Мастер-ломастер

Mar 24, 2024 04:05

В романе Булгакова есть много ловушек для экранизаторов, и самые очевидные из них - иудеи, кот, арлекинада - еще не самые ловкие. Меня радовали первые отзывы на новую экранизацию, внушая надежду, что авторам удалось заходом с тыла, "по мотивам", эти ловушки обойти. К сожалению или к счастью, Булгаков оказался намного, намного хитрее вот этих ( Read more... )

films, russian_cinema

Leave a comment

Comments 12

immaterielle March 24 2024, 03:50:31 UTC
Фильм сделан прямыми идейными потомками критика Латунского, Миши Берлиоза, Степы Лиходеева и Римского с Варенухой. Конечно, ни о каких таких мастерах они не слыхали, принимают за мастеров самих себя, вот и рисуют героя с собственной натуры. Получается советский или пост-советский интеллигент средней руки со скучающим лицом, пописывающий на досуге стишки. Роман он пишет о себе самом, а Маргарита умиляется, о самой себе читая. Обращение на вы как единственный прием, призванный изобразить глубину и ширину чувства, немедленно оживляет в памяти именно "Покровские ворота": "Высокие, высокие отношения"Примечательно не только то, как Мастер посещает каждую пьянку с участием писателей-приспособленцев, какой свой он на партсобраниях и как вхож в начальственные кабинеты, где выдают зарплату в конвертах и контрамарки, но и какая затяжная дружба - можно сказать, еще один роман, даже более убедительный, чем унылая дрючба с Маргаритой, - развилась у него с Воландом. Разговаривают ведь на одном языке, долго и упоенно. Мечтают, ох мечтают создатели ( ... )

Reply

nemuri_neko March 24 2024, 13:53:11 UTC
Ну да, там очевидно море личных комплексов. Было бы время, написал бы исследование "Пошлость как комплекс прекрасного". Обращение на "вы" - действительно, единственное, что подчеркивает возвышенность их романа. Это очень смешно.

Reply


r_p March 24 2024, 08:15:06 UTC

Ну всё же "осУжденные" - это сознательная шутка, подражание сленгу современных прокурорских, они ведь именно так говорят.
И часть системы - это именно автор романа о Мастере, который 'как бы Булгаков" (также, разумеется бывший частью системы), а выдумываемый им Мастер, как лучшая версия себя, из системы пытается выломаться.
Вообще, со многим, как ни странно, согласен (особенно с отношением к диалогам из романа и образом Москвы), хотя фильм до сих пор скорее нравится. Такой вот парадокс.

Reply

nemuri_neko March 24 2024, 13:57:08 UTC
>>>Ну всё же "осУжденные" - это сознательная шутка, подражание сленгу современных прокурорских, они ведь именно так говорят.

Мне кажется, даже для этих авторов слишком глупая шутка, нет? И учитывая, что это не единственный пример неправильного ударения в фильме, все же сомневаюсь.

>>>И часть системы - это именно автор романа о Мастере

Ну да, я и говорю, Булгаков возвышает образ, они его снижают. "Пусть будет мелок и ничтожен, как мы."

Reply

r_p March 24 2024, 18:12:15 UTC

Да нет, почему. Из всех попыток лобовой актуализации романа (вроде стишков Бездомного про Крым и пр.) эта мне показалась как раз самой удачной. Других примеров ошибок в ударении не помню, но мог и упустить.
А как вам образ Воланда?

Reply

nemuri_neko March 24 2024, 18:39:56 UTC
Воланд показался невнятным второстепенным персонажем, получившимся более-менее случайным. Они же приложили все усилия, чтобы сделать его непонятно чем: дьявол - не дьявол, плод больного воображения? ХЗ. Функции у него в сюжете ровно никакой нет, никому от его присутствия в Москве (если он присутствует) ни горячо, ни холодно не становится, участие его в судьбе героев выражается максимум в том, что он возвращает Мастера из мертвых, но это как бы только в фантазии романа, поэтому не считается. Бал его - жалкий пшик, свита - арлекины недоделанные, диалоги с Берлиозом смехотворны и создают ощущение, что он приехал только за тем, чтобы доказать Берлиозу свое существование. По-моему, это WTF-персонаж.

Reply


igor_bredman March 27 2024, 16:48:58 UTC
Какие странные у вас представления о Булгакове.

Reply

nemuri_neko March 27 2024, 18:50:00 UTC
У вас - нестранные, значит?
Я не знаю, что вы имеете в виду: по-моему, здесь все про фильм, а не про мои представления об авторе романа.

Reply


stacho2 March 28 2024, 08:19:47 UTC

Вот да! Крайне справедливо насчет чарующего голоса. А оперное искусство - искусство из искусств. Ж может быть дурой из дур, но голос ее вас загипнотизирует и ты пропал, будь ты хоть сам Мастер или кто. Кстати, интересный вопрос: есть ли у Булгакова что-то, что указывает на то как и почему он ценил женский голос.

Reply

nemuri_neko March 28 2024, 08:55:24 UTC
Я не специалист по Булгакову, но беглый просмотр показал, что слово "голос" встречается в романе 178 раз - в среднем почти через страницу - и в подавляющем большинстве случаев сопровождается характеристикой. В гораздо более длинной Анне Карениной сопоставимое число использований, но в основном более функциональных (без эпитетов). Булгаков, похоже, характеризует голос почти каждого персонажа, в том числе его ситуативные изменения. Так что очевидно, что голос важен для него вообще.

Reply


Leave a comment

Up