Оригинал взят у
istp2012 в
М. Лейрис о "правом" и "левом" Когда-то я уже
писал,
что вокруг каждой строго диалектической концепции обязательно возникают
«правый» и «левый» уклоны. Их различие можно
сформулировать так: «правый уклон» - это слепое подчинение
существующим условиям, а «левый уклон» - безапелляционное
игнорирование реального мира в угоду собственной доктрине. Вокруг
православия мы видим (соответственно «справа» и
«слева» от него) несторианство и монофизитство, вокруг
суннизма - салафизм и шиизм, вокруг марксизма - позитивизм и структурализм,
внутри самого марксизма - ревизионизм и «теорию праксиса»
и т.д. В свое время Мишель Лейрис нашел неожиданный и сильный образ для
иллюстрации этой универсальной дилеммы: пару Юдифь / Лукреция с картин Кранаха.
... Я остаюсь пленником этой альтернативы: или мир как реальный объект,
который надо мною господствует и меня поглощает (наподобие Юдифи) через
страдание и страх, или мир как чистый фантазм, который проходит у меня
сквозь пальцы, который я разрушаю (наподобие заколовшей себя Лукреции),
никогда не достигая возможности им обладать. А не может ли быть так,
что для меня важнее всего уклониться от этой дилеммы, отыскав такое
средство, которое позволило бы, чтобы мы - субъект и объект - стояли
друг против друга, лицом к лицу, как стоит перед быком матадор?
Лейрис М. Возраст мужчины. СПб, 2002. С. 210-211.
Лукас Кранах Старший. Лукреция. Юдифь