Геше Таши Тсеринг - Тантра - Глава 4, Часть 3 (Последняя)

Feb 03, 2013 11:40

НБВЖС

Читать Главу 4 целиком на annutara.info

Основная практика божества

Во многих садханах большую часть предварительных практик составляет накопление заслуг. Однако, в "Нераздельности ..." акцент сделан на гуру йогу.

Первой частью этого является "благословение учителя". Из слога hrih в сердце Авалокитешвары, находящегося в сердце Его Святейшества Далай Ламы, исходят лучи света пяти цветов олицетворяющих пять изначальных мудростей и входят в вас, тем самым устраняя все ваши омрачения и наделяя вас всеми духовными достижениями. Пока это происходит вы начитываете именную мантру Его Святейшества как можно больше раз.

После этого идет длинная молитва ламрим, где вы просите, чтобы гуру даровал вам различные реализации этапов пути.

Потом идет раздел названный "слияние с духовным учителем". Гуру, в данном случае Его Святейшество Далай Лама, слог hrih и три существа, которые до этого момента визуализировались перед собой, всё это теперь растворяется в вас, входя в вашу макушку и опускаясь до сердца, где растворяется в нерушимом тигле в центре сердечной чакры. После этого вы медитируете, что ваш наитончайший ум, то есть ум ясного света, становится нераздельным от гуру и божества в его сердца.

Воспринимая себя как божество, вы оттачиваете свою концентрацию посредством трех ветвей йоги со знаком, рассмотренных нами ранее. Поначалу визуализация будет грубой и неточной, но со временем пока вы постепенно продвигаетесь через четыре ветви рецитации, порождая себя как божество посредством шести этапов, то есть шести "божеств", ваша медитация развивается и становится все более сфокусированной и четкой. В конечном итоге вы сможете приступить к последним двум концентрациям пребывания в огне и пребывания в звуке. Подозреваю, что на достижение этого этапа у любого из нас уйдет много времени.

На данном этапе садханы вы выполняете начитывание мантры. Здесь, это шестислоговая мантра Авалокитешвары, om mani padme hum, которую вы начитываете "малу", то есть один круг на четках из 108 делений, или так много, как сможете. Как вы узнаете из последующих глав касательно аннутарайогатантры, начитывание мантры это гораздо больше, чем просто тихое бормотание санскритских слогов. Как мы узнали ранее, рассматривая альтернативное имя ваджраяны, то есть мантраяну, мантра, это "то, что защищает ум". Начитывание мантры, использованное в сочетании с визуализацией себя божеством, или божества перед собой, и объединенное с пониманием пустоты является жизненно необходимой частью процесса трансформации обыденного, омраченного ума в необычайный, чистый ум.

Начитывание мантры очищает как речь, так и ум, и поэтому рекомендуется, по крайней мере, часть начитывания выполнять вслух. По сути, под этим подразумевается, что вы сначала тихо начитываете мантру, а потом позволяете ей стать звуком в голове. В аннутарайогатантрах существуют множество гораздо более тонких уровней начитывания мантры, и в некотором смысле практика крийя тантры является подготовкой к этому.

После начитывания главной мантры, идет практика очищающей мантры Ваджрасаттвы, часто встречаемая в конце большинства садхан, чтобы очистить любые ошибки сделанные в ходе практики садханы. Несомненно, ошибки и отвлечения во время концентрации происходили в ходе практики, поэтому существует множество методов очищения этого, и среди них стослоговая мантра Ваджрасаттвы, или даже его короткая мантра, считаются высшими. Людям, желающим выполнить обширное очищение, часто рекомендуют сделать трехмесячный ритрит по Ваджрасаттве с начитыванием его мантры сто тысяч раз. Считается, что это невероятно действенно. Лама Сопа Ринпоче рекомендует выполнять начитывание мантры Ваджрасаттвы, по крайней мере, двадцать один раз в конце каждого дня, что эффективно очищает любую негативную карму накопленную в течение дня.

Далее многие садханы описывает повторное проявление божества. Если вы выполняете порождение перед собой, то три существа снова возникают поверх луны и лотоса в пространстве перед вами. Если вы получили полное посвящение (ванг или устную передачу) Четырехрукого Авалокитешвары или вы получили полное посвящение в аннутарайогатантру с последующим разрешением (дженангом) на Четырехрукого Авалокитешвару, тогда на этом этапе вы выполняете самопорождение. Еще раз, чтобы напомнить, самопорождение, это когда вы проявляется в виде божества из пустоты. В "Нераздельности ...", самопорождение явным образом не указано.

И в конце идут заключительные молитвы и посвящение заслуг накопленных выполнением практики. Данные устремления могут по желанию дополняться другими молитвами, например, молитвами долгой жизни для ваших учителей.
Пранаяма

Как мы узнали ранее, другим важным аспектом садхан крийя тантры является практика пранаямы, то есть "взятия под контроль жизненного ветра". Хотя мы и рассмотрели её в предыдущей главе, когда обсуждали различия пранаям в крийя тантрах и аннутарайогатантрах, тем не менее, возможно будет полезно более детально рассмотреть практику пранаямы в крийя тантре.

Целью этой практики является достижение ясной визуализации божества, лунного диска и гирлянды мантры. В данный момент, когда мы пытаемся медитировать, наш ум отказывается оставаться на объекте медитации. Как мы узнали ранее, ум путешествует на энергии ветров, и именно это мы стремимся взять под контроль. Вместо того, чтобы позволять уму двигаться от объекта к объекту, как он это обычно делает, мы должны научиться подчинять его, чтобы он оставался на месте. Когда это достигнуто, устойчивая концентрация и ясные визуализации получаются с легкостью.

Очистив три главных канала посредством девяти очистительных дыханий, рассмотренных в Главе 3, вы можете приступать к задержке дыхания, используя метод сосудного дыхания, являющийся самой главной частью пранаямы. Это выполняется путем задержки верхнего и нижнего дыхания, удерживая его в точке чуть ниже пупка, подобно воде удерживаемой стенками сосуда. Касательно задержки верхнего дыхания, то здесь вы задерживаете дыхание таким же образом, когда вы собираетесь нырнуть в воду, то есть вы просто перестаете дышать. Касательно задержки нижнего дыхания, то вы напрягаете мышцы в районе вашего кишечника и таза, таким образом создавая своего рода напряжение, которое удерживает энергию ветра в этой области.

Потом вы визуализируете, что верхняя энергия, то есть жизненный ветер контролирующий верхнюю часть вашего тела, опускается до точки чуть ниже пупка, и нижняя энергия, которая контролирует нижнюю часть вашего тела, поднимается до той же точки, тем самым концентрируя весь ваш жизненный ветер в пузырь или сосуд энергии.

Задерживайте дыхание настолько долго, насколько сможете, длительность будет отличаться от человека к человеку, повторяя мантру и визуализируя божество, лунный диск и гирлянду мантры. Когда вы более не можете задерживать дыхания, вы выдыхаете. Когда вы расслабляетесь подобным образом, вам нужно просто направить свой ум на визуализацию божества и ничего более. Потом, когда вы с выдохом отпускаете энергию, ум сможет естественным образом сфокусироваться на божестве.

Существуют несколько все более тонких этапов этой практики:
  • рецитация, фокусируясь на порожденным перед собой божеством;
  • рецитация, фокусируясь на уме в сердце порожденного перед собой божества;
  • рецитация, фокусируясь на уме в своем сердце;
  • рецитация, фокусируясь на форме мантры;
  • рецитация, фокусируясь на звуке мантры.

Первая часть медитации называется рецитация, фокусируясь на порожденным перед собой божеством. Здесь вы продолжаете фокусироваться на божестве до тех пор, пока вы не готовы сделать следующий цикл сосудного дыхания. Потом вы повторяете процесс: вдыхаете, задерживаете дыхание, напрягаете мышцы, начитываете мантру и визуализируете божество, лунный диск и гирлянду мантры.

Это может быть сложным, поэтому, если вы только начали практиковать, лучше не выполнять эту медитацию слишком долго. Пока вы отдыхаете, продолжайте начитывать мантру и удерживать визуализацию божества перед собой.

Потом, когда вы чувствуете что готовы, вы можете приступить к медитации следующего этапа, то есть рецитации, фокусируясь на уме в сердце порожденного перед собой божества. Здесь, когда вы отдыхаете, вместо только визуализации божества, вы концентрируетесь на лунном диске в его сердце и на гирлянде мантры расположенной на этом диске.

На третьем этапе, рецитации, фокусируясь на уме в своем сердце, вы фокусируете свой ум на лунном диске и гирлянде мантры в вашем сердце.

Следующий этап, это рецитация, фокусируясь на форме мантры. Данная визуализация выполняется, когда вы задерживаете дыхание, а не когда вы отдыхаете между сессиями сосудного дыхания. Визуализируйте, что лунный диск и мантра в сердце порожденного перед вами божества поднимаются, выходят через рот божества, входят в ваши ноздри, когда вы делаете вдох, и доходят до вашего сердца. Удерживая данную визуализацию, выполните сосудное дыхание. Вы всегда должны вдыхать через ноздри, чтобы вы могли ощутить вхождение лунного диска и мантры сквозь них. Удерживая дыхание в районе пупка, сфокусируйтесь на сердце и начитывайте мантру до тех пор, пока вам не нужно будет выдохнуть.

Последний этап, это рецитация, фокусируясь на звуке мантры. Здесь вы переходите от визуализации мантры к звуку мантры, во всем остальном процедура та же самая. Вам не должно казаться, что вы слушаете мантру, которая где-то снаружи произносится людьми. Напротив, мантра должна резонировать в вашем сердце как чистый и естественный звук.
Паспорт в новую вселенную

И вот, такова сила ваджраяны. Практика, которая включает в себя как глубокую концентрацию, так и познание пустоты основанное на фундаменте альтруистичной устремленности достичь просветления на благо всех живых существ. В садхане содержится весь буддийский путь, в этом ваджраяна уникальна. Сутраяна обладает практиками развития пребывания в покое, которые выполняются отдельно от практик развития сочувствия, которые, в свою очередь, выполняются отдельно от практик развития познания пустоты. Но в ваджраяне всё это включено в одну практику, в одну садхану.

Садхана подобна паспорту в новую вселенную. На первый взгляд она может показаться загадочным ритуалом, но когда мы понимаем искусность, с которой она может трансформировать наш ум, и особенно то, каким уникальным образом она сочетает относительные аспекты нашей практики, например, развитие альтруистичного ума, с мудростью познающей пустоту, мы можем увидеть насколько глубоким психологическим средством она является. Каждое божество в тибетской ваджраяне является иконографическим представлением определенной просветленной энергии внутри нас, которую мы стараемся реализовать. Лама Говинда в "Пути Белых Облаков" говорил:

[Изображения тантрических божеств] были не просто красивыми декорациями, но, рожденные из видения внутреннего опыта, представляли собой высшую реальность. Они были выражены в точном языке форм, подобно географической карте или научной формуле, но в то же время пребывали естественными в выражении и непосредственными в очаровании подобно цветку или заходу солнца.

(c) перевод с английского "Geshe Tashi Tsering - Foundation of Buddhist Thought Volume 6 - Tantra"

глубины жизни, психотехники, качество в примерах

Previous post Next post
Up