Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтется...

Nov 29, 2014 12:58

Превратить обветшавшее здание в произведение искусства, чтобы защитить его от сноса, - одна из целей дюссельдорфской протестной арт-группы "Фарбфибер" ("Цветолихорадка", если переводить буквально).






Один из ярких представителей западного левого искусства - монументалист Клаус Клингер уже 30 лет собирает вокруг себя молодых художников из разных стран, чтобы средствами живописи, используя общественное пространство, критиковать капиталистическое общество. Художники выступают в защиту нелегалов, трудовых мигрантов, национальных меньшинств, против расовой и половой дискриминации, напоминая, что все имеют одинаковые человеческие права вне зависимости от гражданства, образования, цвета кожи и уровня доходов.
Все началось с того, что студенты дюссельдорфской Академии художеств в 1978 году попытались отстоять уже обреченный муниципалитетом на снос дом, в котором они жили, расписав его фасады. В своих работах художники подняли значимые для города и общества темы, в частности сосуществование носителей разных культур и традиций, сложности взаимотношений между немцами и эмигрантами-ауслендерами, полицейский надзор как государственный репрессивный инструмент.
В 1987 году группа художников-монументалистов переросла в художественное общество "Фарбфибер", объявив, что главной своей задачей считает объединение людей посредством искусства. Для решения этой задачи предлагалось разрабатывать социокультурные проекты с участием художников со всех континентов, вовлекать в художественную деятельность детей и подростков, делать искусство доступным для всех без исключения слоев населения.
Одним из таких долгоиграющих проектов стало превращение трущоб на Кифернштрассе в привлекательный туристический объект.



Сильно пострадавший во время войны заводской квартал, выстроенный в 1910 году для семей рабочих, мертвым грузом висел на балансе завода до 70-х годов, пока не был передан в ведение муниципалитета. Не видя смысла реставрировать ветхое жилье, муниципалитет решил снести дома по Кифернштрассе и проложить на этом месте дорогу для грузового автотранспорта. Но неожиданно выяснилось, что эти руины довольно плотно заселены многодетными нелегалами, панками, альтернативщиками всех мастей и даже вдовами заводских рабочих, имевшими право на пожизненную аренду. Покидать свои неблагоустроенные, но очень дешевые квартиры жильцы наотрез отказались. А заодно отказались и платить за кое-как предоставляемые коммунальные услуги в виде света и воды.





Дома по Кифернштрассе превратились в нечто вроде бывшего общежития студентов-химиков имени монаха Бертольда Шварца - они тоже стали считаться дикими, на них тоже махнули рукой. В районе постоянно дежурила полиция, но снизить уровень преступности не получалось. В общем, все это сильно напоминало бразильские фавелы или южноафриканские сламс вплоть до 2008 года, когда явились художники из "Фарбфибер" и приступили к работе под девизом: "Жить красивее на Кифернштрассе!". Они разрисовали 11 домов вдоль улицы от подвала до печных труб, превратив их в единое живописное полотно.





Разумеется, не обходится без антикапиталистических лозунгов, типа "Пустые дома вместо других стран!"


Этот ряд окон отмечен лозунгом "Назад к норме!". Ковбой с верхнего этажа целится в капиталиста в свинском образе, из дипломата которого выпадают долларовые купюры.


К ним присоединились дети и подростки, взяв на себя объекты поменьше - вагончики, бетонные заборы и гаражи.











И это была победа: жильцы домов получили официальные договоры аренды; в ярко расписанных домах открылись детские и панк-клубы, лавочки, бюро благотворительных организаций, во дворах появились многочисленные игровые площадки.















Одежду может забрать любой нуждающийся








Однако дома выглядят отреставрированными только снаружи. С момента строительства в 1910 году никакого капитального ремонта не проводилось. Жильцы сами пристроили душевые, отопление есть лишь в нескольких квартирах.
Интересно, что новостройки, появившиеся на прилегающих улицах, расписываются в пандан к бывшим трущобам, так что можно надеяться не только на сохранение дикого поселка, но и на его капитальный ремонт.

Дом-сканворд, где часто поминается СССР, названия союзных республик, автомат Калашникова, Октябрьская революция








Дюссельдорф, граффити, Германия

Previous post Next post
Up