Первая часть здесь:
https://new-rabochy.livejournal.com/2605995.html 2. Бытие и сознание в человеческом обществе
Разговор об инстинктах и о развитии сознания в животном мире - это наша предыстория. А далее - развивая мысль о роли сознания в нашей жизни, уже в человеческом обществе, мы неизбежно наталкиваемся на высказывание об этом материалиста Маркса, который говорит чётко: общественное бытие определяет общественное сознание. Другими словами, материальное бытие доминирует над сознанием. Материальное бытие, материальные условия жизни - рельсы, сознание - поезд, идущий по ним. Только внешние бытийные факторы возбуждают работу сознания, под влиянием внешних материальных условий (причин) у нас появляются те или иные интересы, желания… Как в простейшем варианте: человек так или иначе ощущает опасность - и в сознании появляется страх; или перед глазами появляется объект вожделения - и появляется сексуальное желание… и тому подобное. На первый взгляд - элементарный, самоочевидный тезис: бытие доминирует над сознанием. По крайней мере, самоочевидный не для учёного, а для обывателя. Но в то же время он натыкается на миллион фактов нашей реальной жизни, которые ему, вроде бы, противоречат. Люди без всякой материальной необходимости лезут в горы (альпинисты), иногда с очень серьёзным риском для жизни. Люди просто ради эстетики украшают жилища и самих себя (и тратят на это деньги, хотя могли их потратить на материальные удобства, которые реально улучшили бы их материальное бытие). Творят искусство (любое) и покупают предметы искусства. Мода, иногда принимающая приемлемые, а иногда извращённые формы типа рваных джинсов, абсолютно не практичных с материальной точки зрения, но людям приятно их носить, т.к. это по моде. И т.д. и т.п. Это всё - не материальные интересы, а потребности сознания. Есть огромное количество таких пристрастий и занятий… Материально людям это ничего не дает, а только так или иначе услаждает или развлекает наше сознание. Это наше сознание выдумывает, что оно хочет то того, то этого…
Наконец, несколько заковыристый пример. В обычном смысле есть, чтобы получать калории, микроэлементы, витамины - это потребность, продиктованная чисто материальными факторами. Но в то же время каждый из нас в какой-то степени любит вкусно поесть. Для любого имеет значение - ест ли он жгучий перец или яблоко. Казалось бы - чисто материальный интерес. Но к получению питательных веществ желание чувствовать вкус вообще отношения не имеет. Есть, чтобы получать ощущение вкуса, - это услада только сознания. Да, при этом мы получаем приятные ощущения не каким-то высоко духовным, а грубо материальным путём, но это так наше сознание использует тело для того, чтобы ублажать себя. При этом часто сознание даже осознанно игнорирует интересы тела, когда мы едим чипсы, что-то жирное и всякую другую вредную гадость… но вкусную. Сознание диктует телу, что делать, чтобы ему, сознанию, было хорошо.
Жизнь человека наполнена тем, что он постоянно хочет испытывать хорошие эмоции. К потребностям тела это не имеет отношения. Это постоянная потребность нашего сознания. И эта потребность порождает даже массу всяческих явлений, которые совершенно не нужны человеку с точки зрения удовлетворения материальных потребностей. Это склонность к тому, чтобы окружать себя чем-то красивым. С материальной точки зрения это даже усложняет и ухудшает нашу жизнь. Красивую вещь сделать сложнее, на это нужно потратить больше труда, времени, а чаще всего и денег. Производство красивой вещи более затратно, поэтому и стоит она дороже, но люди постоянно стремятся создавать и покупать то, что, с их точки зрения, красиво, для украшения себя и своего жилища. Начиная с того, что, например, резные ставни и наличники на окна в старых избах с точки зрения практического использования бессмысленны, то есть ничем не лучше, чем простые, не украшенные. Но если есть возможность (сделать или купить), человек всегда предпочтет то, что красиво.
Желание получать хорошие эмоции испокон веков толкало людей на многое, что с точки зрения материального улучшения условий жизни бессмысленно. Актуальное с античных времён желание: хлеба и зрелищ, причём актуальное не только для верхов, но и для народа. Люди с античных времён хотели смотреть на всяческие зрелища, начиная с гладиаторских боёв и до всевозможных сегодняшних шоу.
Только из желания получить хорошие эмоции происходит отмечание всяческих праздников вплоть до дня ангела, отмечание дней рождения, юбилеев. Покупка предметов искусства (тратя на них деньги, которые можно было бы иначе потратить на что-то практически полезное) и самостоятельное сотворение предметов искусства. С античных времён люди даже оружие (мечи, кинжалы и т.п.) пытались украшать. Была изобретена музыка, пение, танцы... и многое другое. Нередко человеческие поступки бывают направлены, чтобы ублажить свое сознание через удовлетворение тщеславия, гордости, самолюбия, включая вранье или привирание с той же целью удовлетворения тщеславия и т.п.
Мы сплошь и рядом делаем то, что совершенно не нужно нашему телу и не удовлетворяет наши материальные потребности, но нужно только нашему сознанию и, таким образом, проявляем акты доминирования сознания над бытием.
Всю историю человечества можно разделить на два этапа, которые, кстати, совпадают с тем, как историю делил на этапы Маркс, и некоторый промежуточный этап между ними (но это не самостоятельный этап, а только период, когда идет смешение явлений первого и второго этапов).
В общих чертах. Первый этап - это всё время от начала истории человечества и примерно до конца XIX века. Дальше идёт период смешения первого и второго этапа, которое будет длиться, видимо, несколько столетий (но, по сравнению с длительностью первого этапа он не велик). Наконец второй период, или этап, - это будущий период жизни человечества после окончания капитализма.
Первый период - это первые несколько тысячелетий существования человечества где-то вплоть почти до конца II тысячелетия н.э. Это время, когда человечество жило в условиях почти полного отсутствия механизации труда, в условиях использования почти исключительно ручного труда. Ручной труд имеет самую низкую производительность. Этот период характеризуется тем, что человеку в первую очередь всё же нужно обеспечить себе жизнь без голода. Пока человек испытывает голод, его мысли будут о том, чтобы не голодать, обеспечить себя едой, а не о поэзии, не о морали или ещё о чём-то. И подавляющее большинство людей (низшие классы) в этот период живет, главным образом, с доминирующим желанием: не голодать.
Хотя и здесь люди не совсем подавлены бытием. Ещё с древнейших времён человек проявил склонность не подчиняться окружающему бытию, а отгораживаться от него и создавать своё искусственное бытие, какое ему (человеку) надо. Но после разделения людей на сословия эту возможность менять бытие присвоили себе высшие классы, стараясь оставлять низшие классы в полном повиновении. Плюс к этому, конечно, уже с древних времён человечество, включая и низшие классы, развивало некоторую эстетическую культуру, появились предметы украшений, даже несмотря на голодные времена. Преодоление голода, когда он был, разумеется, всегда было основой жизни, а всё остальное дополнительным, но всё равно при этом человек всегда хотел и как-то украсить свою жизнь - и украшал, если не чем-то дорогим, то ожерельями из ракушек (у приморских народов), птичьими перьями (у индейцев) то ещё чем-то, давая возможность интересам сознания (будь то тщеславие, то есть желание украсить себя чем-то даже не для красоты, а чтобы выделиться из толпы, или настоящее эстетическое чувство в том числе) хотя бы в каких-то фрагментах жизни взять верх и доминировать. Хотя в целом для низших классов этот период несомненно похож на то, что «общественное бытие определяет [общественное] сознание».
(Как примечание. Историки говорят, что у древнейших народов эстетическое чувство развито не было. Хотя именно ещё с древнейших времён люди стали украшать себя чем-то, но это было проявление желания выделиться из общей массы, иметь на своём теле что-то особенное и таким образом выглядеть особенным. Но в наше время чувство красоты у людей уже есть. Так мы видим способность человеческого сознания развиваться, приобретать такие способности, которых раньше у него не было. У животных тоже, можно сказать, что идёт развитие сознания, и сознание следующих поколений приобретает другие качества. Но у животных изменение сознания заметно только когда от одного вида происходит новый вид - и у последнего сознание может оказаться уже более сложным, более совершенным. Но внутри вида развитие сознания у животных не происходит. А у человека началось развитие сознания и внутри вида (Homo sapiens).)
Последняя часть этого периода - это начало капитализма, здесь тяжкое бремя постоянных трудов по избежанию голода постепенно заканчиваются - механизация и автоматизация производства постепенно даёт увеличение производительности, и еды становится всё больше и она всё дешевле. И то же происходит со многими материальными благами. В развитых капстранах с высокой степенью автоматизации производства массовый голод уходит в прошлое, а в менее развитых будет уходить в прошлое, когда они станут более развитыми.
Начинается переходный период между первым и вторым этапами развития человечества. И тут ситуация постепенно меняется. Даже в самых развитых странах мира многим людям всё ещё кажется, что они живут плохо, бедно. Но на деле уже в это время постепенно настоящие материальные потребности (избежание голода) сменяются, по сути, псевдо-материальными, когда человек хочет не просто насытиться, а вкусно поесть, а желание испытать вкус - это уже хотя и как бы нечто материальное, но на деле ощущение вкуса телу не нужно, оно нужно нашему сознанию, вкус - это всего лишь услаждение своего сознания, то есть пока ещё примитивное проявление доминирования сознания.
Это период, когда человек хочет не только сделать вручную или купить хоть какую-нибудь мебель - просто стол, стулья, кровать… - а хочет купить уже довольно хорошую мебель, которая не только функциональна, но и хорошо выглядит, эстетична, а эстетика - это уже опять же потребность сознания. И так далее, и тому подобное. Это время, когда подавляющее большинство людей живёт как бы просто удовлетворяя свои материальные запросы, но на самом деле они уже во всё большей степени - ложно-материальные, а на деле это отчасти потребности сознания и удовлетворяя их, он тем самым уже отдаётся из-под власти своих материально-бытийных нужд под власть интересов своего сознания. Хочет не просто купить одежду, а что-то, что он считает красивым и/или модным типа рваных джинсов. В это время люди начинают ещё больше тратить на украшение себя и своего жилища, у некоторых людей появляются увлечения, которые тоже требуют расхода денег на них (а не на еду), и т.д. и т.п. - а это всё уже удовлетворение потребностей не нашего тела, а сознания. Так в переходном периоде (собственно говоря, сейчас) смешиваются потребности чисто материальные и потребности нашего сознания. Сознание начинает всё активнее подчинять поступки человека своим интересам.
Наконец, второй период - после капитализма - это время, когда за счёт автоматизации повышение производительности производства даёт уже настолько существенное развитие экономики и освобождение от оков материальных интересов, что здесь удовлетворение материальных интересов становится настолько легко, что удовлетворение простых материальных потребностей совсем мало затрудняет людей. Развитие производительности производства всё время увеличивает эффективность экономики в разы и уже сейчас в развитых капстранах практически победило голод, и дальше постепенно, но неизбежно будет подниматься до такого уровня, что когда-то обеспечение себе простой, незатейливой, но практически безбедной жизни будет для людей не затруднительно и автоматически обеспечение такого уровня жизни не будет отнимать у людей существенных затрат времени и сил. Конечно, и при таком уровне жизни тот, кто захочет жить особенно богато и шикарно, вынужден будет на достижение такого высокого уровня жизни тратить немало сил и времени. Но тот, кто согласен жить безбедно, но без шика, сможет не тратить на это много сил. И это автоматически станет уже периодом настоящего доминирования сознания, когда, вместо того, чтобы вырваться из нищеты, человек сможет ставить себе цели творчества, накопления знаний; даже если он делает что-то чисто материальное, то это уже всё равно на 99% ради каких-то потребностей его сознания, а не материальная борьба за жизнь и за материальное благополучие (оно уже достигнуто в разумных пределах).
Фактически это будет жизнь с расцветом всех творческих сил людей, то есть жизнь уже с явным, неприкрытым доминированием сознания в жизни людей.
Очень интересно, что Маркс, ничего не говоривший о развитии сознания и, например, не интересовавшийся темой того, что у людей место инстинктов заняло разумное сознание, и утверждавший доминирование коллективного бытия над коллективным сознанием, делил историю человечества практически на те же два периода (1/ до окончания капитализма и 2/ после него).
Ещё чуть-чуть, и Маркс догадался бы, что во втором периоде начинается явное и неприкрытое царство расцвета всех творческих сил человека, то есть именно царство доминирования сознания. Он был в шаге от понимания этого, хотя и утверждал обратное (только доминирование бытия над сознанием).
Беспристрастный анализ истории человечества приводит к тому, что при таком делении истории человечества во втором периоде его истории, доминирование сознания становится настолько очевидным, что только жесткое субъективное предубеждение Маркса о приоритете бытия мешало ему увидеть истину.
Сознание человека, в отличие от животных, настолько высоко развито, что оно на деле пыталось и пытается доминировать вообще всегда, и с начала первого этапа развития человечества, с тех самых пор, как существует человек. В сущности, это даже не явление, начавшееся только при возникновении человека, Homo sapiens. С тех пор, как на Земле стали появляться тогда ещё самые низко развитые живые существа с зачаточным сознанием, потом постепенно появлялись и существа, физически более сложные и со всё более развитым сознанием. Человек просто продолжил эту линию развития. Но сначала в то время, которое здесь было названо первым периодом существования человечества, сложилось такое положение дел, когда сознание уже было склонно к перехвату контроля и доминированию, но производительность ручного труда тогда оставалась крайне низка и человек чуть ли не постоянно находится на грани голода. А в такой ситуации сознание, как бы оно ни было склонно к доминированию, на практике всё равно почти не может думать о чём-то другом, кроме того, чтобы обеспечить себе дальнейшую жизнь хотя бы без голода, т.к. голод - это постановка самого существования человека на грань жизни и смерти. Когда же эта проблема решается и отступает, сознание может расцвести и начать проявлять своё доминирование в полную силу.
Кто-то рассматривает историю человечества, как однозначную зависимость сознания от материально-бытийных условий жизни. По такой идеологии, вся история человечества происходит от того, что бытие первично, а сознание вторично, т.е. деятельность нашего сознания - это только реакции на события в сфере бытия.
Но, если смотреть по фактом, всё сложнее. Вся история человечества - это, скорее, постоянное стремление сознания вырваться из-под влияния бытийных факторов, с постоянно развиваемым, всё большим успехом и со стремлением в конце концов занять явно господствующее положение по отношению к бытию и управлять бытием.