Ваджраяна - Обучение и распространение

Jan 31, 2013 23:11

На протяжении долгого времени периодически, тем или иным образом, попадалась тема обучения энергетическим аспектам практики. На днях стало очевидно как это можно применить к ваджраяне. Дело в том, что хотя учителя периодически и передают методы, тем не менее, какой либо возможности для удаленного ведения учеников через особенности практики до сих пор нету. Всё упирается в необходимость личного контакта. Но действительно ли это необходимо? Да, контакт нужен, это очевидно, но насколько необходимо физически быть друг с другом?

Обычно на такие вопросы отсылают на тайность, но какая тайность, если человек уже получил ванг и имеет право знать, или на глубину и тонкость, то есть фактически на то, что речь идет о вещах, которые тяжело воспринять, не имея необходимой подготовки. Насчет последнего, если начать в этом разбираться, то выйдет, что глубина и тонкость тоже не проблема, так как многие учителя, по их словам, не видят какие процессы происходят у ученика, потому они вместо непосредственного наблюдения и корректировки начинают задавать вопросы и, исходя из полученных ответов, дают те или иные рекомендации. Тоже самое можно делать и удаленно, хоть по почте, хоть по скайпу или каким-то другим образом. Тем не менее, это не делается, обычно с той же ссылкой на глубину и тонкость, иногда с добавлением, что практики, например, стадии завершения могут быть опасны, что любому практику и так очевидно, и от того, что с человеком будут в ритрите в лучшем случае раз в несколько месяцев говорить в режиме вопрос-ответ, от того они менее опаснее не станут. Единственное, что в таком случае действительно способствует это ритритные условия, но с точки зрения консультации ровно то же самое.

С другой стороны этот подход тоже можно понять, консультации вида вопрос-ответ могут к текущей ситуации человека иметь очень отдаленное отношения, как из-за невозможности практикующего внятно объяснить что с ним происходить, так и из-за невозможно учителя понять что происходит и как с этим работать. Такой подход будет хорошо работать только в случае, если учитель и ученик друг друга уже давно и хорошо знают, их самайные связи чисты, и потому многие вещи будут ухватываться на лету с обоих сторон, соответственно, в большом количество слов и объяснений не будет необходимости, а точность будет высока. Но как только речь заходит о людях с которым нет таких тесных связей, консультации вопрос-ответ сильно теряют в своей эффективности, много времени уходит на вникание в ситуацию, её разбор и так далее, и не факт, что где-то не будет допущена ошибка, которая может дорого стоить обоим сторонам. Возможно, ясно осознавая данные особенности, учителя до сих пор не работают с учениками удаленно по ваджраяне, и особенно по практикам стадии завершения.

Может показаться, что все беспросветно, но это не так. Кроме варианта перебраться поближе к учителю, то есть изменений со стороны учеников, есть и другой вариант, который требуют изменений со стороны учителя. Поскольку в ваджраяне идет работа с энергией человека, в стадии зарождения косвенным образом и в стадии завершения непосредственным образом, то можно было бы консультировать исходя из состояния энергетических потоков практикующего. Естественно, это требует наличия соответствующих способностей, так как нужно уметь не только видеть энергии человека, как грубые, так и тонкие её формы, но также разбираться в её разновидностях, в том как выглядит тот или иной дисбаланс и знать какое влияния должны оказывать применяемые методы. Если такие способности есть, то можно корректировать как практики стадии зарождения, так и завершения, сказать когда стоит перейти от одной практики к другой, от одного этапа к другому, скорректировать дисбалансы еще до того, как они проявились и многое другое.

Для многих современных практиков ваджраяны, всё вышеперечисленное может казаться чем-то фантастическим, а многие вообще не воспринимают что-либо относящееся к уровню энергии и любят окрестить подобное как самопал или как не относящееся к доктрине. Но это только показывает с одной стороны отсутствие соответствующих способностей воспринимать этот уровень, и, возможно, даже практиковать ваджраяну, а с другой, как следствие, показывает текущий упадок учения, когда ваджраяну пытаются свести к уровню сутры или возвести на уровень дзогчена, в любом случае игнорируя аспект энергии. В обоих случаях у современных людей, в большинстве своем, это заканчивается той или иной формой материализма. А если посмотреть допустим на практиков цигуна, то пару лет ежедневного грамотного стояния в столбе и люди становятся способны воспринимать грубые формы энергии, так как приоткрывается так называемый небесный глаз. Там же есть более форсированные методы достижения того же, плюс тренировки данной способности, чтобы воспринимать всё более тонкие виды энергий. Другими словами, есть места где подобные способности в порядке вещей, и где среди действительно практикующих учителей такие способности не являются чем-то особенным. В ваджраяне, естественно, есть свои методы достижения подобных способностей, какие-то более форсированны, какие-то менее, но это достижимо и возможно, тем более для носителей традиции.

Хорошо, можно сказать, есть способность, дальше что, все равно ведь придется появиться перед учителем, только теперь он не будет спрашивать, а будет просто смотреть как выполняется метод и говорить, что делается неправильно. А дальше все очень просто, дело в том, что энергию можно посмотреть не только лично, но и по фотографии и даже по видео. То есть, если практикующий записал, допустим на веб камеру, свое выполнение метода, то учитель, обладающий способностью видеть энергию, может увидеть по видео, что происходит с энергией у практикующего, и дать соответствующие рекомендации по корректировке. Это, конечно, учителя будет выматывать, если он не обладает высокой реализацией, но это реально и в текущих условиях возможно.

Мало того, я бы сказал, что для дальнейшего развития ваджраяны на Западе, это необходимо. Сейчас другое время и условия практикующих сильно отличаются от тех, что были много лет назад. По этому поводу можно убиваться или пытаться сымитировать то, что уже давно отмерло или находиться в состоянии медленного разложения, а можно использовать современные технологии, видео и интернет, и древние методы, умение воспринимать и работать с уровнем энергии, и вдохнуть новую жизнь в традицию, чтобы она и дальше развивалась на новой земле. Хорошо, что постепенно учителя начинают понимать данную необходимость и некоторые дают или начинают давать учения и посвящения по интернету, это уже начало движения в этом направлении, но момент движения еще очень мал и идет он пока со скрежетом, многие моменты еще не отработаны. В этом движении есть как свои достоинства, так и недостатки, как возможности резких скачков, так и полного уничтожения, но ведь в этом и вся практика ваджраяны, естественно, что её распространение подвержено тем же законам. И всякий действительно практикующий ваджраяну знает риски, но в то же время знает, что для него по другому нельзя, сейчас то же самое происходит в контексте ситуации обучения ваджраяне, риски велики, но по другому уже нельзя.

глубины жизни, психотехники, качество в примерах, учитель ученик

Previous post Next post
Up