Общественно-экономические формации. Часть 2

Jul 21, 2016 10:23



Первая часть

Еще необходимые пояснения (и уяснение самому себе).

1. Предмет политэкономии

Вот схема Марксова анализа двойственного характера труда (см. главы 1 работ К.Маркса «К критике политической экономии» и «Капитал»):



Схема 1. Двойственный характер труда по Марксу

Маркс установил, что один и тот же человеческий труд имеет 2 стороны:

- качественная сторона труда, которую Маркс назвал «конкретный труд», проявляется в многообразии различных профессий и соответствующих этим профессиям различных натуральных формах продуктов труда: один вид конкретного труда отличается от всех других, в натуральной форме один продукт труда отличается от всех других продуктов труда; труд столяра отличается от труда врача, натуральная форма продукта труда «мебель» отличается от натуральной формы продукта труда «услуга медицинского осмотра»,

- количественная сторона труда, которую Маркс назвал «абстрактно-всеобщий труд» (он же «простой труд», он же «совокупный труд», он же «производительная затрата человеческих мышц, нервов, мозга»), одинакова для всех разных видов конкретного труда, одинакова для всех самых различных продуктов труда: разные виды конкретного труда «труд столяра» и «труд врача» одинаково требуют затраты какого-то количества этого простого труда; разные в натуральной форме продукты труда «мебель» и «услуга медицинского осмотра» содержат какие-то количества этого простого труда.

Политическая экономия изучает не конкретные продукты труда (самые разнообразные «вещи» или «деятельности-услуги»), и не виды конкретного труда (самые разнообразные профессии). Это для политэкономии внешние предметы, привходящие:

«Потребительные стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины - товароведения. Потребительная стоимость осуществляется лишь в пользовании или потреблении. Потребительные стоимости образуют вещественное содержание богатства, какова бы ни была его общественная форма»
- К.Маркс, Капитал, К.Маркс и Ф.Энгельс, соч., 2-е изд., т.23, с.44.

Политическая экономия изучает общественные формы производства: общественные формы, которые принимает труд как количество и движение этих количеств труда в этих формах.

«...для соответствующих различным массам потребностей масс продуктов требуются различные и количественно определенные массы общественного совокупного труда. Очевидно само собой, что эта необходимость распределения общественного труда в определённых пропорциях никоим образом не может быть уничтожена определенной формой общественного производства, - измениться может лишь форма ее проявления. Законы природы вообще не могут быть уничтожены. Измениться, в зависимости от исторически различных состояний общества, может лишь форма, в которой эти законы прокладывают себе путь. А форма, в которой прокладывает себе путь это пропорциональное распределение труда, при том состоянии общества, когда связь общественного труда существует в виде частного обмена индивидуальных продуктов труда, - эта форма и есть меновая стоимость этих продуктов»
- К.Маркс, Письмо Л.Кугельману, 11 июля 1868 г., К.Маркс и Ф.Энгельс, соч., 2-е изд., т.32, с.460-461, курсив - Маркс.

Это движение труда как количества, составляющее предмет политэкономии, осуществляется в ходе производства.

2. Производство

Производство представляет собой единство натуральной формы «процесс труда» и общественной формы «форма производственных отношений».

2.1. Процесс труда

Натуральную основу производства составляет процесс труда, являющийся вечным спутником человечества:

«Как целесообразная деятельность, направленная на освоение элементов природы в той или иной форме, труд составляет естественное условие человеческого существования, условие обмена веществ между человеком и природой, независимое от каких бы то ни было социальных форм. Напротив, труд, создающий меновую стоимость, есть специфически общественная форма труда»
- К.Маркс, Капитал, К.Маркс и Ф.Энгельс, соч., 2-е изд., т.13, с.23.

«…труд как созидатель потребительных стоимостей, как полезный труд, есть не зависимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная естественная необходимость: без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т. е. не была бы возможна сама человеческая жизнь»
- К.Маркс, Капитал, К.Маркс и Ф.Энгельс, соч., 2-е изд., т.23, с.51.

Вот выяснение натуральной формы «процесса труда» Марксом (см. главу 5 работы К.Маркса «Капитал»):



Схема 2. Процесс труда в натуральной форме, независимо от общественной формы производства

Процесс труда как те или иные технологии производства самых разнообразных продуктов труда изучается прикладными разделами тех или иных естественных наук.
Организация производственного процесса, управление и т.п. также изучаются соответствующими науками, но не политэкономией.

2.2. Общественные формы производства

Но процесс труда не может осуществляться лишь в натуральной форме, а всегда осуществляется только в единстве с общественной формой - с той или иной определенной формой производственных (экономических) отношений.
Поэтому и общественная форма производства также является вечным спутником человечества:

«В производстве люди вступают в отношение не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство»
- К.Маркс, Наемный труд и капитал, К.Маркс и Ф.Энгельс, соч., 2-е изд., т.6, с.441.

«Всякое производство есть присвоение индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и посредством нее»
- К.Маркс, Введение (Из экономических рукописей 1857-58 гг.), К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., 2-е изд., т.12., с.713.

Вот эти общественные формы производства, в пределах которых движется труд как количество, и изучает политэкономия.

В связи с развитием производительных сил, т.е. в связи с достижением человеком все более и более высоких ступеней познания природы и овладения природой, меняются и формы производственных отношений:

«В зависимости от характера средств производства эти общественные отношения, в которые вступают производители друг к другу, условия, при которых они обмениваются своей деятельностью и участвуют в совокупном производстве, будут, конечно, различны»
- К.Маркс, Наемный труд и капитал, К.Маркс и Ф.Энгельс, соч., 2-е изд., т.6, с.441.

«…общественные отношения, при которых производят индивиды, общественные производственные отношения, изменяются, преобразуются с изменением и развитием материальных средств производства, производительных сил. Производственные отношения в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом, и притом образуют общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером. Античное общество, феодальное общество, буржуазное общество представляют собой такие совокупности производственных отношений, из которых каждая вместе с тем знаменует собой особую ступень в историческом развитии человечества»
- там же, с.442, курсив - Маркс.

2.3. Общность разных форм производства

Поскольку разные общественные формы производства имеют один и тот же предмет, - труд как количество, - постольку всем этим различным формам присущи некоторые общие черты.

Во-первых, поскольку натуральной основой производства является натуральный процесс труда, постольку труд как количество распределяется между натуральными составляющими процесса труда.



Схема 3. Процесс расширенного воспроизводства - распределение количеств простого труда между натуральными составляющими процесса труда

На схеме 3 показано, что количество живого труда составляет общественный фонд живого труда, который расходуется на производство продукта труда, т.е. живой труд овеществляется в продукте труда.

Далее, весь овеществленный в продукте труд подразделяется на общественные фонды в зависимости от натуральных форм продукта труда:

- фонд потребления - это количество труда, овеществленное в предметах потребления; потребляя продукт из этого фонда, человек воспроизводит свою рабочую силу, т.е. воспроизводит свою способность к дальнейшему живому труду,

- фонд накопления - это количество труда, овеществленное в средствах производства; это количество труда расходуется на дальнейшее производство продукта,

- фонд амортизации - это часть фонда накопления, которая возмещает ранее израсходованные средства производства,

- фонд страховой (не показан, чтобы не загромождать схему 3) - это количество труда, овеществленное как в предметах потребления, так и в средствах производства, необходимых для покрытия непредвиденного ущерба и т.п.

Повторение общественного производства - это процесс общественного воспроизводства.
Если в ходе воспроизводства количество живого труда и количество продукта увеличивается, то это воспроизводство расширенное.

Во-вторых, любая общественная форма производства есть совокупность «простейших» отношений собственности (см. работу К.Маркса «Введение (Из экономических рукописей 1857-58 гг.)»):



Схема 4. Общественная форма производства вообще

Видно, что общественная форма производства есть совокупность «простейших» производственных отношений (которые также называют стадии воспроизводственного цикла и т.п.): производство, распределение, обмен и потребление.

2.4. Определенность общественных форм производства

В объективной реальности эти «простейшие» производственные отношения осуществляются не вообще, а в разных определенных формах, например:

- отношение «производство» может осуществляться в форме коллективного производства, а может в форме индивидуального производства,

- отношение «обмен» может осуществляться в форме товарно-стоимостного обмена, а может в форме нетоварного,

- и т.д.

Так вот, конкретные, определенные «простейшие» производственные отношения в совокупности и составляют конкретную, определенную форму производственных отношений.
А изменение «простейших» отношений меняет всю форму производства, например: смена формы производства «натуральное производство» формой «мелкотоварное производство» означает, смену формы «простейшего» производственного отношения «обмен» с формы «нетоварный обмен» на форму «товарный обмен».

2.5. Материалистическое понимание истории человечества

История есть история развития форм производства:



Схема 5. Материалистическое понимание истории

На схеме 5 видно, что производство есть единство процесса труда и развивающихся общественных форм производства:

- «фундамент» - процесс труда - одинаков всем общественным формам производства,

- «первый этаж» - процесс общественного воспроизводства вообще - одинаков всем общественным формам производства,

- «второй этаж» - определенные общественные формы производства - развиваются.

Вот это развитие форм производства и изучает политэкономия.

(Общественная форма производства не обязательно состоит из всех 4-х «простейших» производственных отношений.
Например, форма «товарно-стоимостное отношение» включает только «простейшее» отношение «обмен», причем в определенной, специфически-конкретной форме «товарно-стоимостный обмен».
Данная форма может осуществляться «на стыке», за пределами любых форм производства, как товарных, так и нетоварных. В результате этого даже нетоварные сами по себе формы производства становятся формами простого товарного производства, например: община производит продукт посредством формы «натуральное производство», которая не содержит никакого товарно-стоимостного обмена, а затем посредством формы «товарно-стоимостное отношение» община обменивается своим продуктом-товаром с рабовладельцем, который произвел свой продукт-товар посредством формы производства «рабовладельческое производство», также не содержащей никакого товарно-стоимостного обмена).

3. Классы

Понятие явления объективной реальности «общественные классы» логически выводится из понимания явления объективной реальности «эксплуататорские формы производственных отношений»: классы - это участники эксплуататорских форм производственных отношений, т.е. таких форм производства, в ходе которых одни участники безвозмездно присваивает ту или иную часть труда других участников.

Наиболее точное понятие классов сформулировано В.И.Лениным:

«Классы представляют из себя прежде всего «группы лиц» (неточно сказано), различающихся положением в общественном строе производства и различающихся так, что одна группа может присваивать себе труд другой группы»
- В.И.Ленин, Замечания на книгу Н.И.Бухарина «Экономика переходного периода».

С классами ясно: это участники эксплуататорских форм.

Также ясно с неклассами: участники нечастнособственнических форм «непосредственно общественное производство» (она же «коммунистическое производство») или «индивидуальное производство».

Но остается невыясненным понятие классовой принадлежности участников форм производства частнособственнических, но не эксплуататорских.

Например, сущность формы производственных отношений «товарно-стоимостный обмен» составляет обмен эквивалентными количествами труда, т.е. эта форма не содержит никакой эксплуатации «по определению».
Но эта форма производственных отношений - частнособственническая, т.е. участники этой формы как участники экономических отношений противостоят друг другу: их труд общественно разделен, разобщен, и общественность этого труда осуществляется «окольным путем», именно: через принятие этим трудом формы «стоимость».

«…если товарное производство или какое-либо относящееся к нему явление рассматривать соответственно их собственным экономическим законам, то мы должны каждый акт обмена брать отдельно, вне всякой связи с предшествующими и последующими актами обмена. А так как купли и продажи совершаются лишь между отдельными индивидуумами, то недопустимо искать в них отношений между целыми общественными классами»
- К.Маркс, Капитал, К.Маркс и Ф.Энгельс, соч., 2-е изд., т.23, с.600.

Итак, с одной стороны, если ни один из участников товарно-стоимостного отношения не присваивает безвозмездно труд другого, то здесь нет никакого классово-эксплуататорского отношения, соответственно, участники такого отношения не принадлежат к классам.
С другой стороны, это отношение частнособственническое, т.к. труд этих участников частный, а не непосредственно-общественный, т.е. участники этого отношения не являются участниками бесклассового отношения.

Очевидно, что частнособственническое, но неэксплуататорское отношение - это переходная форма от классовых производственных отношений к бесклассовым, или наоборот, т.е. участник такой формы принадлежит:

- либо к «прото-классу», если затем развиваются классово-эксплуататорские производственные отношения,

- либо к «пост-классу», если затем развиваются бесклассовые производственные отношения.

Поэтому понятие классов, сформулированное Лениным, требует уточнения, чтобы исключить неэсплуататорское, неклассовое присвоение чужого труда - частнособственнический обмен эквивалентными количествами труда, именно:
классы - это место индивидов в эксплуататорских (*) формах производства (и соответствующий этому месту способ получения своей доли в общественном продукте).

(*) - эксплуататорские отношения могут осуществляться только как частнособственнические, поэтому слово «частнособственнические» является тавтологией в словосочетании «частнособственнические эксплуататорские».

4. Единство общественных форм

Определенная общественная форма производства, соответствующая ей общественная форма труда как количества, и соответствующая ей классовая принадлежность индивидов-участников этой формы составляют единство явлений.

Например, если осуществляется определенная общественная форма производства «рабовладельческое производство», то:

- труд как количество принимает определенную общественную форму «принудительный труд»,

- эксплуатируемые участники-индивиды этой формы производства принадлежат к классу «рабы»,

- эксплуатирующие участники-индивиды этой формы производства принадлежат к классу «рабовладельцы».

Или другой пример: если осуществляется определенная общественная форма производства «капиталистическое производство», то:

- труд как количество принимает определенную общественную форму «стоимость», в т.ч. его часть - прибавочный труд - принимает общественную форму «прибавочная стоимость»,

- эксплуатируемые участники-индивиды этой формы производства принадлежат к классу «пролетарии»,

- эксплуатирующие участники-индивиды этой формы производства принадлежат к классу «капиталисты».

5. Методика

При этом нужно помнить методические указания В.И.Ленина:

«Чистых» явлений ни в природе, ни в обществе нет и быть не может - об этом учит именно диалектика Маркса, показывающая нам, что самое понятие чистоты есть некоторая узость, однобокость человеческого познания, не охватывающего предмет до конца во всей его сложности. На свете нет и быть не может «чистого» капитализма, а всегда есть примеси то феодализма, то мещанства, то еще чего-нибудь»
- В.И.Ленин, «Крах 2-го Интернационала», ПСС, 5- изд., т.26, с.241-242, курсив - Ленин.

«Диалектика требует всестороннего учета соотношений в их конкретном развитии, а не выдергивания кусочка одного, кусочка другого»
- В.И.Ленин, Еще раз о профсоюзах, ПСС, 5-е изд., т.42, с.286.

Исследование объективной реальности показывает, что один и тот же человек может участвовать в нескольких общественных формах производства, и даже на разных местах в пределах одной и той же формы, например:

- наемный программист работает в капиталистической фирме, т.е. является пролетарием, способ получения доли в общественном продукте «по стоимости рабочей силы»,

- но по выходным этот же программист на собственном компьютере сам пишет программы, которые сам же и продает покупателям, т.е. программист является мелкотоварником, способ получения доли в общественном продукте: частично «по стоимости рабочей силы» и частично «по капиталу»,

- а еще этот же программист получает проценты по депозиту в частно-капиталистическом банке, т.е. является капиталистом, способ получения доли в общественном продукте «по капиталу»,

- кроме того, этот же программист дома жарит яичницу для себя и своей семьи, соединяя свой живой труд со средствми производства «сковорода», «яйца», «печь», «соль» и т.д., т.е. является участником бесклассовой формы «натуральное производство» и не принадлежит ни к какому классу, способ получения доли в общественном продукте «по потребности индивида в пределах возможностей фонда потребления».

Т.е. конкретный индивид принадлежит к определенному классу ровно настолько, насколько он участвует в определенной форме производства, и занимает в этой форме определенное место, которому соответствует определенный способ получения этим индивидом доли в общественном продукте.

Именно поэтому Ленин и уточняет Плеханова:

Плеханов:
"...пролетариев, не имеющих ничего, кроме своей рабочей силы, и не могущих существовать иначе, как путем ее продажи..."

Ленин:
"...Пролетариат имеет некоторые предметы потребления (а частью и средства производства)"
- В.И.Ленин, Замечания на первый проект Программы Плеханова, ПСС, 5-е изд., т.6, с.195.

Принадлежность конкретного человека к разным классам - «классовая комбинация» - определяется соотношением трудозатрат человека в пределах разных форм производства на соответствующих местах, и соотношением его доходов от такого участия: сколько % трудозатрат и доходов человека приходится на его участие в производстве как пролетария, настолько он и пролетарий, и т.д.

У-у-у-х...
А теперь, наконец, формации...

истмат, дискуссионное, формации, марксистский ЛикБез, политэкономия

Previous post Next post
Up