения, когда нееврей воспринимает расово неверные идеи - надо таким людям разъяснять заблуждения, вдруг одумаются.
Промышленники и предприниматели интересовались движениями вроде Немецкой национальной народной партии (21% голосов на выборах 1924 года), но ее верхушку составляли аристократы и программа была менее популистской, чем у НСДАП.
В 1928 их популярность упала до 14% голосов, а НСДАП тогда набрала около 5%.
Крупный бизнес смущала социалистическая составляющая НСДАП, представленная братьями Штрассерами. Грегор способствовал массовизации партии (700-800 тысяч членов к 1933) и ее лозунгам типа рабочего самоуправления и ограничения прибылей капиталистов.
Но Гитлеру такие подходы не импонировали, и на встрече с крупными промышленниками в конце 1920-х он договорился о том, что крупный бизнес не пострадает. Он считал, что бизнесмены - талантливые организаторы, и ущемлять их надо очень умеренно.
Кризис 1929 года привел к резкому росту популярности НСДАП, когда население стало искать спасителя. Одновременно менее популярные коммунисты тоже пытались воспользоваться ситуацией. Происходили вооруженные столкновения нацистов и коммунистов, полиция была слаба и не могла положить этому конец: только в СА было свыше миллиона штурмовиков (в 1933 году - свыше 3 млн).
Вся армия Германии была ограничена 100 тысячами, и не имела тяжелых вооружений.
На выборах 1932 года нацисты набрали свыше 30% голосов, заимели влиятельную фракцию в Рейхстаге, но Гитлер отказывался от министерских постов. Он хотел стать канцлером! Тогда же он баллотировался на пост президента, но уступил Гинденбургу (53% голосов против 37%. Третье место было у коммуниста Тельмана - сами посчитайте, сколько за него голосовало).
Тут надо учитывать, что канцлера назначал президент, но эффективность его работы зависела от контроля парламента. В итоге Гитлера и выдвинули в канцлеры, как самого влиятельного политика. Дальше он отстранил от политпроцесса коммунистов (с помощью поджога Рейхстага), ввел чрезвычайные законы, терроризируя наиболее активных политических противников.
Все это благотворно сказалось на стабилизации немецкой экономики.
Летом 1933 все партии были распущены, кроме НСДАП, так что рассказы про старого доброго Гинденбурга не выглядят убедительно - старого вояку наверняка не устраивала "парламентская говорильня" и чехарда выборов, мало похожая на казарму и хождение строем.
В 1934 году был инсценирован "путч СА", вся их верхушка была уничтожена якобы в ходе "контртеррористических мероприятий".
Элиты и народные массы Германии вздохнули спокойней, поскольку штурмовики были малопредсказуемы и склонны беспределить.
Теперь они стали чем-то вроде советских дружинников, а руководство им назначили извне.
Тогда же были распущены концлагеря СА ("дикие лагеря"), через которые прошли 150000 немцев.
Вскоре умер Гинденбург, и Гитлер не стал проводить выборы Президента по Конституции, а провозгласил себя фюрером, объединяющим два поста. Был проведен референдум, на котором он набрал 84% голосов (контроль нацистами всех сфер жизни сыграл тут наверняка не последнюю роль).
ГИТЛЕР - ЭТО ВОЙНА
В сущности, особой программы у нацистов не было. Ничего столь же интересного, как "Доктрина фашизма", они не сочинили.
Ключевыми пунктами стал реванш за поражение в Первой мировой (невозможный без некоторого экономического подъема) и ограничения прав евреев, которых в 1935 лишили гражданства по Нюрнбергским расовым законам.
В дальнейшем при поддержке генералитета и крупного капитала нацисты начали серию военных действий, поначалу успешных и поддержанных населением. В ходе этой войны они приняли решение об истреблении евреев в Европе и превращении западной части СССР в германскую колонию, а потом и о разрушении какой-либо государственности на территории СССР.
В итоге они надорвались и были разгромлены антигитлеровской коалицией при решающем участии СССР.
Таким образом, перед нами обычный прусский милитаризм с посторонними задачами. Брутальность была всегда ему свойственна - еще в войну 1870-1871 гг. практиковались расстрелы заложников и подозрительных лиц. Это описано, например, в романе Золя "Разгром".
Насильственность была возведена в принцип.
Собственно расистская программа нацистов не была так широко известна, но ее можно понять из чтения антрополога Ханса Гюнтера.
Центральным является понятие расового типа. Большинство немцев, норвежцев, англичан и еще кое-кого относятся к нордическому типу.
Такой тип есть и у русских и у французов. Их надо отбирать в единое европейское государство, где править будет этот расовый тип - самый талантливый и перспективный.
Пока все это нереализуемо, и надо просто слушаться фюрера и сурово обращаться с теми, кто косо даже смотрит на немца. Суровей всего должно быть поведение на Востоке - в Польше и России. Во Франции надо вести себя корректно, чтоб не провоцировать французов, ибо они когда-то накостыляли немцам в ПМВ.
Ну и уважительно обращаться с союзниками: итальянцами, испанцами, венграми, румынами, финнами и т.п.
ДИМИТРОВ И КОМИНТЕРН ДАЮТ СВОЮ ВЕРСИЮ ФАШИЗМА
Хотя Муссолини внятно изложил концепцию фашизма в 1929 году, коммунисты уже в начале 1920-х стали называть фашистами всех, кто готов был к вооруженному сопротивлению коммунистам. Поскольку по упрощенной ленинско-сталинской концепции любое действие носит классовый характер, любое дело коммунистов идет на пользу трудящимся, а любое дело против коммунистов - на пользу буржуазии.
И даже кто занимает недостаточно прокоммунистическую позицию (социал-демократы), тот льет воду на мельницу фашистов, является "социал-фашистом", пособником тех самых злодеев.
В сущности, "фашисты" в сталинистском определении = "антикоммунисты, готовые на сознательное силовое противодействие".
Дело в том, что партия большевиков и компартии Европы отличались от традиционных парламентских партий.
Традиционно партии провозглашали свои идеалы и законный способ достижения власти через выборы. В партию входили те, кто готов был распространять листовки и ходить на собрания с целью объяснения избирателям, почему тем выгодно голосовать за них.
Царское правительство само загнало большевиков в подполье, сделало их профессиональными революционерами с военной дисциплиной и незаконными задачами.
А когда революция 1917 года показала успешность подобной организации, наиболее радикальные социалисты стали формировать компартии в Европе. Было ясно, что парламентским путем им не победить - именно в силу повышенных требований к избирателям.
Фашисты переняли подходы коммунистов: строгая дисциплина, возможность военных действий, непризнание соблюдения законности и формальных правил главной обязанностью политика.
Поскольку фашисты кое-что давали трудящимся, коммунисты стали провозглашать их программы демагогией: мол, это все ненадолго, а вот у нас проблемы тоже ненадолго.
А финансирование фашистов крупным капиталом как меньшего зла в сравнении с коммунистами позволило Коминтерну придумать, что фашисты - это вообще власть финансового капитала (а как иначе? Любое действие содержит чьи-то классовые интересы - раз фашисты у банков все до нитки не отбирают, значит, работают в их интересах, значит, банки у власти!!!).
Эта вульгарная схема имеет власть над некоторыми могучими умами до сих пор.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАШИЗМА
Любое определение есть ограничение содержания, ибо расширение объема понятия делает термин бессодержательным - обо всем и ни о чем.
Около 1951 года немецкая философиня Ханна Арендт написала книгу "Истоки тоталитаризма", где пояснила, почему таковой возникает лишь в ХХ веке. Потому что, говорит Ханна, при уничтожении сословного деления возникает массовое общество, где люди предоставлены сами себе и неспособны сопротивляться силовому давлению и пропаганде мощных политических структур.
Учитывая изложенное выше,
ФАШИЗМ ЕСТЬ ОДНОПАРТИЙНАЯ ДИКТАТУРА ВО ГЛАВЕ С ХАРИЗМАТИЧЕСКИМ ЛИДЕРОМ ИЗ НИЗОВ ВО ГЛАВЕ В ИНТЕРЕСАХ СТАБИЛИЗАЦИИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА НА ФОНЕ ЕЕ НЕУСТОЙЧИВОСТИ В СИЛУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭГАЛИТАРИСТСКИХ (КОММУНИСТИЧЕСКИХ) СИЛ.
Национализм или расизм в данном случае имеет служебный, не сущностный характер, используется в пропаганде или некоторых бредовых построениях типа Бургундского государства СС. Насилие используется как простейший способ достичь своих целей в отличие от длительных и ненадежных парламентских процедур (например, система медицинского страхования в США продвигалась Клинтоном в 1994 году, но в ходе финансирования черного пиара корпорациями медиков (300 млн долларов) не была поддержана, и принята лишь при Обаме в 2011 ("Обамакэар") и отменена Трампом в 2017).
Поскольку в процессе построения "социализма" коммунисты тоже отходят от эгалитаризма и прибегают к насилию, санкционированному вождем однопартийной диктатуры, черты сходства у режимов Сталина, Гитлера и Муссолини имеются. Существенным отличием является отсутствие крупных капиталистов в СССР.
Режимы Франко, Салазара, Салаши, Пиночета имели отдельные фашистские черты, но не имели всего "фашистского комплекса".
Надо учесть, что есть два ключевых подхода к проблеме фашизма - исторический, представленный, скажем, Вольфгангом Випперманом, который я разделяю, и - сущностный, описанный Умберто Эко в эссе "Вечный фашизм", который я не разделяю по причине расплывчатости.
Вот как он пишет: "следует вычленить список типических характеристик Вечного Фашизма (ур-фашизма); вообще-то достаточно наличия даже одной из них, чтобы начинала конденсироваться фашистская туманность".
Таких признаков Эко выделяет 14.
Но суть фашизма по его версии, в монолитизации дискурса, ограничении гетерогенности общества и превращении его в гомогенное образование. То есть он возвращается к концепции тоталитаризма Ханны Арендт в основе.
Полагаю, что в ходе развития человечества полицентричность мира и дискурса нарастает, и нужны определенные специфичные интеллектуальные операции, чтобы это отрицать.
Для фашизма нужен определенный запрос общества на тотальное единство, а такой запрос в развитых странах маловероятен в силу децентрализации, плюралистичности современного массового общества.
Кроме того, в процессе бытования Муссолини и Гитлера выяснилось, что фашисты склонны к выходу за пределы служебной роли, отведенной им крупным капиталом, а большие войны выиграть не могут, в связи с чем пользы от фашизма мало. Но иногда фашистские и неофашистские движения могут использоваться для таскания каштанов из огня, не более того.
Поэтому я считаю концом фашизма 1945 год, и даже сталинская борьба с космополитизмом завершилась в 1953 году.