Геше Таши Тсеринг - Тантра - Глава 4, Часть 2

Jan 27, 2013 12:25

НБВЖС

Прибежище и очищение

После того, как вы посвятили некоторое время для успокоения ума, например, посредством медитации концентрации на дыхании, ощутите, что вы находитесь в присутствии Будды. Если у вас есть статуя Будды или другого божества перед вами, то не чувствуйте, что Будда присутствует в форме статуи, а ощущайте что Будда действительно присутствует как живое существо со всеми его великими качествами. Если можете, то также представьте, что все другие великие духовные учителя также присутствуют.

Поскольку мотивация, с которой вы начинаете любое действие, определяет насколько будет полезным или вредоносным результат действия, то лучше всего всегда начинать любое действие с настолько обширной мотивацией, насколько это возможно. Поэтому, так важна правильная мотивация в начале практики, и поэтому принятие прибежище и порождение бодхичитты предваряет любую тантрическую практику.

В присутствии Будды и других духовных учителей развивайте мысль, что вы принимаете прибежище в Трех Драгоценностях для того, чтобы освободить себя и всех других живых существ от сансары. Потом произнесите три раза молитву прибежища и молитву порождения бодхичитты. Это мощное устремление, то есть желание освободить всех живых существ без исключения и дискриминации, мотивировано великим сочувствием. Посредством данного сочувствия зародите устремление оказать помощь всех видам живых существ, начиная с базовых потребностей в еде, доме и лекарствах, вплоть до счастья просветления.

Последней молитвой является молитва четырех безмерных, для развития четырех великих умов любви, сочувствия, радости и равностности. Существует длинная версия этой молитвы, где каждому безмерному уделено три или четыре строки, но краткая версия, используемая в "Нераздельности ...", также часто встречается. В независимости от используемого варианта молитвы, уделите некоторое время для медитации на каждое безмерное, размышляя над его смыслом.
Очищение места

После предварительных молитв, настоящая практика начинается с очищения места и очищения подношений. Посредством очищения вы заменяете восприятие обыденности вашего места для медитации восприятием того, что оно является чем-то особенным, божественной средой. Например, молитвы описывают, что поверхность земли подобна лапис лазури. Пока вы читаете первую молитву, представьте настолько живо, насколько возможно, что место и вещи вокруг вас свободны от недостатков и загрязнений, представьте их как чистую землю.

Следующий этап, это очищение подношений тем же образом. Возможно, у вас есть набор чаш с водой на вашем алтаре, или вы просто визуализируете их. В любом случае очень важно также не воспринимать их обыденными. Чаши с водой или какие-то другие субстанции, используемые вами как опора, очищаются, когда вы перестаете их воспринимать обыденными и вместо этого воспринимаете их божественными. Конечно, это также является и очищением ума. Посредством силы вашей визуализации вы можете превратить чаши с водой во вселенные наполненные всеми видами божественных субстанций, действительно великолепными подношениями буддам поля заслуг. Существует также мантра для увеличения силы подношений.
Визуализация поля заслуг

После очищения подношений выполняются визуализации и сначала визуализируется поле заслуг. Во многих садханах здесь визуализируют гуру, то есть ваджрного мастера, даровавшего вам посвящение, который считается высшим полем заслуг. В "Нераздельности ..." таким полем заслуг является Его Святейшество Далай Лама.

Перед тем, как вы приступите к визуализации, уделите некоторое время медитации на пустоте. В идеале вы начинаете с аналитической медитации на пустоте, и, когда в вашем уме возникло ясное её познание, вы выполняете одноточечную медитацию для обретения стабильности. Более простой подход заключается в том, что вы ясно и сильно думаете что вещи и события, включая медитирующего, то есть вас, и активности, которые вы выполняете, всё это полностью свободно от самосущного существования. Потом, исходя из этого понимания пустоты, вы визуализируете ваджрного мастера перед вами.

Далее, в полутора метрах перед вами, на уровне вашего межбровья визуализируйте обширный, красивый трон. На троне, полностью его покрывая, находится лотос, поверх него солнечный и лунный диски. На лунном диске располагается гуру (в этом случае, Его Святейшество) в одеждах полностью посвященного монаха. Его правая рука у сердца в мудре изложения дхармы, его левая рука лежит на колене и держит тысячеспицевое колесо.

Думайте, что Его Святейшество Далай Лама является воплощением Авалокитешвары. Поскольку Авалокитешвара, это Будда Сочувствия, мы визуализируем Его Святейшество как воплощение сочувствия всех будд.

В межбровье Его Святейшества находится белым слог om, в его горле красный слог ah и в сердце синий слог hum. В сердце Его Святейшества на лотосе и лунном диске сидит Четырехрукий Авалокитешвара. Две верхних руки Авалокитешвары соединены у сердца и держат драгоценность, две нижних руки держат хрустальные четки и белый лотос, на котором расположены книга и меч, а в сердце расположен слог hrih. Все эти детали подробно описаны в "Нераздельности ...".

Данная визуализация имеет три важных уровня: Его Святейшество Далай Лама, Авалокитешвара в его сердце, и слог hrih в сердце Авалокитешвары. Их называют тремя существами или тремя саттвами: существо обета (на санскрите samayasattva), существо мудрости (на санскрите jñanasattva) и существо сосредоточения (samadhisattva).

Подобный уровень детализации сложен для многих людей. Поэтому я рекомендую два способа развития ваших способностей. Первый заключается в том, чтобы начинать с общего очертания божества, своего рода наброска. Когда у вас получилось ясно удерживать этот образ, вы постепенно начинаете заполнять его деталями, добавляете лицо, тело, одежды и так далее, кусочек за кусочком. Другой способ заключается в концентрации на одной из частей визуализации, например на межбровье или на руках. И также как и в другом способе, когда у вас получается ясно удерживать этот образ, вы приступаете к дальнейшей детализации божества.

Целью является удержание начальной визуализации поля заслуг, то есть гуру, на протяжении всей медитационной сессии, но как вы скоро увидите, дальнейшие визуализации станут еще сложнее. Вы можете поддерживать эту визуализацию по фону так, чтобы она всегда присутствовала, но не фокусируясь на ней, подобно фотоаппарату, который снимая что-то на переднем плане, оставляет задний план немного размытым. Как альтернатива, вы можете растворить поле заслуг в пустоте в конце этого этапа.
Семичастная молитва и подношение мандалы

Создав ранее описанную начальную визуализацию, вы произносите семичастную молитву и подносите мандалу. "Семь частей" молитвы это простирание, подношение, раскаяние, радость, просьба даровать учение, просьба к учителю не уходить, посвящение накопленных заслуг. Выполнение данных семи практик делает ум восприимчивым для последующей практики. Например, целью простираний, в данном случае перед полем заслуг, то есть перед вашим гуру, является уменьшение и в конечном итоге полное устранение гордости и неблагого поведения. Это является "накоплением заслуг" в том смысле, что вы освобождаете свой ум от препятствий и подготавливаете его, чтобы он с легкостью и эффективно мог делать последующие практики. После выполнения этих семи, вы выполняете либо краткое, либо длинное подношение мандалы.

Существуют краткие и длинные версии подношения мандалы, где вы визуализируете подношение всего мира и всех драгоценных объектов собранию будд и бодхисаттв. Это широко распространенная практика в тибетском буддизме. В данном случае, поскольку вы подносите это невероятное подношение существу, с которым у вас наисильнейшая связь, то есть вашему гуру, то заслуга порождаемая этим действием огромна.

(c) перевод с английского "Geshe Tashi Tsering - Foundation of Buddhist Thought Volume 6 - Tantra"

глубины жизни, психотехники, качество в примерах

Previous post Next post
Up