Озеро Кезеной-Ам и замок Алдам Гези

May 11, 2014 10:29

Одно из немногих мест в Чечне, достаточно хорошо описанных туристами, это знаменитое высокогорное озеро Кезеной-Ам (часто можно встретить название Казеной-Ам и намного реже - Эйзенам). Не то чтобы интернет изобиловал фотографиями этой местности, но они все-таки есть, поэтому я хорошо себе представляла, куда мы едем и какую красоту увидим на десятый день отпуска. На форумах и в блогах даже есть описание пути и примерные время-затраты: около 2 часов от Грозного. Но это кому как повезет - горы штука непредсказуемая. Нам природа показала себя буквально со всех сторон, от солнца до бури, поэтому впечатлений от поездки оказалась масса.




Озеро Кезеной-Ам расположено на высоте 1870 метров над уровнем моря, имеет Т-образную форму, вытянутую с севера на юг на 2 километра и с запада на восток на 2,7 километра. Это самое крупное озеро на Северном Кавказе. Его наибольшая ширина - 750 метров, площадь водной поверхности около 160 га, длина береговой линии 10 километров. Озеро питается водами впадающих рек, главным образом рек Хорсум, впадающей с севера, и Кауха - с востока. Глубина озера порядка 70 метров, но точных промеров дна по всей длине не было. Единственной рыбой, населявшей Кеазеной-Ам до 1977 года, была эйзенамская форель - она не встречается более нигде в мире, а вес отдельных экземпляров достигает 16 кг. После в озеро были запущены голавли и пескари, чьи популяции сегодня довольно многочисленны. Озеро занесено в Книгу Гиннеса как самый большой высокогорный пресноводный водоем мира. Также Кезеной-Ам внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Озеро образовалось, скорее всего, в результате сильного землетрясения, вызвавшего обвал горных пород, которые образовали гигантскую плотину высотой более 100 метров на пути рек Харсум и Кауха. Существует даже легенда, в которой говорится, что раньше в долине было село, а как-то вечером нищий путник не смог получить кров от жителей, все ему отказали. И только одна бедная вдова, жившая на краю села, открыла дверь нищему. Ночью путник сказал женщине - собирай своих детей и уходите отсюда немедленно. Она послушалась и спаслась, а жителей села накрыло потоками воды. Так Аллах наказал людей за негостеприимность.
Дорога (горный серпантин) была проложена в 1871 году к приезду Александра II, который, объезжая Кавказ, посетил Кезеной-Ам, чтобы воочию увидеть знаменитое "Голубое озеро". Первоначально сроки на постройку дороги были определены в несколько лет. Но Александр II сказал - вымостите дорогу серебром, но сделайте! Тогда на строительство вышли 5 тысяч человек и дорогу сделали в срок менее года. Кстати, ее так и называли с тех  пор - царская дорога. И прослужила она до реконструкции более сотни лет! Альпийское озеро Кезеной-Ам называли "Русским Цюрихом", поэтому недаром именно этот район сейчас обустраивается для туризма. В советские годы здесь была спортивная тренировочная база команды по академической гребле - уникальное расположение озера, благоприятные погодные условия, отличная ветрозащищенность и отсутствие ряби на воде, а также сниженное содержание кислорода в воздухе делало это место идеальным для тренировок.

В интернете нашелся снимок царской дороги, не знаю, точно ли это та самая дорога, но похожа на неё - однозначно.



Вот в такое удивительное место и лежал наш путь через Шали, Сержень-Юрт, Ведено и Харачой - названия, знакомые всякому, кто следил когда-то по телевизору за новостями в Чечне. Помнится, я не пропускала ни одного выпуска "Итогов", поэтому все в Чечне казалось таким знакомым. Шали оказался очень крупным населенным пунктом, нам еще накануне рекомендовали объехать его по краю, чтобы не попасть в пробку. Конечно, пробки в Чечне это, по нашим понятиям, и не пробки вовсе, и даже не затруднения, но утренняя погода подгоняла нас быстрее вперед - небо было пасмурным, с редкими просветами, а это означало, что в горах мы можем попасть в низкую облачность или дождь, а это значит - прощайте, фото-шедевры.
Хотя, проезжая мимо Джалки, мы застали чудесную погоду:




Шали же мы увидели только с окраины, потому что объезжали центр стороной. Село бурно строится и самый распространненный вид магазина там - это магазин стройматериалов.




В целом, нас встретила очень приятная и простая дорога, без каких-либо сюрпризов, с красивыми панорамами и уютными селами по пути. Где-то за этой мечетью мы остановились у магазинчика и купили свежевыпеченный хрустящий лаваш, помидоров и отменной местной газировки, которая по вкусу напоминала старый советский лимонад.




Пейзажи по дороге радовали глаз. Все-таки равнина, хоть и удобна для житья, но очень скучна по сравнению с предгорьем.







Ведено оказался довольно большим населенным пунктом с оживленным движением и множеством пешеходов возле торгового центра.





Мелькнула мысль о том, что было бы здорово купить тут чепалгаш или далнаш, но времени на поиски не было, поэтому мы проехали село без остановки. Возле озера много пастухов и можно купить сыр, значит, голодными не останемся. Нам нужна была заправка, но на нее была очередь, поэтому мы легкомысленно понадеялись, что это не последний бензин на нашем пути.
Асфальт закончился сразу после Ведено. Правда, грунтовка была не слишком долго, в Харачой мы въезжали опять по асфальту. Харачой оказался прелюбопытнейшим местечком! Село расположено в ущелье реки Хулхулау и кажется, что здесь уже край земли. Все вокруг буквально дышит историей. Чего стоит, к примеру, вид за селом на боевую чеченскую башню.




Само село останется в истории, как место рождения "чеченского Робин-Гуда", знаменитого абрека Зелимхана Харачоевского. Жизнь его удивительно интересна, а память о нем долго будет жить в народе. Кстати, как борца с притеснителями простого народа, память его чтила и советская власть. Мы, к сожалению, не заехали к его памятнику, потому что видели надвигающуюся непогоду - облака буквально на глазах сползали в ущелье по склонам гор. Но если вам доведется быть в тех краях, непременно заверните в этот уголок села.




На выезде из села - блок-пост. Не такой, конечно, как на границах, никаких бетонированных укрытий или бронетехники, но военизированный. Останавливаемся... Куда едем? На озеро, конечно. Обратно когда поедем? Сегодня, потому что мы только туда и обратно. Зарегистрироваться на посту? Да пожалуйста! Может, и пригодится, если вдруг в горах что случится и сами мы выбраться не сумеем. Получив напутственное пожелание счастливого пути, тронулись в гору.
Вид на Харачой прекрасен! Молодцы, что восстановили башню - она настолько органически вписвается в пейзаж, что без нее это место как-то даже трудно себе уже представить.




Когда начинаешь рассматривать горы, замечаешь, что они все пронизаны сетью дорог. Когда по горам поездишь год-другой, понимаешь, что дорог в горах подчас побольше, чем на равнине. В Чечне есть поговорка: можно взять камень из мечети для постройки дороги, но нельзя взять камня из дороги для постройки мечети. Дорога в горах - это жизнь. Строитель моста будет почитаем и уважаем до конца своих дней, а его память будут чтить поколения.




Взгляд назад




Дорога была грунтовой, но в отличном состоянии - ровная и широкая. Катись себе и катись, наслаждайся пейзажами! Правда, чем выше мы поднимались, тем ниже становилось облако.




И вот наступил момент, когда мы и облако встретились. Слева скала, справа обрыв, что впереди - непонятно, не видать ведь ничерта! А впереди 20 с лишним километров серпантина в таком вот "молоке". Но надо ехать - и мы вкатились в облако.




Вот в такие моменты я тоже готова лоб расшибить, кланяясь строителям - спасибо за дорогу! Широкую, надежную, с редкими, но в нужных местах, столбиками. Мы установили свой предел скорости: 23 км/ч. Быстрее ехать было не то чтобы некомфортно, а попросту невозможно - срабатывал инстинкт самосохранения. Кстати, пару раз нас обогнали - но местным-то, конечно, не привыкать к таким условиям!
Где-то уже на последней трети пути (судя по навигатору) встретилась нам молельная комната - такое вот простое с виду строение, но очень уютное внутри. Кстати, если путника застает в дороге ночь, он может спокойно выспаться в таком домике в полной безопасности. Независимо от вероисповедания.




Рядом с такими строениями, как правило, всегда есть источник воды - и омовение совершить, и самому напиться, и лошадей напоить. Поилки для животных, где-то каменные, где-то выдолбленные из ствола дерева, можно увидеть почти у каждого источника - чеченцы очень рачительные хозяева.




Мы немного перекусили лавашом и запили очень вкусной водой из источника. Странное дело, но самая простая пища в горах является самой желанной. Не хочется никаких деликатесов, а вот лаваш на свежем воздухе кажется амброзией, родниковая вода кажется слаще любой газировки. И это вовсе не от голода - перед выездом мы очень плотно покушали, ведь вчера добрые чеченцы нам завернули "с собой" столько всяких вкусностей! Да продлит Аллах годы всех тех, кто был к нам так гостеприимен!

Казалось, что из облака мы не выберемся никогда. И жемчужина Кавказа, озеро Кезеной-Ам, так и не откроет нам свой облик. Помню, как мы подшучивали  - вот приедем на озеро, сфотографируем "молоко" и выложим в отчет - вон оно, озеро, там, за туманами... главное, не свалиться в него, проморгав край дороги.
Проехали развилку - налево Ботлих, направо Кезеной, счастье, что указатель в облаке различим, нам направо. Стало немного светлее и дорога пошла вниз. Мы поняли, что перевал Харами остался позади. Облако вокруг нас становилось все светлее и прозрачнее, превращаясь в туманную дымку, и вот за очередной петлей дороги туманное покрывало расползается, а сквозь разрывы облака мы видим нашу цель - Кезеной-Ам! Ура, мы добрались!!!




Еще несколько петель вниз, к озеру...




Оно было величественно и прекрасно! Суровая природа, как благородная оправа драгоценного камня, подчеркивала красоту озера, причудливые изгибы скал и берега, отвесно уходящие в зеркальную гладь воды. Цвет воды в озере был непередаваемо роскошен - его можно назвать бирюзовым, голубым с оттенком благородной зелени, цветом морской волны, который бывает только на картинах... мы испытали настоящий восторг! Наверное, никакая фотография не передаст всего очарования этого места...
На фото - дорога ниткой видна в скале по правой стороне озера. Не так давно эту часть дороги расширили и теперь там без труда разъедутся 2 грузовика. А еще недавно именно вокруг озера дорога была очень узкая и опасная в непогоду.



Мы поехали по правому берегу - и не ошиблись, именно он идет вдоль всего озера. Дорога по левому берегу ведет на большую поляну, а дальше, судя по всему, только пеший маршрут. На той стороне озера виднелись крохотные машинки отдыхающих, еще более крохотные фигурки самих отдыхающих и много-много надписей на склонах - они были выложены из камней. Видимо, местный обычай, весьма трудозатратный по сравнению с надписями на стенах, столь любимых туристами, но местный способ оставлять о себе память выглядит даже, в общем-то, оригинально. Кстати, это одно из очень немногих мест, где имеется пологий спуск к воде.




Взгляд назад




Панорама. Все фотографии кликабельны, посмотрите их в полном размере - оно того стоит!




Как же нам повезло, как мы радовались тому, что погода повернулась к нам своей лучшей стороной! Как было бы обидно, кабы было наоборот, ведь мы так рассчитывали на фотографии, которыми можно будет потом поделиться!







Форма озера весьма причудлива, а береговая линия очень длинная, поэтому оценить Кезеной-Ам целиком с одной точки никак не получится - за каждым поворотом вас будет ждать новый пейзаж.

Кезеной-Ам, туризм в Чечне, Казеной-Ам, туризм на Кавказе, Чечня, Алдам Гези

Previous post Next post
Up