В
"Спасителе" был рассмотрен вариант поведения, по отношению к учителю, не благоприятный для развития. Здесь освещаются аспекты, необходимые для успешного прохождения данного этапа.
Начнем с начала, почему вообще человек приходит к учителю? Первое что приходит на ум, это что человек чего-то не знает, не умеет. В общем верно, соответственно на вопрос зачем он приходит, следует ответ, за знаниями, умениями, навыками. Но если присмотреться, что будет когда он узнает, что хотел? Он уйдет, не так ли? Таким образом, человек приходит к учителю, затем чтобы более к нему не ходить, то есть затем чтобы обрести большую степень самостоятельности, от слов, сам стою.
Идем дальше, есть учителя предлагающие некоторый осязаемый материал, который можно легко померить, например, тестом или другой формой контроля, а есть те, которые предлагают нечеткие и размытые разновидности учения, к которым относятся духовные. Для первых просто определить начало и конец обучения, то есть свою самостоятельность можно проверить тем или иным образом, а как быть со вторыми, как определить, где общение с ними исчерпало себя, а где нет? Для этого обратимся к сердцу всех духовных учений, а именно к роли учителя в процессе развития человека.
В научном обучении, в человека преимущественно стараются вложить некоторое количество материала, то есть его дополняют и заполняют, с целью из него сделать другого человека, магистра, специалиста, бакалавра, и все это строго в согласии с учебным планом. В духовном обучении, в большей степени работают с тем, что уже есть, то есть с тем человеком, который пришел. Поэтому целью учителя, в данном случае, есть сам человек. Но как это сам человек, что это значит?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо отметить что многие люди, живущие в данный период времени, имеют весьма смутное представление о себе. Да, именно о себе, не о том человеке, которым хотели бы их видеть родители, знакомые, коллеги по работе и разные другие люди, а именно они сами. Выражается данный недостаток по разному, человек может услышать некоторую мелодию, увидеть сцену в фильме и, внезапно для себя, расплакаться, может узнать об успехе другого человека, не имеющего к нему отношения, и сильно разозлится. Такие моменты истины, суть проявление или, другими словами, отражения их образа себя, того кем бы они хотели себя видеть, чем бы хотели заниматься, но те, что они еще не реализовали в своей жизни, а возможно и вообще забыли или даже намеренно когда-то запрятали в лабиринтах памяти.
Если бы все было гладко, человек их реализовал и данный разговор не имел места, но существовали некоторые препятствия, боль и разочарования, через которые человек не прошел и, как результат, не отправился в желаемом им направлении. В следствии этого, всякий раз когда воедино сходятся условия, напоминающие о былых мечтах и надеждах, вместе с ними, всплывает весь комплект не пережитых препятствий, которые выражаются в "беспричинных" эмоциях и действиях.
В свете написанного, целью учителя является тот человек, который к нему пришел. Не тот фантом, созданный сообществом людей, различных идей и взглядов, а тот человек, который он есть. Почему есть? Потому что идея, замысел этого человека уже существует, чего нету это понимания этой идеи, и самое главное реализации. Таким образом роль учителя состоит в постепенном ознакомлении человека с самим собой, его цель научить человека видеть, принимать и реализовывать ту идею себя, которая у него уже есть, его суть, мост между относительным и абсолютным уровнями сознания ученика.
Теперь, зная роль учителя, можно лучше понять его деятельность, так как она в том или ином виде будет направлена на всплеск сущности ученика. Важный момент, вспомним как было неприятно когда всплывали нереализованные дела минувших лет, понимаем что это отражение сущности человека, теперь вопрос, будет ли процесс духовного обучения в своем начале приятен? Ведь большая часть деятельности учителя будет состоят в мастерском создании ситуаций, цепляющих ученика, для того чтобы его познакомить с самим собой. Чем большей храбростью обладает учитель тем сильнее они будут цеплять, и сносить крышу, чем большей хитростью он обладает, тем изящней и элегантней будет процесс.
Оглянувшись назад, вспомним оригинальный вопрос: "Как определить, что обучение у данного учителя закончено?" Ответить теперь очень просто, если общение с ним протекает ровно и гладко, ничего не беспокоит, никаких претензий и прочего нет, оно закончено, так как та степень самостоятельности, которой он мог научить, человек уже реализовал. Кроме этого, понимая цель деятельности, можно легко отследить прогресс, если человек все больше в мире с самим собой, который периодически погружается в хаос, благодаря учителю, значит развитие идет, иначе нет.