Mar 25, 2012 00:09
Проблема в том, чтобы за отдельными конечными понятиями, на которые рассудок
дробит мир, увидеть бесконечное единство, увидеть мир как тотальность.
И другая, может быть, более серьезная, проблема: продолжать внутри этой
тотальности видеть отдельные понятия. Пройти путь через Парменида к Платону,
через Спинозу к Гегелю.
Обретенное в конце этого пути равновесие будет очень неустойчиво.
Движение чуть вправо - и мир распадается на атомы, между сознанием и
вещью-в-себе появляется стена трансцендентности, ничто не сообщается ни с чем,
ни в чем нет никакого смысла. Тогда, если мы христиане, - Христос окажется просто
человеком, в котором Бог всего лишь обитал, как в храме. Если мы мусульмане -
религия превратится в совокупность частных мнений, скрепляемых только самым
буквалистским образом понятой сунной. Наконец, если мы марксисты, -
человечество навечно застынет в нынешнем состоянии, объявленном
«соответствующим вечной, неизменной природе человека».
Движение чуть влево - и вещи перестанут существовать, абсолют поглотит все и
исчезнет, потому что ему не в чем будет проявляться. И тогда человечество Христа
сгорит, словно в огне, в его божественности. У шиитов будет объявлен День
воскресения, и место шариата займет диктатура имама, а у суфиев шариат будет
отвергнут во имя хакиката. А марксисты будут считать, что природа - социальный
феномен, и перестанут принимать ее во внимание. Не будет ничего нового, а только
бесконечное круговращение одной и той же безначальной субстанции.
Результат - тот же, путь налево приводит туда же, куда и путь направо. Как
говорил пророк Мухаммад: «Некоторые из вас так углубятся в религию, что
выйдут из нее с другой стороны». И справа, и слева - спасения нет. Связи с
Богом нет. И нынешнее положение вечно, нет возможности даже помыслить что-либо
другое. Можно только прославлять теперешнее положение вещей или бессильно
проклинать его.
Это не есть призыв к философской либо политической воздержанности, умеренности:
только прямой путь - между «правым уклоном» и «левым уклоном»
- и есть по-настоящему невоздержанное и радикальное движение. Это - путь
ортодоксии. Путь большевизма.
рассудок и тотальность