Кангьюр Ринпоче - Дзогрим - Часть 1

May 15, 2014 09:16

Квинтэссенция Трех Путей
Комментарий
Кангьюра Ринпоче Лонгчен Йеше Дордже
на
"Сокровищницу Драгоценных Качеств"
Джигме Лингпы

7. Стадия завершения
8. Краткое изложение

В данном разделе объяснена стадия завершения, где преобладающим фактором является мудрость.

В отцовских или Махайога тантрах, таких как Ямантака или Гухьясамаджа, изначальная мудрость, свободная от мыслей, глубокая и светоносная (или словами текста, "светоносная и пустотная"), развивается посредством очищения ветров пяти элементов, что достигается посредством введения их в центральный канал.

В материнских или Ануйога тантрах, таких как Вишуддха, Кила, Писание Всёвключающего Знания, Чакрасамвара и Хеваджра, приведены два метода, главной целью которых является достижение совершенного владения сущностными компонентами (то есть бодхичиттой или тигле), в результате чего изначальная мудрость проявляется посредством их блаженного плавления. Первый из этих методов, это искусные средства связанные с собственным телом (то есть практики туммо, горения и плавления и тому подобное), а второй, это искусные средства связанные с телом партнера, где кармамудра или супруга берется в качестве опоры для развития изначальной мудрости четырех блаженств.

В недвойственных тантрах, таких как Ваджрасаттва Майяджала, Калачакра и Сарвабуддасамайяйога, преимущественно медитируют на светоносной, свободной от мыслей, неизмышленной изначальной мудрости, светоносности великого тигле, который не является ни одним, ни многим. Посредством этого возникает совершенная концентрация отмеченная незагрязненным блаженством. 249

Первые два вида, отцовские и материнские тантры, учат стадии завершения, преимущественно связанной с ветром и тигле. Эта стадия завершения использует концепции и визуальные формы (snang bcas dmigs pa'i lam). Третий вид, недвойственные тантры, преимущественно объясняют изначальную мудрость союза (дхармакайи и рупакайи). Стадия завершения недвойственных тантр, это свободная от форм светоносность. 250

8. Детальное изложение
9. Стадия завершения с визуальными формами
10. Изложение тонкого ваджрного тела 99
11. Изложение тонкого ваджрного тела согласно общей тантрической традиции 251
12. Краткое изложение

В стадии завершения, использующей визуальные формы, 252 изначальная мудрость должна быть порождена посредством достижения совершенного владения каналами, ветрами и тигле. Чтобы практиковать таким образом, очень важно понять, чем точно являются эти компоненты. Каналы называют "неподвижными", потому что, являясь природой божества, они не двигаются. 253 Ветер, находящийся в каналах, называют "подвижным", потому что он является [средством передвижения ума и следовательно] составителем трех миров. Поддерживаемое, как каналами, так и ветрами, тигле или бодхичитта 254 называют "позиционированной" в том смысле, что тигле перемещается ветрами туда-сюда в разные позиции. Эта бодхичитта 255 по природе свободна от загрязнения и наделена всеми совершенными качествами. Тело, наделенное тремя грубыми аспектами - каналами, ветрами и тигле - является экстраординарной опорой 256 и называется городом ваджрного скопления. В этом контексте, под "ваджра" понимается нераздельность просветленных тела, речи и ума, другими словами нераздельность трех кай. 257 "Скопление" означает собрание вместе многих вещей, и, в этом случае, имеется ввиду различные проявления совершенно чистой природы: формы и так далее. И поскольку оно является местом пребывания самовозникшей, самосознающей изначальной мудрости, это называют городом. 258 Если данная опора (тонкое ваджрное тело) будет в совершенстве освоена, тогда мудрость трех кай, которая поддерживается этой опорой, будет постигнута в этой жизни. Этот метод действительно чудесен.
Примечания
  1. "Тонкое ваджрное тело", это перевод rdo rje lu, а просто "ваджрное тело", это rdo rje sku. Первое из них, это тонкий аспект физического тела, состоящий из каналов, ветров и тигле. Второе, это нерушимое тело мудрости, которое полностью за пределами этих категорий.
  2. "Когда очищенные тигле входят в центральный канал, возникает концентрация отмеченная незагрязненным блаженством, светоносностью блаженства (bde ba'i 'od gsal). Ясность светоносности (gsal ba'i 'od gsal) возникает, когда пять очищенных ветров возрастают в силе и входят в центральный канал. Далее, внутри, возникает самадхи неомраченного ясного света. Снаружи, пять ветров, проходящие через ноздри, становятся цветными, и проявления света пяти изначальных мудростей возникают как божества и светоносные диски света. Под свободным от мыслей ясным светом (mi rtog pa'i 'od gsal) понимается состояние пребывание в этой светоносности без цепляния к ней и без концептуализации её блаженства или ясности. И это растворяется в фундаментальной природе, абсолютном состоянии, великой неизмышленной светоносности." [YG III, 315:2-6]
  3. snang med 'od gsal. "Свободная от форм светоносность, это светоносность, в которой проявление субъекта и объекта недвойственно. Упомянутые здесь два вида стадий завершения также называют дзогримом с признаками (mtshan bcas rdzogs rim) и дзогримом без признаков (mtshan med rdzogs rim). Все различные виды практик дзогрима сгруппированы в эти две категории." [YG III, 318:1-2]
  4. [DKR/OC] В терминологии колесницы причин омраченное тело обычного существа определяется как "истинное страдание" и считается основой для кармы и загрязнений. И наоборот, вследствие омрачений существа совершают неблагие, благие и нейтральные действия, которые дают начало их телам. Поэтому тело считается чем-то нежелательным. Однако, в ваджраяне тело рассматривается согласно его истинному состоянию: каналы составляют нирманакайю, ветра самбхогакайю и тигле нераздельности блаженства и пустоты дхармакайю. Когда это правильным образом воспринято, тело, наделенное шестью элементами, становится подходящим сосудом для ваджраяны. Если это не понято и если тело считается чем-то обыденным, тогда применение ключевых методов пути становится невозможным.
  5. snangs bcas rdzogs rim. [DKR/OC] Это означает, что практикующий учитывает тот факт, что его тело проявляется в определенной форме. Когда каналы, ветра и тигле (которые по природе чисты) очищены от их случайных загрязнений, проявляется мудрость ясности, блаженства и не-мысли и впоследствии проявляется абсолютная изначальная мудрость.
  6. Каналы называют "неподвижными" также потому, что они являются "местоположением" (gnas) божеств.
  7. "В данном контексте бодхичитта может быть классифицирована следующим образом: (1) тигле за пределами всех концептуальных измышлений, самосознающая изначальная мудрость, (2) тигле заблужения и неведения, другими словами обычный ум, (3) субстанциональное тигле пяти элементов, белые и красные сущностные компоненты (khams dkar dmar)." [YG III, 319:5-6]

    [DKR/OC] С тигле за пределами всех концептуальных измышлений (самосознающей изначальной мудростью) знакомят во время четвертого посвящения. Касательно тигле заблуждения и неведения (то есть обычного ума), когда светоносность изначальной мудрости проявляется наружу, но не распознается в качестве того, чем она является, это становится причиной для заблуждения в трех мирах сансары. Субстанциональное тигле, сформированное из квинтэссенции пяти элементов (белое тигле на макушке головы и красное тигле расположенное немного ниже пупочного центра), является опорой как для тигле изначальной мудрости, так и для тигле неведения. Все три тигле являются аспектами одного и того же, а последние два основываются на первом (на субстанциональном тигле).

    Практикующие, медитирующие на тигле, придут к восприятию его трехчастного свойства и, посредством использования субстанционального тигле в качестве пути, очистят от загрязнений тигле неведения, в результате чего оно станет тигле самосознающей изначальной мудрости. Развязывание первых двух узлов центрального канала, в результате чего достигается первая бхуми, опирается на опытное восприятие тигле изначальной мудрости. Поскольку тигле неведения скрывает тигле изначальной мудрости, и поскольку они оба основываются на субстанциональном тигле пяти элементов, посредством практики на субстанциональном тигле покровы неведения рассеиваются и просветленные качества раскрываются. Таков полный объем практики стадии завершения, причина рождения абсолютной мудрости.

    Практика на субстанциональном тигле, позволяющая тигле спускаться вниз и потом подниматься обратно вверх, известна даже небуддистам и является всего лишь малым достижением. Ваджрное тело, речь и ум изначально всепроникающи и пребывают в обычных теле, речи и уме. Обычное тело происходит из смешивания эссенций матери и отца. Это тело растет, старится, а изначальные, естественно присутствующие тело, речь и ум мудрости пребывают в природе будды, природе ума, и остаются неизменными. Тело, речь и ум мудрости и обычные тело, речь и ум отличны в том, что первое тонкое, а второе грубое. И в этом контексте "тонкое" не означает что-то наподобие тонкой нити, это означает глубокое и тяжело постижимое.
  8. [DKR/OC] На основе тигле возникают опыты блаженства, ясности и не-мысли, которые ведут к абсолютной бодхичитте. По этой причине тигле называют бодхичиттой, то есть причину называют именем результата.
  9. "Все существа наделенные татхагатагарбхой нераздельны от неизмышленного, просветленного тела, речи и ума (gnyug ma'i sgo gsum). Однако, существа, не обладающие шестью грубыми элементами (например те, кто обитают в мирах выше человеческого), являются менее ценными опорами для пути мантраяны." [YG III, 319:6-320:1]

    [DKR/OC] Существа в мирах форм и без форм обладают телами, состоящими из тонких элементов, а не из шести грубых элементов. Поэтому они не могут испытать блаженство, ясность и отсутствие мысли. И поскольку у них нет красных и белых субстанциональных тигле, они не могут испытать недвойственный союз блаженства и пустоты. Следовательно, они неподходящие сосуда для тайного посвящения и посвящения мудрости-знания. В отличии от них, обитатели Джамбудвипы особенно подходящие сосуды для стадий зарождения и завершения мантраяны.
  10. [DKR/OC] Слово "ваджра" указывает на недвойственность, неразрушимость. Ваджрные тело, речь и ум (которые присутствуют с самого начала) обнаруживаются посредством практики, основанной на грубых аспектах каналов, ветров и тигле. Поскольку тела будд являются телами мудрости (ваджрные тела, пронизывающие пространство), даже одна пора их кожи или один их волос способен выполнять те же действия, что и сами будды.
  11. [DKR/OC] Город, это место пребывания, где множество людей живут и встречаются друг с другом. Подобным образом, самовозникшая изначальная мудрость пребывает в трех ваджрах, неизмышленных и всегда присутствующих, а они, в свою очередь, пребывают в городе грубых каналов, ветров и тигле, другими словами в теле, состоящем из шести элементов. Согласно колеснице причин, скандхи, элементы и аятаны являются обычными. Другими словами, они загрязнены и связаны с страданием. Применяя искусные средства ваджраяны, практикующие считают себя ваджра-городом трех местоположений божеств, другими словами как что-то, что следует постичь, а не отвергнуть. Сансара постепенно очищается посредством медитации на божеств таких образом. И когда родится мудрость великого блаженства, будет воспринята чистота вселенной и, населяющих её, существ.


(c) перевод с английского "Treasury of Precious Qualities - Book Two"

глубины жизни, психотехники, качество в примерах

Previous post Next post
Up