Сверхпостмодернизм как путь в светлое будущее

May 06, 2010 16:14

Снимают продолжение "Человека с бульвара Капуцинов". Снимают продолжение "Служебного романа" (причем почему-то в Дубае). Сняли продолжения к "Иронии судьбы", приквел к "Семнадцати мгновениям весны" и много чего еще. Вовсю миксуют на новый лад старые песни. Сиквелизация культуры идет полным ходом.

Можно сказать, что российское кино попало в сети дурной голливудщины. Действительно, продолжения обычно куда хуже оригинала, а тяга к сиквелам напрямую (и, как всегда у нас, максимально тупым образом) содрана с американского кинематографа.
Можно сказать, что это попытка интеграции двух разных культурных пластов - советского и новорусского, попытка вписать 70 лет советской истории в рождающуюся новую национальную идентичность. Действительно, продолжения не просто хуже оригинала, но разительно отличаются от него по стилю. Посмотрите подряд 4 части "Рэмбо", или всю эпопею "Звездных войн" - никакого удивления не возникнет, продолжения более-менее органично связаны между собой. А потом посмотрите подряд обе части "Иронии судьбы". Ощущение их неестественной несовместимости друг с другом гарантировано (вне зависимости от качества этих фильмов).

Куда интереснее посмотреть на этот процесс с более общих позиций. На самом деле это лишь отечественные симптомы явления общемирового масштаба - тотальной сверхпостмодернизации культуры (не знаю, как еще назвать это явление). Хотите другие симптомы - пожалуйста. Дэн Браун как замена Умберто Эко. Повальная тяга к сиквелам и римейкам (вызванная не столько скудостью мысли голливудских сценаристов, сколько начинающимся исчерпанием возможных сюжетов). Дикая (во всех смыслах) и неожиданная популярность Эдуарда Хиля у западной интернет-аудитории. Фильм "Первый отряд" - первое в мире зомби-аниме про Великую Отечественную войну. Экспонаты в музеях, которые принимают за часть интерьера, и наоборот. "Металлика" (и "Ария" - наши и тут собезъянничали), поющие с симфоническим оркестром. Клиническая смерть такого вида искусства как живопись (кризис идей там наступил раньше всего). Фильмы в формате 3D (вещь страшно дорогая в производстве и абсолютно пустая содержательно). Стремительное устаревание вещей и идей (кто сейчас помнит про Масяню? кто сейчас пользуется одним мобильником дольше, чем 3 года?). Кратное ускорение эволюции языка (мемы и жаргонизмы в интернете появляются, исчезают и мутируют с такой скоростью, что все лингвисты скоро должны сойти с ума). Тысячи их!!! (с) А самое интересное - это абсолютно никого не волнует. Это тоже симптом.

Сверхбыстрое развитие средств обмена информацией вкупе с общей глобализацией культурных смыслов (= обобщением частных смыслов, главным образом западных, на все человечество) приводят к тому, что любая мысль, жест или символ будут непременно и с ужасающей скорость обсуждены, доказаны, опровергнуты и обстебаны со всех возможных точек зрения - и все это в прямом эфире и в течение какой-нибудь пары месяцев. Культурные процессы, тянувшиеся десятилетиями, сейчас происходят практически мгновенно. В этом плане "классический" постмодерн, представляющий собой чистые игры с формой в ущерб содержанию - мелочь. Не более, чем одно из тысяч других существующих ныне культурных течений (многие из них возникают и исчезают с такой скоростью, что даже не успевают обзавестись собственным названием). Постмодернизма не стоит бояться. Бояться стоит другого.
Человечество в целом вплотную приблизилось к исчерпанию культурных смыслов. "Все, что можно придумать, либо уже было придумано до нас, либо происходит на самом деле" (с) Стругацкие. Островки мощных национальных культур, сопротивляющиеся этому процессу, все быстрее размываются информационной глобализацией. Да, западная (пока доминирующая) культура еще не полностью интегрировалась с восточной. При всего лишь сохранении нынешних темпов порождения и изменения культурных смыслов на эту (считавшуюся еще 20-30 лет назад практически невыполнимой) глобальную задачу, возможно, потребуется лет десять. Возможно, при этом доминирование перейдет к востоку (в зависимости от геополитического контекста). Это уже не важно. Это только оттянет неизбежное торжество тотального эклектизма. Существующая мощнейшая масс-культура, уже почти подменившая собой культуру традиционную, приводит к тому, что смыслы не только размываются, но и упрощаются, что, в свою очередь, ускоряет их дальнейшее перемешивание. Скоро настанет время, когда создать что-то новое будет практически невозможно. Культура застынет в состоянии динамического хаоса - глобального по количеству элементов, но абсолютно бессмысленного, потому что на любой культурный объект в нем непременно найдется и антитеза (далеко не одна), и все промежуточные точки зрения, и критика всех этих смыслов, и критика критики... Получается игра в бисер наоборот, причем в онлайн-варианте. Зачем придумывать изящные логические связи между различными явлениями и вещами, если все давно уже и так знают - такие связи непременно есть. Причем любой степени сложности. Просто по определению, потому что в культуре уже есть всё. Придумывать ничего не надо. Надо только загрузить Google.

А дальше - остановка культурного развития. Масс-культура, пожирающая, как Уроборос, самое себя. Новое средневековье.

мысли, статьи

Previous post Next post
Up