Объединенная Европа. Ч.17. Париж. Музей д’Орсе

Feb 12, 2010 21:31


31 декабря 2009 г.

Вот мы и добрались до Парижа. В 2008 году в силу насыщенной экскурсионной программы и дождливой погоды Париж промелькнул перед нашими глазами как призрак. Ничего толком не видели, а то, что увидели, особо не запало в душу. Скажу честно, мне тогда не понравился Париж. Интересно, как у кого-то возникает любовь к Парижу с первого взгляда?



В этот раз было решено, несмотря на всю заявленную в первой части программу, посвятить 3 дня самостоятельному изучению Парижа. И первым местом, которое мы должны были посетить, стал музей д’Орсе. Почему именно он, а не Лувр, например? Потому что люблю творчество импрессионистов, потому что люблю архитектуру вокзалов с их огромными пространствами… Да много еще почему, но не обо всём сразу.

Для начала немного истории музея, вокзала, да и вообще места, где расположилось это здание.

Начиная с XVI века, в Париже вдоль реки Сены располагались самые красивые фасады, самые величественные здания, такие как Дворец правосудия, дворцы Лувр и Тюильри, дворец Академии наук. На месте современного музея д’Орсе в начале XVII века находилось имение Маргариты Наварской, знаменитой королевы Марго. Затем здесь по очереди сооружались сначала казарма мушкетеров, затем различные особняки аристократов. В 1810 г. по приказу Наполеона здесь было построено новое Министерство иностранных дел. Наконец, переданный Счетной палате и государственному совету, в 1871 г., во время Коммуны, этот дворец был сожжен. На протяжении более 25 лет здесь был пустырь с руинами былого дворца.

Наконец, железнодорожной компании Париж-Орлеан удалось приобрести этот участок, занимавший столь престижное место, под строительство вокзала. Осознавая, что такое здание утилитарного назначения, как вокзал, будет находиться красивых берегах Сены, компания решает провести конкурс на лучший проект нового вокзала. В итоге был выбран проект Виктора Лалу. Первый его проект был прият в декабре 1897 года, а затем улучшен и завершен в следующем году.



Виктор Лалу. Проект вокзала для Орлеанской компании, набередная д'Орсе. Рисунок, 1898

Строительство велось быстрыми темпами, поскольку «вокзал на набережной д’Орсе», как его называли в то время, должен быть готов к торжественному открытию всемирной выставке 1900 г.



Вид с угла на два фасада, выодящих на набережную д'Орсе и улицу Бельшас, 18 февраля 1900 г.

Особенность вокзала заключалась в том, что весь его металлический остов был скрыт. «Только камень, - заявлял Лалу, - должен быть на виду у вокзала, который предстоит построить, только каменное сооружение сможет заменить Счетную палату и находиться напротив Тюильри». На набережной ритм задается широкими каменными аркадами, разделенными пилястрами. На высокой, покрытой шифером кровле выделяются три статуи, символизирующие большие города: Нант, которой скульптор придал черты мадам Лалу, Тулузу с ее лирой и Бордо с его виноградными гроздьями.



Вокзал д'Орсе около 1900 г.





Два боковых павильона украшают гигантские башенные часы.



В соответствии с планом строительства на улице Бельшас Виктор Лалу построил роскошный отель, предназначенный для приема пассажиров, Дворец д’Орсе. Построенный в не менее помпезном стиле, он украшается фонарями. На площади гигантский навес-маркиза должен был урывать путешественников от непогоды.



Вид вокзала с его козырьком-маркизой, около 1910 г.




 

Слева: Путешественники перед вокзалом д'Орсе, около 1900 г.
Справа: Вид большой столовой Дворца д'Орсе, около 1900 г.

Внутри вокзала оригинальная металлическая конструкция, накрывающая железнодорожные пути, была полностью покрыта кессонами под мрамор. Существование этого огромного белоснежного свода стало возможно благодаря отсутствию дыма, поскольку поезда работали только на электроэнергии.


 

Слева: Вид интерьера вокзала с железнодорожными путями, 5 августа 1900 г.
Справа: Интерьер вокзала д'Орсе, около 1902-1903 гг.

Таким образом, вокзал вмещал не только 16 платформ, но также рестораны и отель на 400 номеров.

С 1939 года вокзал был заброшен и переживал период длительного упадка, грозящего ему сносом в 1971 году. К счастью, этого не произошло, и во время пребывания Жоржа Помпиду на посту президента появилась идея преобразовать вокзал в музей. В 1978 г. сооружение получило статус исторического памятника. Преемник Помпиду, Жискар д'Эстен начал процесс реконструкции вокзала и преобразования его в музей XIX века, предназначенного быть переходным между Лувром и Государственным музеем современного искусства. Подряд на проведение работ получило агентство АСТ (П. Кольбок, Р. Бардон, Ж.-Ф. Филиппон). Основа концепции проекта этого агентства была такова: "Сделать не музей в вокзале, а музей из вокзала". Для того, чтобы использовать большой сводчатый зал длиной 138 м, маршрут осмотра музея был организован в соответствии с горизонтальной осью музея. В 1980 году итальянскому архитектору Гае Ауленти был поручен комплекс внутренней отделки. Она создала выставочные помещения в центральной части большого зала. Облицованные бургундским камнем массивные блоки, в отличие от проходных помещений, предназначены для укрепления конструкции музея. Для широкой публики музей был открыт в декабре 1986 года.



Музей открывается в 9.30. Мы добрались до него где-то без десяти десять. Народу был много, несмотря на то, что моросил дождь. В общем, простояли в очереди целый час. А народ всё прибывал и прибывал, конца очереди уже не было видно. Приди мы немного позже, стояли бы в очереди значительно дольше… Оценив эту ситуацию, решили купить «музейную карту» на 4 дня, дающую право на посещение определенных музеев, минуя длиннющие очереди в кассу. О том насколько она помогла нам в дальнейшем напишу позже.



Оказалось, что в д’Орсе очень маленький гардероб и место в нем уже давно закончилось, поэтому все ходят по экспозиции в верхней одежде. Меня это поразило. На улице дождь, одежда у всех влажная, если не сказать, мокрая. Неужели это никак не вредит произведениям искусства? Не думаю…

Конечно, стоит обратить внимание на интерьеры, частично сохранившиеся со времен вокзала.


 

Внимание привлекают красивейшие часы - один из основных сохранившихся признаков вокзала.



Сохранились и интерьеры отеля и ресторанов.


 

Поскольку скульптуру я не очень люблю, остановлю свое внимание на живописи и прежде всего импрессионистов. Большинство картин в музее знакомые, поскольку в ГМИИ им. Пушкина когда-то проходила выставка работ Клода Моне, а 2006 году в Третьяковской галереи - выставка музея д’Орсе. А те картины, которые не были представлены на выставках, видела раньше в альбомах. Удивительно, но у нас в университетской библиотеке больше всего было книг по искусству, а среди них лидирующее место занимали альбомы импрессионистов.

Сфотографировала некоторые менее известные работы из известных (для проcмотра в большем размере необходимо кликнуть на фото)…


 

Слева: Клод Моне " Разгрузчики угля", 1875
Справа: Клод Моне " Поля тюльпанов в Голландии ", 1886


 

Слева: Эдгар Дега «Голубые танцовщицы», около 1890
Справа: Эдуард Мане «На пляже», 1873


 

Слева: Анри Фантен-Латур «Цветы и фрукты», 1865
Справа: Эдгар Дега " Дома на берегу моря ", 1869


 

Слева: Клод Моне "Ледоход ", 1880
Справа: Эмиль Леви «Девушка в красном платье на фоне цветов»,1887


 

Слева: Пьер Огюст Ренуар «Молодая женщина в вуалетке», около 1870
Справа: Тулуз-Лотрек «Женский профиль», 1896


 

Слева: Камиль Писсаро "Moret, le canal du Loing", 1902
Справа: Альфред Сислей "Канал Святой Мартен ", 1872


 

Слева: Альфред Сислей "Le brouillard, Voisins", 1874
Справа: Клод Моне "Натюрморт: большой кусок мяса ", 1864


 

Слева: Люсьен Леви-Дхюрмэ " Небольшая бухта ", 1936
Справа: Люсьен Леви-Дхюрмэ "Meduse ", 1897

Хорошо представлен в музее пуантилист Поль Синьяк. Помню, как когда-то меня очаровала его сосна в ГМИИ. С тех пор безумно нравится его стиль.


 

Слева: Поль Синьяк «Вход в порт Ла-Рошель», 1921
Справа: Поль Синьяк  «Красный буй», 1895



Поль Синьяк «Замок Пап», 1900

По-новому взглянула на Эдуарда Мане, раньше особых чувств не вызывали его работы. А тут, словно глаза открылись: как у него особый цвет, тонкая передача света. Известные картины, такие как «Олимпия», «Завтрак на траве», «Балкон», предстали в ином свете. Акцент на слове «свет», поскольку никакая полиграфия не передает этого особого света.


 

Слева: Эдуар Мане «Балкон», 1868-1869
Справа: Клод Моне "Мадам Луи Жоаким Годибэ ", 1868

Многие известные по альбомам картины предстали в неожиданном размере. Несмотря на то что в книгах часто указывают размер холста, далеко не всегда верно представляешь размер полотна.

Еще о цвете стен в музее: они во всех залах разные: синие, коричневые, оливковые, брусничные, фиолетовые и т.д. И как интересно картины вписываются в этот цвет: то контрастируют, то дополняют друг друга. А ведь когда мы смотрим на картины, окружающие их цвета тоже воздействуют на наше зрение. И в результате синтеза этих зрительных впечатлений у нас возникает образ картины. По большей части в д’Орсе это сделано очень удачно.


 

Слева: Джеймс Тиссот "Вечер", 1878
Справа: Камиль Коро "Le catalpa, souvenirs de Ville-d'Avray", 1869

Еще стоит отметить экспозицию посвященную Опере Гранье: здесь и макет театра в разрезе, и макет конструкции сцены и смены декораций, и эскизы и макеты декораций к определенным спектаклям.




 

Тут же под стеклянным полом макет города. Так что у всех есть возможность взглянуть на Париж глазами птицы.



Но что особенно поразило и впечатлило это коллекция мебели, выполненной в стиле Ар Нуво. Коллекция потрясающая, удивляюсь, почему в книгах, посвященных музею д’Орсе, о ней практически нет информации и фотографий…

Поскольку эта тема меня так задела, то следующий пост полностью посвящу этой прекрасной экспозиции...

путешествия, dsbw, Франция, Париж, Европа

Previous post Next post
Up