12. Детальное изложение
13. Неподвижные каналы
259 В бардо ум существа, находящегося в процессе обретения опоры человеческого тела в одном из трех континентов мировой системы, входит в семя и яйцеклетку внутри утробы его будущей матери. Внутри данной опоры (смешанных эссенций) начинают формироваться каналы. Процесс начинается с пупка, где узел каналов содержит две пары "глаз", форма этого узла напоминает узел, используемый для стреножения лошадей.
260 Из этого постепенно формируется тело. Когда формируется внешняя вселенная, квинтэссенции элементов становятся центральной горой Меру и потом постепенно формируются золотые горы, а остатки элементов становятся континентами мировой системы, окружающей оградой и так далее. Аналогичным образом, квинтэссенции мужских и женских элементов становятся центральным каналом или ума (санскр. avadhuti), вместе с двумя боковыми рома (санскр. rasanā) и кьянгма (санскр. lalanā), подобные столбам в центре тела.
Внутри этих каналов находятся три семенных слога. Они подобны центральному божеству и его свите (в мандале) и служат основой для следующего: внешне, для тела, речи и ума; внутри, для трех ядов или омрачений; тайно, для просветленных тела, речи и ума, а также для "света", "возрастания света" и "кульминации света". Разные тантры и сущностные наставления различным образом описывают месторасположение слогов, но, если их рассматривать с точки зрения функции трех каналов, похоже достаточно сказать, что OM, это рома, AH, это кьянгма, а HUM, это центральная ума.
Центральный канал называется центральным, потому что, в смысле позиции, он расположен между двумя боковыми каналами и, в смысле его онтологического значения, он за пределами крайностей существования и несуществования.
261 В верхнем конце центрального канала расположено (в форме слога HANG) белое тигле, полученное от отца. Оно обладает природой искусных средств. В нижнем конце находится красное тигле, полученное от матери. Оно в форме краткого A
262 и обладает природой мудрости. Верхний конец центрального канала пронизывает отверстие брахмы на макушке головы, а нижний конец входит в тайный центр ниже пупка. Между эти двумя концами расположен, недвойственный по природе, центральный канал, являющийся опорой для всеосновы, которая существует в виде жизненного ветра - центральный канал пребывает подобно пространству.
Справа от центрального канала расположена рома, так называемый канал-труп или канал вкуса.
263 Он так назван, чтобы отразить его природу. Поскольку он не способен исполнить какую-либо функцию, он подобен трупу, но, как только он взят под контроль, этот канал вызывает вкус блаженства. Слева от центрального канала расположена кьянгма, так называемый одиночный канал. Его имя отражает его особенность, так как он подобен изолированному стержню, который ни с чем не связан. Когда, посредством сущностных наставлений, он берется под контроль, возникает свободный от мыслей опыт абсолютной реальности. Таким образом этот канал проявляет свободу от дискурсивности.
Цвета рома и кьянгма - белый и красный, соответственно. У женщин обратное расположение рома и кьянгма, что связано с их особым соотношением с искусными средствами и мудростью. Поэтому кьянгма у них расположена справа от центрального канала. Три канала являются "матерями" всех остальных каналов, вот почему их имена заканчиваются слогом MA.
264 Центральный канал светло синего цвета. Рома и кьянгма ответвляются от ума на уровне пупка, но они обиваваются вокруг неё и стягивают её на уровне почек и так далее, вплоть до макушки головы. Обвиваясь таким образом вокруг ума, они формируют серию из двадцати одного узла.
13. Чакры или каналы-колеса
Чтобы очистить три яда и омрачения трех дверей
265, и чтобы, в результате этого очищения, реализовать качества просветленных тела, речи и ума, говорится, что, в качестве средства очищения, следует медитировать на три чакры: в пупке, горле и сердце. Подобным образом, для очищения трех дверей и их активностей, и для реализации плода этого очищения, то есть четырех кай просветленных тела, речи, ума и активностей
266, средством для очищения является медитация на ранее упомянутые три чакры вместе с четвертой чакрой на макушке головы. Чтобы очистить пять ядов и пять скандх, и чтобы обрести пять кай и пять изначальных мудростей, следует добавить еще одну чакру, расположенную в тайном ценре. И наконец, для очищения пяти ядов вместе с шестым ядом жадности, для очищения пяти скандх вместе с их привычными тенденциями, и для достижения результата этого очищения, то есть шести мудростей (предыдущие пять вместе с самовозникшей изначальной мудростью), шести парамит или пяти кай вместе с шестой кайей великого блаженства, следует также медитировать и на чакре пространства ушнишы. Количество радиальных (подобных лепестках) каналов уменьшается и увеличивается, по три, согласно последовательности чакр.
267 Более того, располагаемые в чакрах слоги варьируются, так как очищаемые объекты (загрязнения в уме, каналах, аятанах и так далее), а также очищающие средства (медитационные методы согласно сущностным наставлениям) тоже варьируются. Однако, результат один и тот же.
268 В пупочной чакре проявления
269 находятся шестьдесят четыре радиальных канала. В горловой чакре наслаждения находятся две группы по восемь радиальных каналов, всего шестнадцать. В сердечной чакре находятся восемь радиальных каналов. На макушке головы в чакре великого блаженства, где находятся тридцать два радиальных канала, расположен слог HANG. В расположенной в тайном месте чакре, поддерживающей блаженство, находятся семьдесят два канала.
270 Ушниша чакра прозрачна и ясна подобно пространству [, она свободна от всех остаточных умов-ветров и тигле]. По этой причине она не состоит из грубых каналов. Следовательно, для этой чакры не приводятся количество каналов и о ней говорят, как о чакре пространства.
В центре каждой из шести чакр и позициях между ними происходят двенадцать транзитов или перемещений ветров (rlung gi 'pho ba), которые сопровождают и позиционируют в каналах белые и красные тигле. Благодаря этому [видно, что] солнце и луна движутся по небесному поясу ветра-ума через двенадцать дворцов или домов.
271 Внутри, данные двенадцать транзитов ветра соответствуют двенадцати звеньям взаимозависимого происхождения, являющиеся основанием или корнем сансары, в которой существа крутятся по причине своей кармы и загрязнений. Посредством связывания действий каналов и ветров
272, практикующий берет тигле под контроль, таким образом предотвращая их транзит через нечистые каналы. Проходя по рома и кьянгма, тигле обращаются вспять у нижнего отверстия ума и отправляются вверх.
273 Когда они входят в чакру изначальной мудрости в тайном центре, первый транзит ветра и первое звено взаимозависимого происхождения остановлены и качества первого бхуми достигнуты.
Подобным образом останавливаются последующие транзиты ветра через каждую из чакр и позиции между ними (вплоть до чакры пространства ушнишы), а также соответствующие им звенья взаимозависимого происхождения. Таким образом, двенадцать бхуми постепенно доводятся до совершенства. Когда, сопровождаемый тигле, ветер-ум смешивается с измерением пространства [ушниша чакры], все внешние и внутренние циклы сансары прерваны и достигнуто неизменное великое блаженство, состояние будды.
274 Такова традиция Изначального Будды, то есть традиция Калачакры.
275 В различных тантрах, в соответствии с их изложением шести чакр, приводятся различные практики стадии завершения. Например, в Майяджала говорится, что каналы ранее рассмотренных чакр содержат семена шести лок. Эти семена питают, ассоциированные с этими локами, наклонности, которые очищаются посредством пути стади завершения. Они состоят из нечистых ветров и тигле, возникают из двух видов неведения и принимают форму семенных слогов. Посредством совершенного владения ветрами и тигле чистой мудрости, обладающими природой мудрости и являющимися средствами очищения, привычные наклонности шести видов существ уничтожены - "очищены", как это говорится в коренном тексте - "шестью Муни или Мудрецами".
276 Посредством такой практики жадность и так далее очищены, и качества шести парамит естественным образом доведены до совершенства. В данном контексте, под выражением "шесть парамит" понимаются чистые ветра и тигле шести чакр, а также сущностные наставления по медитации на них. Как только шесть семенных слогов были очищены, достигается результат данного очищения, то есть пять изначальных мудростей (зерцалоподобная и другие) вместе с шестой, самовозникшей изначальной мудростью, являющейся неизмышленной природой предыдущих пяти. Таким образом достигаются все качества состояния будды.
Подобным образом, согласно традиции коренной тантры Майяджала, в сердце находится, возникшее из беспрепятственной созидательной силы пяти изначальных мудростей, колесо мирных божеств: каналы и тигле, на основе которых мысли очищаются в божеств. Далее, на макушке головы, на основе каналов и тигле, возникает глубокое сияние этих же мирных божеств, это колесо гневных божеств. В сердце находится сорок два радиальных канала соответствующие сорока двум мирным божествам. В черепе находится пятьдесят восемь каналов соответствующие пятидесяти восьми гневным божествам. Таким образом количество каналов соответствует ста семьям божеств.
277 Существуют бесчисленное количество второстепенных каналов, но, в особенности, говорят о семидесяти двух тысячах каналов, по которым циркулируют ветра и тигле.
278 Согласно данной тантре (изложенной в виде устных наставлений), когда даются сущностные наставления для практики пути освобождения и искусных средств, говорится, что в пути освобождения преимущественно учат стадии зарождения согласно индивидуальным садханам мирных и гневных божеств. Касательно пути искусных средств, существуют два подхода или две двери: путь, освобождающий посредством верхней двери, и путь наслаждения тремя мирами посредством нижней двери.
279 Говорится, что, благодаря этим двум подходам, мудрость светоносности мгновенно познается. Такова традиция "Ваджрасаттва Майяджала", являющаяся основой, из которой происходят все тантры [махайоги]. Эта традиция является королем всех сущностных наставлений.
Примечания
- ↑ [DKR/OC] На центральном канале расположены пять чакр или каналов-колес, из которых распространяются тонкие, как нити шелки, 72 000 каналов. Кармический ветер, который служит как средство передвижения или как перевозчик ума, приводит к пульсации каналов. Когда каналы и, циркулирующие по ним, ветра нечисты, возникают неведение, привязанность и гнев, а из них формируются три мира сансары. Когда каналы и ветра чисты, результатом этого является ясновидение, способность совершать чудеса и так далее.
- ↑ Касательно формирования "глаз", смотрите примечание 523 и "Мириады миров" (англ. издание), стр. 216.
- ↑ "Центральный канал или ума (dbu ma), это своего рода ось или "древо-жизни", на котором расположены все чакры. Он не является полностью несуществующей причинно-следственной сущностью, иначе качества, возникаемые когда он взят под контроль, было бы невозможно объяснить. Он не является ни жизненным каналом (srog rtsa), ни спинным мозгом (rgyungs pa), так как они являются грубыми каналами и говорится, что, если ветер войдет в жизненный канал, возникут безумие и бессознанка, а это противоречит описанию [подлинной] ума. Тем не менее, нет такой ума, которая независима от и не поддерживается данными двумя каналами. Как говорил Сараха: 'Ветер и ум поддерживаются жизненным каналом. Поэтому, когда он (srog rtsa) взят под контроль, обычный ум естественным образом останавливается.' И в 'Сердечной Сущности Дакини' также сказано: 'Ума искусных средств, так называемая авадхути, это то, что обычные люди зовут спинным мозгом, а ума мудрости, всегда-вибрирующий (kun 'dar ma), это то, что обычно идентифицируют с жизненным каналом. Ума, в которой объединены искусные средства и мудрость, находится перед позвоночником и позади жизненного канала, и в ней нет ни крови, ни лимфы.'
"Есть три умы: локализованная ума (gnas pa'i dbu ma), подлинная ума (chos nyid kyi dbu ma) и абсолютная ума (don dam pa'i dbu ma). Первая из них, с точки зрения её подлинного состояния, это канал поддерживающий жизнь. Вторая, [являющаяся каналом, используемым в практиках стадии завершения,] это подлинный центральный канал (mtshan nyid kyi rtsa), отмеченный четырьмя признаками. Он обладает светоносной природой, беспрепятственен и нематериален, и присутствует, пока тело, ум и дыхание находятся вместе. В этом смысле, он не является несуществующим. Однако, когда тело, ум и дыхание расходятся, центральный канал исчезает, и в этом смысле он не является существующим. Он подобен радуге, которая появляется при определенных условиях и исчезает, когда эти условия рассеиваются. При медитации следует считать, что ума находится в середине жизненного канала. Так делается, потому что как всеоснова (kun gzhi), так и жизненный ветер (srog rlung), поддерживаются центральным каналом, и поэтому, по факту, они все одного вкуса. И наконец, под абсолютной ума имеют ввиду подлинное состояние плода: отсутствие самосущности (ngo bo med pa)." [YG III, 325:4-327:1] Также смотрите "Системы Буддийских Тантр" (англ. издание), стр. 172-176. - ↑ a thung. Это так называемый a-shad, вертикальная линия тибетской буквы A, которая внизу заострена и расширяется к верхушке. Однако, визуализируется она вверх ногами, то есть заостренным концом вверх.
- ↑ Это игра слов. Тибетское слово ro означает и "труп", и "вкус".
- ↑ "Три канала могут быть рассмотрены согласно их функции. Кровь, лимфа и бодхичитта циркулируют в рома. Поэтому, если практикующий искусен в работе с тигле, его карма, связанная с физическими действиями, будет исчерпана. Жажда еды закончится, и практикующий будет способен поддерживать жизнь пищей самадхи. Квинтэссенция элементов, а также ветер мудрости, циркулируют в кьянгма. Поэтому, если практикующий искусен в работе с этим каналом, карма, связанная с речью, будет исчерпана, и нужда в одежде закончится. Абсолютный центральный канал обладает природой света. Он - это пустотная, всёпронизывающая открытость (zang thal). Поэтому, если практикующий искусен в работе [по введению] ветра [в центральный канал], карма ментальных действий будет очищена вместе с жаждой питья. Сны закончатся, и практикующий, в конечном итоге, познает абсолютную реальность за пределами двух крайностей: изначальную мудрость светоносности." [YG III, 322:6-323:3]
- ↑ [DKR/OC] Если три дверы очищены от их загрязнений и ветер-ум очищен настолько, что способен выразить свои качества, тогда обретается сила над материальной формой, практикующий способен пройти своим тело через ушко иголки или сидеть в ваджрной позиции на верхушке травинки куша, и обретается достижение огня-туммо. Таков результат очищенного ветра-ума, как это описано в Калачакра Тантре. Радужное тело великого переноса, которого достигли Падмасамбхава и Вималамитра, отлично от этого. Оно является телом света, в котором были реализованы качества пути не-обучения и достигнуто состояние будды. А очищение ветра-ума является чем-то, что могут достичь даже небуддисты, это обычное достижение.
- ↑ [DKR/OC] В данном контексте, рассматривается только четыре семейства. Причине этого в том, что аспект качеств включен в просветленные тело, речь, ум и активности. Достигаемый результат также может быть описан как ваджрные тело, речь, ум и мудрость.
- ↑ Это означает, что начиная с чакры на макушке головы и до чакры в сердце, происходит уменьшение количества каналов. А от чакры в сердце до чакры в тайном центре, происходит увеличение количества каналов.
- ↑ [DKR/OC] Различные описания в разных тантрах не противоречат друг другу. Неподвижные каналы, подвижные ветра и позиционируемая бодхичитта, а также пять чакр, есть у всех [человеческих] существ. Однако, способ, которым они формируются, может отличаться от одного к другому. По этой причине, всеведущий Будда описал различные образования, модели и количество каналов в соответствии с различными видами существ. Однако, результат медитации на них одинаков. В любом случае, когда всё растворяется в центральном канале, достигается одно и то же состояние будды. Это подобно тому, когда люди путешествуют в одно место - некоторые могут отправиться по дороге, а некоторые по воздуху, но у них одно и тоже место назначения.
- ↑ "Пупочную чакру называют чакрой проявления (sprul pa'i 'khor lo), потому что тело формируется из неё. Когда ветер-ум входит в неё, возникают бесконечные видения Будд и их земель. ... Горловая чакра называется чакрой наслаждения (longs spyod kyi 'khor lo), потому что, применив сущностные наставления связанные с этой чакрой, становишься способен беспрепятственно наслаждаться объектами чувств. ... Сердечная чакра называется чакрой абсолютной реальности (chos kyi 'khor lo), потому что, когда ветер-ум входит в нее, познается неизмышленная дхармата. Чакра на макушке головы называется чакрой великого блаженства (bde chen gyi 'khor lo), потому что расположенный там слог HANG является источником великого блаженства. Чакра в тайном центре называется поддерживающей блаженство (bde skyong gi 'khor lo), потому здесь поддерживается вместерожденное блаженство. Когда ветер-ум и тигле растворяются в ушнише, все остатки становятся прозрачными и ясными, подобно пространству, поэтому ушнишу называют чакрой пространства (nam mkha'i khams kyi 'khor lo). Это название также отражает тот факт, что ушниша не состоит из грубых каналов - поэтому для нее не указывается количество каналов. С другой стороны, некоторые авторитеты говорят, что у ушниша чакры четыре радиальных канала. Другие утверждают, что у неё то же количество каналов, что и у чакры тайного центра." [YG III, 328:3-329:3]
- ↑ [DKR/OC] В комментариях утверждается, что вначале в каждой чакре находятся четыре канала, каждый из которых делится на два. Эти тоже делятся на два, и процесс продолжается, пока не будет достигнуто указанное количество каналов для данной чакры. Однако, когда выполняется медитация на чакры, важно визуализировать каналы, как непосредственно исходящие из центра чакры. Эффектом от этого является уменьшение количества препятствий на пути. В некоторых тантрах описывается, что чакры имеют зонтикоподобный вид. Например, вогнутая сторона чакры, расположенной на макушке головы, смотрит вниз, а вогнутая сторона горловой чакры смотрит вверх. Аналогично, сердечная чакра смотрит вниз, а пупочная вверх. Однако, если такое непосредственно не указано, не следует медитировать на них таким образом. Вместо этого следует визуализировать их как плоские диски. И снова, некоторые тантры описывают каналы чакр не как прямые и подобные палке, а как неплотно переплетенные петли, подобно узлам на змее. Но, опять таки, когда на них выполняется медитация, следует визуализировать их прямыми.
- ↑ [DKR/OC] Согласно Калачакре, первые двенадцать из шестидесяти четырех каналов пупочной чакры соответствуют двенадцати астрологическим домам (khyim), через которые движутся солнце, луна и планеты, которые приводятся в движение и поддерживаются небесным поясом ветра-ума. Отрезок времени (dus 'byor), необходимый для транзита ('pho ba) ветра через каждый из двенадцати каналов, составляет 1 800 циклов вдоха-выдоха или 120 минут. Каждый из этих отрезков времени соответствует внешнего транзиту солнца и луны через один из двенадцати астрологических домов. Человек, обладающий стабильным достижением внутренней йоги каналов и ветров, осознает момент, когда солнце и луна переходят из одного дома в другой. Когда данные двенадцать транзитов ветра происходят беспрепятственно, это является моментом, когда сансара приходит в движение (посредством двенадцати звеньев взаимозависимого происхождения, ассоциированных с транзитами). Если эти двенадцать транзитов сдержаны очищенным ветром-умом, двенадцать звеньев взаимозависимого происхождения будут обращены вспять и остановлены. Эти два пути, омраченный и неомраченный, соответствуют прямому и обратному порядку двенадцати звеньев взаимозависимого происхождения, как они изложены в учения, относящихся в общем как к сутрам, так и к тантрам. При обратном порядке, ветер-ум растворяется в пространстве центрального канала, благодаря чему более никакое неведение не может возникнуть. Также смотрите "Системы Буддийской Тантры" (англ. издание), стр. 438, примечание 24.
- ↑ [DKR/OC] В случае обычных людей, ветер-ум течет по нечистым каналам, в результате чего количество загрязнений увеличивается. Практикующие же способны закрыть двери нечистых каналов и открыть двери каналов мудрости, в результате чего возникают все совершенные качества. Воздух вдыхается через ноздри, проходит по рома и кьянгма, приходит в место их соединения с ума, которое выглядит как нижняя часть тибетской буквы CHA. Когда ветер проходит через это, эффект подобен разжиганию огня посредством пары мехов.
- ↑ [DKR/OC] Когда белое тигле входит в центральный канал, испытывается экстраординарное блаженство. Когда красные тигле входят в центральный канал, возникает экстраординарный опыт ясности. Когда оба вида тигле входят в центральный канал, проявляется опыт не-мысли.
- ↑ Весь этот процесс в ярких деталях описан в четвертой главе "ye shes mtsho rgyal rnam thar" жизнеописания Йеше Цогьял. Подробнее в Гьялва Чангчуб и Намка Ньингпо "Супруга Лотосорожденного" (англ. издание, Бостон: Издательство Шамбала, 1999), стр. 42-44.
- ↑ [DKR/OC] Существуют несколько тантр Калачакры. Одна из них, это "Сокращенная Тантра Калачакра" (Laghutantra), поделенная на пять глав: (1) Космогония, (2) Каналы, ветра, тигле и связанные с ними темы, (3) Посвящение, (4) Садхана и (5) Мудрость. И хотя все происходит из коренной тантры, в наши дни посвящения даются из Laghutantra. Будда изложил множество версий или аспектов Калачакры, а сокращенная версия в пять глав была изложена Калки Манджушрийашас (Ригден Джампал Тракпа), королем Шамбалы, являвшимся эманацией Манджушри. Впоследствии, его сын, Калки Пундарика (Ригден Пема Карпо), воплощение Авалокитешвары, написал комментарий на эту сокращенную версию под названием "Незапятнанный Свет: Большой Комментарий на Калачакру". Также смотрите Лхундуб Сопа, Роджер Джексон и Джон Ньюман "Колесо Времени" (англ. издание, Мэдисон, Виск.: Deer Park Books, 1985), стр. 59-65.
- ↑ thub pa drug. Это так называемые нирманакайя проводники существ ('gro 'dul sprul pa), по одному на каждую из шести лок. Они рассматриваются позже, в главе 13.
- ↑ [DKR/OC] Существуют вариации в деталях, согласно различным тантрам. Сорок два мирных божества пребывают внутри каналов сердечной чакры в виде очищенных белых и красных тигле. Самосияние сорока двух мирных божеств возникает в макушечной чакре как пятьдесят восемь гневных божеств. Это подобно, расположенному на земле, замку, который отражается в хрустальном зеркале подвешенном в небе над ним. Божества пребывают в каналах макушечной чакры в виде белых и красных тигле. Согласно коренной тантре Майяджала, состояние будды достигается, когда очищенный ветер-ум растворяется в нерушимом тигле сердечной чакры.
- ↑ [DKR/OC] В каналах расположены бесчисленные белые и красные тигле. О семидесяти двух тысячах каналах упоминается как о месте, где находятся тигле, во многом схожим образом с тем, как дается имя городу, где пребывают люди, в то время как пустое место именем не нарекают.
- ↑ [DKR/OC] Путь верхней двери связан с верхним отверстием центрального канала на уровне чакры великого блаженства, где расположен слог HANG. Когда слог HANG плавится огнем туммо, из него вниз начинает капать бодхичитта. Среди трех нижних каналов, которые служат проходом для эксрементов, мочи и сущностных жидкостей, путь нижней двери работает с третьим. Он связан с методом союза ваджры и лотоса и называется наслаждением тремя мирами. Три мира, это мир желания (соответствующий физическому телу, "полностью проявленному городу"), мир форм (соответствующий речи, "полупроявленному городу") и мир без форм (соответствующий уму, "непроявленному городу"). Данные три мира соответствуют трем чакрам - макушечной, горловой и сердечной. Они очищаются подъемом красного и спуском белого тигле и опытом четырех блаженств.
(c) перевод с английского "Treasury of Precious Qualities - Book Two"