Если кто помнит - нас пугали страшными историями про то, как в горах Чечни пропадают люди, как их вывозят в багажниках автомобилей... Никогда бы не подумала, что стану соучастницей запихивания иностранного туриста в багажник машины в тех самых горах Чечни! Конечно, ни о каком криминале речи нет, но это стало самым забавным приключением за весь отпуск))
Подъехав к замку Алдам Гези, мы увидели стоящие белые Жигули с местными номерами, рядом трое молодых парней. Правило гор - мимо не проезжаем. Тем более, что нам и самим нужно было там остановиться, чтобы сделать фотографии. Схема традиционная - я сижу в машине, Олег идет разговаривать. У нас открыты окна, так что разговор я слышу почти целиком, хотя не сильно прислушиваюсь - голова занята видами старинного замка. Слышу, как мужчины представляются друг другу, выхватываю фразу о том, что один из них не говорит по-русски, сразу вспоминаю, как нам рассказывали о поколении войны - многие выросли, не зная русского. Помнится, я еще искренне пожалела паренька - в Чечне без русского жить можно, конечно, но это не очень комфортно. Минут через пять Олег позвал меня знакомиться: "Это Абдулла, он учитель английского языка" - сказал Олег, показывая на высокого молодого человека. "О, как это неожиданно и приятно!" - обрадовалась я. "Это тоже Абдулла, двоюродный брат Абдуллы первого" - сказал Олег, показывая на паренька ростом поменьше. "Чтобы не путаться, где какой Абдулла, младшего зовут обычно вторым именем. А это Джеймс, он по-русски не разговаривает" - сказал Олег и все заулыбались. Я еще подумала - чему тут улыбаться-то, как они дружно добавили: "Он турист из Англии!" Тут я, откровенно говоря, забыла о приличиях и вылупилась на Джеймса, еще бы, не каждый день в горах Чечни встречаешь англичанина! Конечно, я бы и раньше заметила, что он не чеченец, но разглядывать мужчин женщине не пристало - я и не разглядывала. Джеймс путешествовал по Кавказу, Абдулла-учитель был переводчиком в Чечне, а Абдулла-младший водителем. Перекинулись вопросами - мол, ну как тут, нравится? Ему нравилось! И он хотел подняться к вершине замкового комплекса, но мы его отговорили - склон был очень крутой (и как они тут жили?!), земля влажная, каменная кладка не внушала доверия - никакого цемента или иного раствора между камнями не было, все выглядело очень хрупким. Наши новые знакомые сегодня посетили соседнее ущелье и в Чеберлойский каньон собирались попасть через перевал и село Макажой, в которое мы сейчас направлялись, но не смогли преодолеть крутой подъем, поэтому сделали крюк, объехав горный массив, и заехали через Кезеной в расчете на то, что спускаться с перевала будет легче, чем подниматься. Идея проехать в соседнее ущелье была привлекательна и для нас, ведь возвращаться интереснее по новой дороге! Правда, бензина у нас было немного, но на 70-80 км можно было рассчитывать, к тому же, я все еще надеялась, что будет хоть какая-то колонка в Макажое. Двинулись в путь, договорившись встретиться в селе - у нас был слишком рваный трафик, мы часто останавливались для фотографирования, но скорость езды у нас была выше.
Очень редко встречались жилища, наверное, на все 17 км от озера до села мы увидели всего 2-3 дома. Новое бок о бок соседствовало с остатками старого - следы былого виднелись везде. Если кликнуть на фото ниже и открыть его в полном размере, будет видно - на дороге, перед развилкой, наши новые друзья на белой машине едут к селу Макажой.
А тем временем в ущелье начали вползать облака с озера. Вот только дождя нам тут и не хватало!
Подъезжаем к селу Макажой
Село оказалось очень маленьким, Абдулла сказал, что дальше еще есть два села, но в наше время живут в них только летом. Что-то типа нашего дачного поселка, только вместо огурцов тут занимаются животноводством. На въезде опять видим остатки старых зданий. Вообще, весь район усыпан средневековыми постройками и, наверное, является кладезью для археологов.
В селе упираемся в развилку, пока думаем, куда же ехать, по левой дороге навстречу уже катят наши Жигули, ребята сообщают нам, что эта ветка тупиковая, нужно ехать по правой дороге. Пропускаем их вперед. Абдулла-первый задумчиво смотрит на дорогу и высказывает мысли вслух - проедут ли они тут, не застрянут ли, все же грунт очень влажный. Опираясь на свой прошлый опыт, Олег дает отмашку - езжайте, все равно под грунтом камень, не увязнете. Дорога метров через 30 поднимается в горку и ныряет вниз. Эти 30 метров выглядят, как забетонированная дорога - очень гладкая, чуть блестящая. Как проехали наши друзья, я не видела, рассматривала окрестности, а вот мы поехали далеко не сразу: Олег сказал, что нужно подождать, когда Жигули вынырнут из лощинки и мы увидим их на следующем подъеме. Однако, их не было. И не было, и не было... Мы решили потихоньку поехать, надо же посмотреть, что там такое. Однако на первых же метрах этой дороги к горке наша машина начала очень странно себя вести - как корова на льду. Даешь руля влево - она едет прямо, возвращаешь руль - она едет влево, реакция на руль медленнее, чем во сне. Я аж дышать перестала - если мы сейчас тут застрянем, то как быть? И вдруг над горкой появились сначала машущие руки, а потом появилась и голова - Абдулла-младший бежал и махал нам руками - не езжайте, не езжайте сюда!!! Мы встали, Олег пошел посмотреть, что случилось. Он шел по этой ровной дорожке, а я с любопытством наблюдала, как при каждом шаге на его кроссовки налипала глиняная субстанция, десять шагов - и он идет враскоряку, а к каждой ноге налип приличных размеров "блин". Тогда мне это показалось ужасно смешным! Когда он вернулся, стало ясно, что предосторожность и долгое ожидание спасли не только нашу машину, но и Жигули. Оказывается, на глиняную горку наши друзья взобрались, а вот нормально спуститься по ней не смогли, машину закрутило и они намертво встали поперек дороги в самой низине - мы бы просто приехали им в бок. Вот было бы "развлечение"! Нужно было выручать ребят, но для начала нужно было отогнать наш автомобиль, чтобы освободить дорогу. Олег честно пытался оббить глину с ног, но это было просто нереально, поэтому, плюнув, сел за руль, как есть - потом отмоемся. Выезжали мы очень медленно и чудом нас самих не развернуло поперек. Тем не менее, выехали, поставили машину на безопасном расстоянии.
Олег пошел вниз, а мне порекомендовал с фотоаппаратом взобраться на горку. На мои возражения о том, что там скользко, сказал, что можно пройти по траве рядом - там нет таких проблем. Действительно, трава выглядела надежно. Я взяла его Canon и пошла. Я все еще была в тот самом "туристическом" наряде - зимняя куртка, х/б юбка до пят и резиновые шлепки на босу ногу. Розовые)) Первые шаги были успешными - трава хоть и не росла сплошным ковром, как казалось со стороны, но кочки были достаточного размера, чтобы встать на мысок и не попасть в глину. Но чем ближе к горке, тем трава была все более редкой, а кочки - все более мелкими. В глину стали попадать то мизинец, то пятка. Попав в тапок, эта гадость работала, как мыло, в итоге тапок на ноге стал проскальзывать. Поняв, что в таких условиях на горку с этой стороны дороги мне не забраться, я перешла на другую сторону - там и склон был более пологим, и кустики повыше. Тапки были в глиняном мыле уже чуть менее, чем полностью. Кустики оказались с колючками, к которым совершенно замечательно цеплялась юбка, из нее вылезали нитки и их приходилось обрывать руками, сами они никак не рвались - я оценила прочность индонезийского хлопка. В общем, к моменту, когда я забралась на эту чертову горку, у меня было полное ощущение, что обратно я не дойду никогда! Внизу наблюдалась картина еще более интересная. Пока мы отгоняли машину, Абдулла-первый надел на колеса цепи (которые, кстати, в этом мыле были бесполезны). Одну цепь сорвало и я как раз наблюдала, как ее ставили обратно - мужчины были в глине чуть ли не по уши. Потом они стали разворачивать автомобиль.
Развернули его, как на льду - практически вокруг своей оси, настолько было скользко. Машина встала ко мне мордой, ребята собрались у багажника, и я плохо видела, что там происходит. К тому же меня постоянно мучила мысль - как я отсюда спущусь, блин?! Когда стало понятно, что машина все-таки поедет, я стала спускаться. Спускаться, знаете ли, еще хуже, чем подниматься, если при подъеме тапки норовили остаться позади меня, то при спуске нога стремилась вся вылезти через открытый мысок, нога внутри скользила, как лыжа по накатанной колее. Жесть! Справа от себя я увидела ручеек - отлично, надо помыть тапки и все будет хорошо. Продравшись сквозь колючки, я поняла, что все не так-то просто, нужно куда-то надежно пристроить фотоаппарат, иначе я его утоплю либо в воде, либо в глине. В обоих случаях будет мне секир-башка... Я спрятала фотоаппарат за пазуху куртки и уселась отмывать тапки... А в это время...
Когда машину развернули и поставили мордой в правильном направлении, встал вопрос - как въехать в горку по этому мылу, если машина вообще не слушается руля. Олег, чтобы вы знали, имеет два профильных образования по конструкции и эксплуатации автомобилей (в т.ч. тракторов). Поэтому то, что было дальше, было вполне понятно для него, но не совсем понятно остальным - следовало максимально нагрузить заднюю ось Жигулей и как можно быстрее, потому что приближались тучи с озера, а если ливанет дождь, то мы все останемся куковать в этой яме.
- Открывай багажник, Абдулла, - сказал Олег. Абдулла открыл.
- Так, англичанина - в багажник, - заявил Олег
- Зачем??? - воскликнул Абдулла
- Ехать хочешь?
- Хочу.
- Тогда англичанина - в багажник
- Зачем??
- Ехать хочешь?
- Хочу!
- Тогда англичанина - в багажник
- Может быть, его на заднее сиденье?
- Ехать хочешь? Тогда - в багажник!
Поняв, что это будет бесконечно, Абдулла с несчастным видом перевел это Джеймсу. Глаза у того были, как плошки!
- Why??? (Зачем?)
- Ехать хочешь? Тогда давай, давай полезай, - торопил их Олег
Я не знаю, чего стоило Джеймсу это решение. Я надеюсь, что он не читал о смутных временах в Чечне и о том, что именно в багажнике перевозили похищенных туристов и прочих значимых личностей. А если знал, то вдвойне ему уважение, потому что в багажник он полез. Сначала ногами - Олег его остановил и показал, что лезть надо пятой точкой. Джеймс ухнулся на дно багажника весь, пригнув голову - крышка багажника мешала выпрямиться.
- Да не так же! На рамку, на рамку садись! - Олег вытащил Джеймса и усадил его на край.
- Так, Абдулла младший - в багажник! - скомандовал Олег
Младший полез без пререканий.
- Eureka! (Эврика!) - воскликнул Джеймс, обнаружив, по всей видимости, познания в конструкции заднеприводных автомобилей, и поняв, чего добивается Олег.
- Абдулла, - сказал Олег, обращаясь к старшему, - садись за руль, держи его прямо и не нажимай на газ. Вот как едет машина на передаче - так и пусть едет. Только не нажимай на газ!
- А может...
- Ехать хочешь? Тогда делай, как говорю.
И... она поехала! Как по рельсам! Без проблем въехала в горку и проехала мимо меня.
Я в это время, чертыхаясь, пыталась отмыть тапок - совершенно безуспешно, глина прилипла намертво. Именно тогда я поняла, из чего чеченцы делали кирпичи - вот из этой кошмарной липучей цементообразной глины! Когда машина ехала мимо меня, фотоаппарат был за пазухой, а руки по локоть мокрые. И я поняла, что лучший кадр этого отпуска останется только у меня в памяти! Вот этот кадр: мимо меня ехали Жигули, в багажнике сидели двое, а улыбающийся до ушей англичанин Джеймс махал мне рукой... Я запомню это на всю жизнь)))
Вскоре ко мне подошел Олег, посмотрел на мои "постирушки" и с ужасом в голосе сказал: "Господи, что ты делаешь?" Посмотрев на ручеек, я сама пришла в ужас - еще недавно кристально прозрачный, сейчас он напоминал густой суп с головастиками. Их была просто тьма, видимо, их привлекла глина, которую я смывала со шлепанцев. Хотя... в тех условиях мне было безразлично, в какой воде я ковыряюсь, пусть даже с пиявками - иначе далеко мне не уйти. Пройти там босиком для городского жителя было просто нереально. Но идти вдвоем оказалось намного легче, поэтому мы скоро добрались до автомобилей, где обнаружили еще один ручеек, и я продолжила свои постирушки. На Олега было страшно смотреть, он был в глине почти до ушей, оглядев себя, я тоже оценила степень глинистой извазюканности. Ребята выглядели не менее "достойно", на ногах у всех были "лапти", а глина, что называется, до ушей. Хотя в тот момент я за кроссовки, пусть даже и с лаптями, дорого бы дала... все-таки шлепанцы и юбка - неправильная экипировка для гор.
И тут Джеймс поразил всех! Он подошел к Олегу и, протягивая руку, на чистом русском языке, почти без акцента, сказал: "Спасибо!" Олег, пожимая ему руку, рассмеялся и сказал: "Вот как надо учить иностранцев русскому - запихать в багажник и покатать по горам"))) А я спросила Джеймса: "Ну что, есть адреналин?" Он с готовностью закивал головой и заулыбался, мол - да, еще какой адреналин!
А тут как раз подъехали грузовики - привезли лошадей на пастбище (на фото, увы, видны только уши от лошади).
Пока все мужчины разговаривали, я как раз более-менее отмыла свои тапки и уже твердо стояла на ногах.
Счастливые и довольные, мы двинулись в обратный путь. Хоть и не удался нам штурм перевала, а впечатлений от этого дня набралось огромное количество! Вечер, правда, оказался под угрозой срыва - мы были приглашены на свадьбу, а там непременно был бы знаменитый чеченский ловзар, который мне так хотелось показать Олегу, но... мы явно не успевали. Но главное, что мы помогли людям в беде, нашли новых друзей - это самый главный итог прошедшего дня. Он был прекрасен, как и сама Чеченская республика, как и ее прекрасные люди, природа и сама история!
На выезде с озера погода была уже вполне спокойная, облако почти рассеялось, и хотя перевал мы опять пересекли в условиях неважной видимости, но все-таки куда более приличной, чем 5 метров перед капотом.
К Харачою мы спускались, когда уже вечерело, а облака укутывали вершины гор.
На этот раз у нас была грязной не только машина (неприглядное зрелище для Чечни!), но и сами мы были, как чумазые туземцы островов Мумбу-Юмбу. Срочно в гостиницу, мыться, отстирываться и спать! Потому что завтра нас ждет Аргунское ущелье!
Так закончился десятый день отпуска...
Продолжение:
http://nes-i.livejournal.com/6118.htmlПредыдущая часть:
http://nes-i.livejournal.com/5489.html