Объединенная Европа. Ч.18. Музей д’Орсе. Мебель в стиле модерн

Feb 15, 2010 14:18


31 декабря 2009 г.

В предыдущей части своего рассказа я уже написала об истории музея д’Орсе и коллекции картин импрессионистов. Сегодня разговор пойдет о мебели, мебели в стиле модерн (ар нуво). Хотя это будет не столько разговор, сколько парад картинок. Еще хотела бы заметить, что на экспозиции была представлена не только мебель, но и другие предметы декоративно-прикладного искусства.



1. Александр Шарпантье, Александр Биго, фирма Ш.Е. и Л. Фонтен.
Деревянная обшивка стен столовой, между 1900 и 1901

Появившееся в конце XIX века, Новое искусство поставило перед собой цель «отразить жизнь» и изобретает для этого стиль, который берет за образец непосредственно природные формы, отличающиеся большим разнообразием и динамизмом.

Так, в столовой, сконструированной Александром Шарпантье около 1900 года, причудливой формы лианы дают проявиться во всей красе панелям, выполненным в неоклассическом стиле.



2. Александр Шарпантье, Александр Биго, фирма Ш.Е. и Л. Фонтен.
Деревянная обшивка стен столовой, между 1900 и 1901

3.
  4.

3, 4. Александр Шарпантье, Александр Биго, фирма Ш.Е. и Л. Фонтен.
Деревянная обшивка стен столовой, между 1900 и 1901

Интересно, что этот декор был создан для банкира Адриена Бенара, застройщика метрополитена, человека, который поручил Гектору Гимару дизайн входа в парижские станции метро.
Гимар называл себя представителем "художественной архитектуры" и демонстрировал явную склонность к растительным орнаментам, о чем свидетельствуют литые орнаменты, представленные в музее.



5. Гектор Гимар, Литейные цеха Saint-Dizier
Центральная панель большого балкона, между 1905 и 1907, чугун.

Этот балкон из чугуна был спроектирован Гектором Гимаром для комплекса доходных домов на rue de La Fontaine в 16-ом районе Парижа."Когда я вижу дом, или когда я проектирую предмет мебели, я думаю о зрелище, которое мы предлагаем людям," - говорил Гимар. Действительно, для украшения балкона Гимар использует словарь натуралиста, характерный для ар нуво, вдохновленного жизнью растений. Обработка здесь является абстрактной и символической: переплетение линий, переводящих в извилистые стебли вьющихся растений, в центре которых цветок.

6.
  7.

6. Гектор Гимар, Литейные цеха Saint-Dizier. Мотив большого балкона, между 1905 и 1907, чугун.
7. Гектор Гимар. Меблировка под камин, 1897



8. Гектор Гимар. Диванчик для курительной комнаты, 1897.

Главный принцип ар нуво - единство архитектуры, мебели и оформления. Декоративный предмет или мебель не должны быть изолированными, а должны быть органично интегрированы в общий стиль дома. Гимар применяет этот принцип в одном из своих главных строений, в небольшом замке Béranger в 16-ом округе в Париже, для которого он проектирует всю мебель. Так же в этой работе Гимар не забывает и о растительных формах, что можно заметить, глядя на диванчик для курительной комнаты.



9. Гектор Гимар. Двухстворчатая дверь для витрины магазина Coutolleau в Анже, 1897.
Гюстав Серрюрье-Бови. Ширма из трех панелей, 1899.
Виктор Орта, Генри Пельзенеэ. Обеденный стол, стулья, буфет, между 1902 и 1904.
Виктор Орта. Дверь с витражами, между 1902 и 1904.

10.
  11.

10. Гюстав Серрюрье-Бови. Стул, кресло «Палата ремесел», 1895.
Виктор Орта. Дверь с витражами, между 1902 и 1904.
11. Виктор Орта. Дверь с витражами, между 1902 и 1904.
Гюстав Серрюрье-Бови. Стул для столовой «Резеда», между 1905 и 1908

12.
  13.

12, 13. Поль Амес. Табурет, 1905.
Поль Анкар. Обеденный стол, 1898.
Поль Анкар. Дверь трехстворчатая, 1897.
Поль Амес. Настенная этажерка с зеркалом, 1905.



14. Анри Ван де Вельде. Дамский письменный стол, 1897



15. Гюстав Серрюрье-Бови. Мебель для спальни: кровать и большое наклонное зеркало, 1899.
Гюстав Серрюрье-Бови. Стол, 1899

16.
  17.

17. Гюстав Серрюрье-Бови. Мебель для спальни: туалетный столик с зеркалом, 1899.
Анри Ван де Вельде. Стул, 1896

18.
  19.

18. Эмиль Галле. Рама с зеркалом, простенком и консолью, между 1898 и 1900.
Эмиль Галле. Бюро: «Лотарингский лес», 1900.
Эмиль Галле. Стул, 1902.
Луи Мажорель. Кресло, между 1898 и 1899.
19. Эмиль Галле. Стул, 1902



20. Эмиль Галле. Проект столовой, между 1863 и 1930. Акварель

21.
  22.

21. Франсуа Рюпер Карабин. Фонтан-умывальник, 1898.
22. Фернанд Тесмар, Севрская фабрика. Ваза «Дикий виноград и бабочки», 1893

Франсуа Рюпер Карабин обучался как скульптор, но также изготавливал предметы к декоративного искусства. Он произвел приблизительно двадцать предметов мебели, между 1890 и 1904, в которых ощущалось, что он прежде всего скульптор. Его работы особенно интересны из-за своих обнаженных женских фигур, которые выполняют практическую или декоративную функции. Этот фонтан несет отпечаток мечтательности. Вода, бьющая струей от козлиной шкуры, на которую надавливает обнаженная нимфа, собирается в раковине. Раковины представляет водоем, край которого украшен кувшинками, являющиеся держателями для мыла.



23. Луи Мажорель. Кресло, между 1902 и 1903.
Луи Мажорель. Светильники, между 1903 и 1904.
Луи Мажорель. Стол, 1898.
Луи Мажорель. Библиотека «Орхидеи», между 1905 и 1909



24. Луи Мажорель.Проект мебели для кабинета, между 1859 и 1926.
Перо и черная краска, раскрашивание акварелью, акварель и гуашь



25.  Луи Мажорель. Кресло, между 1902 и 1903
Луи Мажорель. Ночной столик «Кувшинки», между 1905 и 1909
Эжен Вален. Мебель для спальни: кровать, 1900

26.
  27.

26, 27. Франсуа-Рюпер Карабин, Альбер Габриэль Серва. Библиотека, 1890

Также нам удалось побывать на интересной выставке «Art Nouveau Revival. 1900. 1933. 1966. 1974» (Возрождение модерна), проходящей в это время в музее д’Орсе. Интересно было посмотреть как принципы, заявленные модерном, находили свое отражение в последующие годы, развивались и интерпретировались представителями таких направлений как «органический дизайн», «психоделизм», «натурализм» и т.п.

К сожалению, фотосъемка на выставке была запрещена, но для общего ознакомления приведу сканы из путеводителя по выставке:


 












Продолжение следует...

Первая часть рассказа о музее д'Орсе.

Источники:
1. Сайт музея д'Орсе.
2. Музей д'Орсе. Шедевры исксства XIX века. - Париж, 2004.

путешествия, dsbw, Франция, модерн, Париж, Европа

Previous post Next post
Up