Аргунское ущелье

May 12, 2014 09:13

Про знаменитое Аргунское ущелье не слышал, наверное, только глухой. Одно из самых протяженных на Кавказе, почти 120 км длиной, его название гремело в сводках как Кавказской войны XIX века, так и в сводках с чеченских войн века XX, прославившись своей неприступностью. До сих пор в ущелье сохранились старинные боевые чеченские башни, являющиеся истинным венцом мастеров-зодчих. Век XXI, вероятно, привнесет новые краски в историю ущелья, ведь именно там запланирован грандиозный проект по созданию горнолыжного курорта. Убедившись лично в способности правительства Чечни удивлять туристов архитектурными проектами, я даже не сомневаюсь, что Аргунское ущелье вскоре совершенно преобразится. Тем интереснее было увидеть его до начала масштабных изменений, поэтому одинадцатый день своего отпуска мы посвятили изучению именно этого ущелья.




Аргунское ущелье расположено в самом сердце Чечни. Это древний, исторически сложившийся торговый путь между Европой и Азией, надежная транспортная артерия в страны Закавказья. Об сторожевые башни ущелья ломали зубы войска и татаро-монголов, и Тамерлана, и многочисленных кочевников, которым так и не удалось ни разу прорваться через ущелье в Закавказье. Когда-то Аргунское ущелье называли ущельем башен, их было более 400! Но войны, землетрясения и опять войны, увы, уничтожили их почти все.
Дорога в ущелье, как и везде, была прекрасной, мы очень быстро проехали село Старые Атаги. За селом разворачивалось что-то похожее на стройку, если это новая дорога, то вверх будет уходить крутовато! А, может, это дорога для лесовозов?




Собственно, равнинная часть примерно на этом участке и заканчивалась, а дальше начиналось ущелье, образованное рекой Аргун. Дорога резко сузилась, найти место для остановки без помех другим машинам было очень сложно, поэтому фотографий немного. Появились знаки, предупреждающие о камнепадах, а потом на небольшом участке дорога и вовсе превратилась в одну полосу. Проезжают там по знаку приоритета движения. Потрясающее местечко! Правда, не хотелось бы мне там оказаться зимой в снегопад, ущелье очень глубокое, с отвесными скалами, шансов выжить (если вдруг что) - ноль.




Вот мы стоим на краю дороги, ее видно слева на фото белесой ниткой, а в конце виден знак крутого поворота. Очень, скажу вам, впечатляет!




Если не смотреть вниз, то виды, конечно, очень живописные! А вдалеке уже виднеются вершины гор, хотя до них еще ехать и ехать.




Справедливости ради стоит отметить, что крутых серпантинов на дороге мало, в общем-то, маршрут вполне способен одолеть даже не слишком опытный водитель, нужно только учитывать нюансы дорожного покрытия и правильно оценивать габариты машины. Минут через 15 мы подъехали к еще одному узкому участку.




Очень интересная геометрия скал - куски будто нарезаны гигантским ножом. Кстати, чеченский эпос содержит немало рассказов о вампалах - одноглазых великанах, которые в мифологии Древней Греции назывались циклопами. На территории Чечни и Ингушетии сохранились остатки древних строений, собранных из огромных каменных глыб. По преданиям, их строили именно вампалы.




Горы постепенно становились все ближе и ближе. Местами чувствовался сильный запах сероводорода - мы проезжали мимо источников. Местами он был даже очень-очень сильный! Но, в принципе, терпимо и, к тому же, эти участки быстро проезжались.




Где-то в районе Шатоя - блок-пост. Мы к ним уже привыкли, их немного, и сотрудники там очень корректны. Остановились, Олег открыл окно, к нему обратились по-чеченски. Олег выслушал фразу и попросил повторить по-русски, так как не понимает по-чеченски. Постовой был очень удивлен и перешел на русский. Ну вот, докатились... ассимилировались, можно сказать - несмотря на московские номера и явно русские физиономии, нас уже принимают за своих! Кстати говоря, многих чеченцев, если они чисто побреются, вы не отличите от русских или казаков. Есть масса генетических исследований, кстати, с весьма интересными выводами, но это тема для отдельного разговора.

Наконец, мы подъехали к району Ушкалой. Здесь велись дорожные работы, поэтому ехать приходилось очень аккуратно. Посреди реки торчит каменный "палец", а на нем - скульптура горного козла, если я правильно разглядела.




Ушкалой примечателен во всех смыслах - узкая живописная горная дорога....




...мечеть, приютившаяся на самом краю скалы...




... и, конечно, знаменитые сторожевые башни-близнецы, которые начинали собой мощную оборону ущелья в древности. Первый порыв - фото прямо из автомобиля.




Чуть подальше мы нашли небольшое расширение дороги, оставили машину и пошли рассматривать всю эту красоту. Мы уже так привыкли к тому, что в Чечне никто не возьмет чужого, что ушли гулять по ущелью, бросив незапертую машину с открытыми настежь окнами, со всеми гаджетами и сумками - с деньгами и документами. И даже в голову не пришло, что мы делаем что-то неправильно.




Вот так она и простояла минут 40, наверное. Движение здесь (в сравнении, конечно) довольно оживленное, я очень надеюсь, что мы не очень помешали проезжающим. Но с парковкой там не очень хорошо, нужно проехать еще дальше, вот там места много, но мы этого еще не знали.
Нам очень повезло! Дело в том, что левая башня была разрушена до основания, а правая сильно повреждена. Не так давно их восстановили и, действительно, можно по праву сказать - это туристическая жемчужина, ведь башни были построены в XI-XII веках! Правда, у башен нет крыши, но не факт, что крыша была в оригинале - башни как будто встроены внутрь скалы. У них три стены, четвертой служат скалы.




Еще одно большое везение - прочный пешеходный мост, которого тоже не было еще года три назад. По нему легко можно перебраться на другой берег, а вот без него это просто немыслимо. На фото: дорога справа, башни по левую сторону моста.




В древности дорога в этом месте проходила по правому берегу Аргуна. Недалеко от башен был деревянный навесной мост, который при необходимости можно было поднять и убрать. Рядом с ним существовал каменный арочный мост, построенный без применения каких-либо других материалов, кроме камня. Стража, которая находилась в башне, контролировала дорогу и мост, и брала пошлину с проезжающих торговых людей в виде пороха, свинца, шерсти, сукна или овец.




Условия у стражи были, конечно, суровые, но зато система обороны работала, как часы.
Если пройтись по берегу, то можно опять увидеть фигурку козлика, только с другой стороны




Примерно где-то в этом месте дорога (там, наверху) очень узкая, две легковушки разъезжаются впритирку, а вот с грузовиком разъехаться уже нерельно.




В общем, по всем параметрам место уникальное и подлежит осмотру - рекомендую! Хотя работы в том районе явно ведутся масштабные, возможно, такой экзотики скоро уже и не увидеть... Вот тут что-то сильно напоминающее строительство то ли моста, то ли и вовсе тоннеля.




Дальше ущелье расширилось в долину, дорога была прекрасной и никаких проблем уже не возникало.




Ну если не считать проблемой, к примеру, вот такое "препятствие" на дороге.




Итум-Кале оказался небольшим и очень аккуратным селом. В школе как раз закончились уроки у младших классов и стайки детей расходились по домам. Мальчики были в костюмчиках, а девочки, как на картинке - в белых колготах, красивых платьях и с огромными бантами в волосах. Мы уже не раз замечали, как трепетно чеченцы относятся к детям - все они очень аккуратно одеты. Как им удается сохранять опрятный вид, вольготно бегая по окрестностям - загадка.




Была в селе и больничка, и несколько карет скорой помощи при ней - все выглядело очень прилично, я от всей души порадовалась! Вообще, в республике мы видели очень много медицинских учреждений, а так как эта тема для меня родная, я откладывала все это в памяти: и больницы, и реабилитационные центры, и поликлиники, и (о, чудо!) детские лечебные учреждения семейного типа - там детишки могут лечиться, находясь вместе с мамой, и мама при этом не на птичьих правах и не спит под кроватью или на стульчиках!




Дорога уперлась в развилку. Направо - город мертвых Цой-Педе, перевал Медвежий Крест и граница с Грузией, налево - Ведучи, Тазбичи и Шарой. А почти на самой развилке - небольшой средневековый замок Пакоч (фото заимствовано у serge_novikov) В замке расположен прекрасный, как нам сказали, краеведческий музей, но по понедельникам с осмотром музеев вечная проблема...





На развилке мы поехали налево. Почти сразу за замком еще одна развилка: направо дорога на Ведучи, те самые, где будет горнолыжный курорт, а прямо - Тазбичи. Мы отправились в Тазбичи - и не ошиблись.




На фото отчетливо видны следы реставрации старинной чеченской башни. Конечно, развалины тоже имеют право на жизнь, ведь, к примеру, итальянцы гордятся своим полуразрушенным Колизеем, но мне милее, все-таки, восстановленная архитектура, как-то вот приятнее глазу. Вообще, каменные башни, сохранившиеся сегодня над террасами горных селений и в стратегически важных точках ущелий - своеобразная “визитная карточка” горной Чечни. По одному из мнений - это наследие древней Кобанской культуры зодчества. Время их сооружения XII-XVIII века. Строители были опытными инженерами: при большой высоте башни сохраняли устойчивость и прочность, несмотря на отсутствие фундамента. Зодчие почитались и хорошо оплачивались. Ценилось их искусство и в соседних районах Кавказа, куда их приглашали работать. Есть три вида башен: жилые, сторожевые и боевые. Жилые имели 2-3 яруса, плоскую кровлю и арочные проемы. Сторожевые башни ставились на входе и выходе из ущелья. Боевые - в 4-5 ярусов - достигали порой высоту до 30 метров. Боевые башни венчались бойницами и пирамидально-ступенчатой крышей. Башни стояли так, чтобы с парапета одной башни можно было увидеть свет костра в окне ближайшей. Таким образом чеченцы передавали сигнал о военной опасности, и за очень короткое время по всей Чечне узнавали о приближении врага. Башни строили не только в горах, но и на равнине. В исторических документах упоминаются башни в районе Ханкальского ущелья, недалеко от Грозного, и даже на правобережье реки Терек.
Немного проехав вперед, мы увидели еще одну башню! А на той стороне ущелья - еще одну! Расстояния между ними, действительно, были очень небольшими, чем и достигалась быстрая и четкая коммуникация..










Вот тут, действительно, ощущаешь прикосновение к истории! Удивительные постройки!

А дорога тем временем превратилась в настоящий серпантин. Хорошо, что было относительно сухо, потому что асфальта на дороге не было. Подъем был крутой, а высота приближалась к 2 км! Эта дорога из Итум-Кале в Шарой, оказывается, самая высокогорная в Чечне. Виды сменяли друг друга на каждом витке.




На фото ниже как раз виден участок дороги с одним из витков серпантина.




Что тут говорить... это нужно было видеть, этим нужно было дышать! Это было фантастически красиво!










Вот где-то там, на той стороне, и есть Ведучи. Если открыть фотографию ниже полностью и присмотреться, чуть левее центра можно увидеть домики - это и есть будущий горнолыжный центр. Удивительное место. Но со стороны Тазбичи вид самый красивый!




Панорама Кавказского хребта













Помню, для себя я отметила - тут самые горластые коровы. И не менее горластые лягушки)) Да, там еще и озерцо было, на удивление!




Периодически делали остановки - давали остыть вариатору, все-таки нагрузки были нешуточные.




А вот и точка, до которой мы дошли. Отсюда дорога резко уходила влево, в предгорья, в сторону Шароя. В принципе, чисто теоретически, по ней можно было через предгорья доехать через Шарой до Шатоя и выйти на трассу в сторону Грозного, но у нас было два нерешенных вопроса. Во-первых, мы хотели проехать в сторону перевала Медвежий Крест, сколько сможем, пока не наткнемся на погранзаставу. А во-вторых, мы были очень-очень голодные. Дело в том, что мы не взяли с собой лаваш, а по дороге все продавцы магазинов, в которые мы заезжали, разводили руками - выпечки еще нет, будет через час. А в Итум-Кале магазины мы просто проехали, увлеченные туристическим порывом. Удивительное дело, но вся взятая с собою еда оказалась бесполезна без хлеба. Ну вот сколько ее ни съешь - бесполезно, не наедаешься! О, как я оценила тогда, что хлеб - всему голова! Помню, сказала - отдам пол-царства за лепешку лаваша! Была даже мысль постучаться в ближайший дом, но все дома остались далеко позади, а от них уже и до магазина почти рукой подать - неудобно перед хозяевами будет. В общем, именно тут мы разверулись и поехали обратно.




Спуск у нас прошел быстро и без проблем. Хотя, конечно, не без фотографий!




Никогда не забуду, как меня удивили маленькие телята - они носились по поляне и играли, как щенки! Ну, буквально - никакой разницы! Мамочки лишь снисходительно наблюдали за этими игрищами.




Еще один взгляд на прекрасную башню




В Тазбичи встречаем идущую навстречу стайку школьниц - девочки в нарядных платьицах и с бантами идут из Итум-Кале домой. Идти, по моим прикидкам, не меньше 3-4 км, но как идти! Домой - все время в крутую гору, в школу - под гору. В любое время года! И когда ливень, и когда сплошной лед. Ох, я в тот момент прониклась тяготами сельской школьной жизни...
До Итум-Кале добрались быстро, возле развилки обнаружили кафе - ура! В кафе нам щедро упаковали "с собой" мяса, овощей, зелени и, конечно, свежайшего лаваша. Жить будем! Отобедать решили, как обычно, "с видом", для чего рванули в сторону Медвежьего Креста. Только вот не тут-то было. Пограничная застава была аккурат через пару километров после села. Всё, приехали - без пропуска дальше хода нет. Ну что ж, значит,так тому и быть - обедаем с видом на Итум-Кале!




Приятно видеть, что и в глубинке республики жизнь кипит, работают предприятия и люди заняты.




За перевалом - Грузия.




Уже перед выездом увидели пасущихся на взгорье коней. Пришлось лезть наверх с фотоаппаратом, чтобы не упустить такую красоту))




То, что я заболела, я поняла еще наверху, в горах. Но то, что я заболела нешуточно, я поняла только сейчас. Выезд из Москвы с недолеченным бронхитом, да купание тапок в холодных ручьях Чеберлойского каньона даром не прошли. Голова стала чугунной, горло разболелось - мне срочно нужно было в кровать и лечиться, лечиться, если мы не хотим задержаться в Чечне еще недельки на три. Нет, мы-то, конечно, с радостью! Да вот только работодатели не поймут... И мы стартовали в Грозный.
Но ущелье не отпустило нас просто так - возле Ушкалойских башен-близнецов дорога оказалась перекрыта: дорожные работы, стоп-машина, ходу дальше нет.




Для горцев, видимо, никаких проблем это не составляет, никто не волновался, вперед особо тоже не лезли, просто спокойно ждали - женщины в машинах, мужчины кучковались рядом. Когда разрешили движение, Олег был где-то позади колонны, фотографировал долину.




Ехать в хвосте колонны по всему ущелью мне не хотелось, пришлось подсуетиться и пересесть за руль. Олег догнал меня уже почти у дороги.
Помните то узкое место напротив башен, где с грузовиком не разъехаться?




Там сейчас шли легковушки - и с нашей стороны, и встречка. Разъезжались впритирку, обрыв был у нас справа, поэтому я внимания на него обращала постольку поскольку, следя за тем, чтобы нормально разъехаться со встречными машинами и не снести боковое зеркало. А вот Олегу было "весело", наверное, потому что он кричал мне: "Да снеси ты это зеркало, фиг с ним, только прими левее, ты ж меня сейчас уронишь!" Ну да, края дороги он и не видел, зато прекрасно лицезрел вертикальный обрыв и беснующуюся где-то там, внизу, реку... Адреналин!))
Тем не менее, очень скоро температура у меня таки подскочила до неприличных цифр, голова превратилась в чугунный шар, а я пересела на место пассажира. До Грозного доехала в состоянии овоща. Да, день грозил закончиться неожиданно негативно, но мы все-таки немного исправили эту ситуацию: Олег поехал на фотосессию Грозного, которую я покажу в следующем рассказе, а я, удобно плюхнувшись в подушки и наглотавшись таблеток, целый час рассказывала Рахиму, как мы съездили на Кезеной. А потом наслаждалась документальными фильмами на местном чеченском канале - очень интересные, про историю, быт и традиции, жаль, у нас их не показывают. Настроение было чудесное и вечер закончился на позитивной ноте - я надеялась, что всё обойдётся.

Предыдущая часть: http://nes-i.livejournal.com/5695.html
Продолжение: http://nes-i.livejournal.com/6644.html

Ушкалой, туризм на Кавказе, Чечня, чеченские башни, Тазбичи, туризм в Чечне, Ведучи, Итум-Кале, Аргунское ущелье

Previous post Next post
Up