От АСП к рабству

Aug 07, 2022 11:17

Хочу подробнее остановиться на этом переходе.

Сперва предварительно: политогенез (государствообразование) - происходит из-за естественного относительного перенаселения /См. того же Карнейро насчет этого/

Потому что из-за конкуренции начинает всего, даже необходимого хватать на всех, образуется тем самым ЧС - как то, что кто-то становится вынужден защищать от других для первоочередного своего выживания. Для чего общины объединяют усилия в протогосударство.

Вот что, указанное, послужило к государствообразованию, а вовсе не "необходимый общий труд" - это был марксистский уклон не туда, классиков, не умевших понять и принять правоту Мальтуса; отчего все их воззрения на преисторию... Оставляют желать много лучшего, скажем так.

И что, напомню, у того же Энгельса? Цитата: "Война так же стара, как и одновременное существование по соседству друг с другом нескольких общинных групп", - он не понимает ее причин! Потому что рядом же у него: "Родовой строй вырос из общества, не знавшего никаких внутренних противоположностей..." https://new-rabochy.livejournal.com/1613941.html

Вообщем что, появилось у нас АСП-общество. Что затем? Будучи уже производительным, оно заперто в демографические циклы из-за мальтузианской ловушки. Рост, перенаселение, смута. И заново - и так может длиться очень-очень долго, см. про Китай https://8nity.livejournal.com/165337.html

/Напомню также, почему происходит обезземеливание - да потому что это конкурентное общество прежде всего! Не станет кто-то подминать всё под себя - подомнет его самого кто другой: иначе это и не работает./

Осознав всё это, я понял, что надо искать явный момент перехода от АСП к рабству: там где это было, разумеется - в античности. Которая почему так и взлетела - потому что именно она и была классовой только! Среди АСП.

"на уровень развития античного общества Западная Европа вышла в Новое время" - https://cyberleninka.ru/article/n/zhizn-ili-svoboda-ratsionalnye-osnovy-prinuditelnogo-truda-v-istoricheskoy-perspektive

Надо ли также говорить, что в остальном то всё было АСП-сравнимо?

"уровень производительных сил, культуры, религии, жизни в конце средних веков (ХIII-ХIV вв. н. э.) оставался на Востоке и Западе принципиально сравнимым" - Л.Е.Гринин

Так вот, возвращаясь к Др.Греции. Долго искать не пришлось, всё на ныне известной нам поверхности. Солон же! Единственный из семи мудрецов, кстати, законодатель https://mskolov.livejournal.com/124020.html

Еще раз тезисно:

1. Естественное перенаселение ведет к окончанию ПК, появлению АСП, подталкивает к неолиту и государствообразованию.

2. Далее у нас непрестанно идет демографический аграрный цикл, если другие факторы не влияют. Рост населения - истощение ресурсов - братоубийственная смута. И всё заново. И так может длиться очень-очень долго.

3. Греческое чудо благодаря субьективному фактору. Греки сами по себе начинают мыслить, и далее:

!! Еще раз прежде акцентирую важное, что АСП-общество из-за конкуренции также поляризуется, одни в нем подтягивают всё под себя - ибо если не они, так подтянут другие. Происходит концентрация земель в одних руках (у "аристократов", передающих ее по наследству), а у остальных обезземеливание; а кризис из-за мальтузианской ловушки это дело лишь обостряет. !!

"К началу VI в. до н. э. противоречия в обществе зашли так далеко, что возникла угроза гражданской войны". /М.С.: Причем этому уже предшествовал демографический рост, собственно и послуживший образованию тех же Афин./

→ "По воспоминаниям современников в начале VI века смута была сильная, народ восстал против знатных. Смягчение противоречий могло быть достигнуто только путем радикальных преобразований. В 594 г. до н. э. на политическую арену выдвигается Солон, избранный архонтом, наделенным широкими полномочиями отменять или сохранять существующий порядок. Солон осуществил ряд реформ, целью которых было примирение враждующих групп свободного населения."

→ "Солон получил чрезвычайные полномочия по изменению существующего порядка.
Первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия («стряхивание бремени»). Она освободила массу должников, которых в Аттике было в большом количестве. Кроме того, впредь запрещались личная кабала, продажа несостоятельных должников за долги в рабство. Должники, проданные в рабство за пределы Аттики, должны были быть выкуплены за общественный счет и возвращены на родину. Историческое значение отмены долговой кабалы заключалось в том, что дальнейшее развитие рабства происходило уже не за счет сокращения числа свободных членов общества, что подрывало основы его социальной и экономической жизни, а за счет ввоза рабов-иноземцев."

М. С. То, о чем я вчера писал. Солон создает "среднеклассовость", то есть пытается по национальному, гражданскому, этническому признаку создать общность-коллективного эксплуататора, понимаете?

→ "Солон осуществил ряд мероприятий, направленных на улучшение материального положения демоса: был разрешен вывоз оливкового масла за границу и запрещен вывоз хлеба, поощрялось развитие ремесла, проведена денежная реформа."

→ "Центральное место среди преобразований Солона занимают политические реформы, которые нанесли еще один удар родовому строю. Важнейшей из них является тимократическая, или цензовая, реформа. Все афинские граждане независимо от происхождения были разделены по имущественному положению на четыре разряда."

→ "Деление населения на разряды по имущественному признаку имело политическое значение, поскольку каждому разряду предоставлялся определенный уровень политических прав. В наиболее полном объеме политические права имели представители первого разряда"

М.С. Суть здесь не в последнем, а в первом. В том, что это поощряло к организации эффективной предпринимательской (эксплуататорской) деятельности, что позволяло при успехе продвигаться тем самым и к власти. В отличие от времени, когда та передавалась по наследству.

→ "По мнению современников, реформы Солона носили половинчатый, компромиссный характер. Ни демос, ни эвпатриды не были ими удовлетворены. Сам Солон, оценивая собственные реформы, утверждал, что «в этих великих делах трудно всем угодить».
Сегодня, оценивая реформы Солона, нужно отметить их важную роль в становлении Афинского демократического государства."

→ "После 22 лет правления Солон покинул свой пост и, заручившись клятвой афинян, что они в течение 10 лет не изменят его законы, отбыл из Афин. После его отъезда возобновилась политическая борьба. Аристократия не могла смириться с допуском к власти людей хотя и богатых, но не знатных."

→ "Опираясь на демос, Писистрату удалось утвердить свою власть и стать тираном на 19 лет. Писистрат сохранил солоновскую Конституцию. Все органы действовали по-прежнему. Экономическая политика Писистрата благоприятствовала классу мелких землевладельцев: беднякам раздавалась земля государственная и изгнанных аристократов, организовывались общественные работы, крестьянам давался дешевый кредит... заключались торговые договоры со многими государствами".

→ "На проведенных выборах главным архонтом был избран Исагор - представитель аристократии. Проигравший ему Клисфен, много сделавший для падения тирании Писистратов, поднял народ на восстание, низложил Исагора и приступил к утверждению демократии. С этого времени начинается победное шествие афинской демократии. Однако социальная база ее постепенно сужается."

М.С. Бу-га-га. Потому что экономика - первична, а тенденция к монополизации, тем более в конкурентном обществе, проявляется всегда: крупное пр-во побеждает мелкое. В итоге, разумеется, богатые не хотят делиться властью с бедными - а на хрена? И располагая средствами первые сворачивают демократию для остальных. Демократия неизбежно ведет к фашизму в обществе без изобилия!

Цитировалась Т. П. Филиппова с кафедры истории государства и права МГЮА https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/batur/05.php
Previous post Next post
Up