Словно иней, сердобольный смех славно валится на мифологию...

Sep 07, 2018 09:31

«Богам Греции, которые были уже раз - в трагической форме - ранены в «Прикованном Прометее» Эсхилом, пришлось еще раз - в комической форме - умереть в беседах «Лукиана». Почему таков ход истории? Это нужно для того, чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым»
Карл Маркс

"Соцреализм - встреча и культурный компромисс двух потоков: массы и власти... Эгалитаризм советской культуры состоял не столько в примитивной опоре на “неразвитый вкус масс”, сколько в тотальной стратегии усреднения и ликвидации остатков автономности"
Евгений Добренко

"Но самая эта исключительная односторонняя серьезность официальной ...
идеологии приводила к необходимости легализовать вне ее, то есть вне официального и канонизованного культа, обряда и чина, вытесненные из них веселость, смех, шутку"
Михаил Бахтин

Тов. Майсурян создал тему о начале красного террора 100 лет назад: https://maysuryan.livejournal.com/704828.html?view=comments. Написал как-то и нашим, и Вашим: объективно и "с точки зрения вечности". Эта неопределенность мне не особо понравилась. Но я еще и сам тогда не понял, что именно мне не нравится. Черкнул ему небольшой (по моим меркам) пост:

//были - сейчас об этом мало кто помнит - и такие оппозиционные советские партии, которые, не соглашаясь с большевиками, тем не менее посчитали красный террор жестокой необходимостью. Так, журнал эсеров-максималистов "Максималист" 7 октября 1918 года провозглашал: "Красный террор всем врагам народа, буржуазии и всем её прихвостням!". Газета другой народнической партии - партии революционного коммунизма - "Воля труда" писала//
Так это ж карликовые партии радикалов похлеще большевиков. "Ныне мало кто помнит, что в Германии были радикалы типа Майнхоф сотоварищи" (которые накрылись сразу по уничтожению ГДР, откуда шла подпитка деньгами и организацией) - ну и что с того, что есть некоторое число сумасшедших? Насколько широкие массы людей представляли все эти оголтелые граждане? Вот в чем вопрос.
Картинку с Гилем и револьвером Вы взяли знатную)). Мифология на всех парах)). Впрочем, видимо, рисовали по мотивам показаний Гиля, который геройски охранял вождя с револьвером, отпугивая каких-то таинственных сообщников Каплан.
А вот описание очевидца - помощника военного комиссара 5-й Московской Советской пехотной дивизии Батулина :
«Я услышал три резких сухих звука, которые я принял не за револьверные выстрелы, а за обыкновенные моторные звуки. Вслед за этими звуками я увидел толпу народа, до этого спокойно стоящую у автомобиля, разбегавшуюся в разные стороны и увидел позади кареты-автомобиля тов. Ленина неподвижно лежащего лицом к земле"//https://www.gazeta.ru/science/2018/08/20_a_11902555.shtml?updated
При этом Ленин завершил свое выступление пламенными словами: "У нас один выход: победа или смерть!"//http://leninism.su/works/76-tom-37/1361-rech-na-mitinge-na-zavode-byvsh-mixelsona.html
Его поклонники, провожавшие его аж до автомобиля, неожиданно выбрали третий выход - бегство (Ленин, кстати, указал почему-то один, хотя победа (1), смерть (2), а бегство - ТРЕТИЙ выход)).
Неожиданно для меня Майсурян обиделся. Назвал меня "троллем-антикоммунистом". И он туда же, что называется!

Дальше у нас пошло переругивание более или менее на политические темы, но дважды Майсурян вступился и за картину с Гилем и лежащим на земле Лениным.
Вот эта картина (Коваленко Виктор Карпович. "Покушение на Ленина". 1969 год):



Майсурян пишет:
"вы меня оскорбили первым же высокомерным троллевским комментарием, что у меня, мол, "мифология на всех парах))". Хотя картинка с Гилем и раненым Лениным как раз начисто лишена элементов мифологии. Разбежавшаяся толпа, одиночество Ленина противоположны традиционной мифологии этого эпизода. Но на таких знатных "разоблачителей советской мифологии", как вы, разве угодишь! Как ни изобрази, если совсем не к чему придраться, они скажут, что это, мол "соцреализм", а он "по своей природе мифологичен".

Поскольку в 2016 году Майсурян уже размещал эту картинку в аналогичной теме про покушение: https://foto-history.livejournal.com/9831407.html и, оказывается, неделей ранее тоже: https://maysuryan.livejournal.com/702949.html - она ему, видимо, чем-то близка и дорога.

Там он разместил еще несколько репродукций. Пожалуй, Майсурян прав с точки зрения композиции: на всех картинах Ленина окружает толпа народу, причем никто не разбегается)). Но мне эти картины известны не были, да и деталями покушения на Ленина я никогда особо не интересовался. К зрелому соцреализму я отнес бы картину А.М. Герасимова и М.Г. Соколова.

Но что же так задело известного не только в ЖЖ человека в моих словах? "Тролль" да "антикоммунист" - все твердил он, так что я пообещал ему больше не писать в его ЖЖ, дабы не задевать чувствительную душу.

Своими словами он задел уже меня.
Поскольку реакция его на мои тексты не уникальна, я понял, что это реакция необольшевиков на постмодерное прочтение "священных текстов", вообще "карнавальное" (используя выражение Бахтина).
"Текстами" в культурологии называют и живопись. Я в ней не специалист, ударяю больше по художественной литературе. С 1996 по 2007 увлекался Тимуром Кибировым - искал его тексты, запоминал их наизусть. Причем именно пародийные тексты, соцартовские, представляющие центоны из советских текстов ("Сквозь прощальные слезы", "Послание Рубинштейну", "Жизнь К.У. Черненко"). Когда я в 2006 увлекся марксистскими идеями, моя любовь к Кибирову пошла на спад. Но в последний год старая любовь возродилась!)) Этому способствовала убийственная серьезность необольшевистских ЖЖ-истов. Я-то перестал читать Кибирова, поскольку казалось, что он смеется над чем-то безвозвратно ушедшим - соцреализмом, отчетными докладами к пленумам и съездам КПСС. Ан нет - в необольшевистской среде ко всему этому вполне трепетное отношение.
Например, был такой frazier1979: https://frazier1979.livejournal.com/
Последние годы что-то не пишет ничего, хотя неглупый вроде человек и пишет обстоятельно. Он прямо сделал учебник политэкономии 1954 года своим "Магнумом опусом" для изучения. На днях я просматривал его ЖЖ и попытался тиснуть небольшое замечание, вдруг он заходит иногда, - так я не могу! А в 2011 или 2012 я к нему заходил и высказался в отношении марксизма, вероятно, недостаточно почтительно. И он мне закрыл возможность комментировать! На всю оставшуюся жизнь!
Я ж говорю: сурьезные, дюже сурьезные люди - необольшевики...

Возвращаясь к живописи, в частности, к соцреализму, я пытался объяснить Майсуряну, что именно вызывает у меня насмешку в картине В.К. Коваленко. Но тот уже настропалился на святое и все было бесполезно.
Поэтому развернуто выскажусь здесь. Что Коваленко - эпигон соцреализма, хоть и не бездарный, мне было ясно сразу. Когда я ознакомился с его биографией: http://gallery.crimea.ua/ru/painters.php?b=bio&p=791 - я убедился в этом окончательно. Вот почему:

Композиция картины напоминает мне "Смерть комиссара" Кузьмы Петрова-Водкина:



Однако у Петрова-Водкина зрителю скорее жаль комиссара, который умирает. И это в целом чуждо канонам соцреализма. И художник никогда не стал соцреалистом, оставшись, скорее, неким попутчиком. Картина эта восходит к его же работе 1916 года "На линии огня":



На картине 1927 года вышло лучше - человек умирает, а его товарищи уходят вдаль.
Но зрелый соцреализм подразумевал борьбу и редукцию лишних эмоций. Тут даже Ахматова писала: "Пусть боль свою в силу она переплавит". Боль важна лишь как стимул для дальнейшей борьбы. Сама по себе она "скулеж недужный" - написал Маяковский о Плеханове, а потом застрелился)).

Поэтому у Коваленко, пропитавшегося опытом десятилетий махрового соцреализма от Герасимова до Иогансона, шофер Гиль, даже оставшись один, ощерился и нацелился сражаться с неведомыми врагами. Пафоса здесь хоть отбавляй, что я и назвал "мифологией соцреализма". Майсурян трактует так: толпа разбежалась, а верный пес шофер (вступивший в партию в 1930 году) готов всеми силами защищать вождя мирового пролетариата.
Как эпигон, Коваленко непременно где-то позаимствовал и фигуру Гиля. Склеив раненого Ленина с комиссаром Петрова-Водкина, он с кем-то, несомненно, склеил и своего Гиля.
Конкретно чувака с наганом мне найти не удалось, но полно картин с целеустремленными советскими бойцами. Вот некоторые из них:


"Оборона Севастополя". А. Дейнека, далее: "Защитники Брестской крепости". П. Кривоногов


Заметьте, что нападающие немецкие солдаты не обладают такой экспрессией в обоих случаях, выступают как безликая серая масса, в отличие от осмысленных и целеустремленных строителей и защитников коммунизма.
На картине Коваленко врагов социализма не изображено - Каплан-то убежала (если это и правда она стреляла - тут мы должны довериться допрашивавшим ее чекистам - вроде как она не подписала протоколы своих допросов), а про ее сообщников есть только домыслы, а не факты.

И хотя в заголовке я использовал текст Егора Летова, своим разочарованным "в попрании идеалов социализма" надрывом он мне не близок. А близок все тот же ироничный Кибиров:

И отравленным черным патроном
С черной челочкой Фани Каплан
На заводе, заметь - Михельсона!
Разряжает преступный наган.
(http://www.stihi.ru/2011/09/22/3805)
Данный текст можно считать продолжением более раннего: https://new-rabochy.livejournal.com/16774.html

Люди цепляются за прошлое, живут отжившим. Смеясь над этим прошлым, мы расстаемся с ним (см. эпиграф). Но некоторые не хотят расставаться.

история СССР, социалистический реализм, искусство

Previous post Next post
Up