Неподалеку от гамбургского порта находится мой любимый городской район - Шпайхерштадт, с 1888 по 1927 годы - самый большой в мире складской комплекс, с каналами вместо улиц и домами на сваях, а теперь - элитный квартал с десятью тысячами евро за квадратный метр жилой площади.
Здесь и расположен музей, в 2012 году признанный лучшим техническим музеем Европы, - das Miniatur Wunderland (Страна Чудес в миниатюре), где представлена самая большая в мире модель железной дороги. Вообще, говоря о Шпайхерштадте, и о Стране Чудес в частности, трудно уклониться от постоянного употребления суперлатива, настолько все здесь самое-самое-самое: самое большое, самое дорогое, самое футуристичное, необычное, уникальное, новаторское, лучшее в Европе и целом мире. На 1300 кв. м, воспроизводящих ландшафты Германии, Австрии, Швейцарии, США и Скандинавии, проложены 13 км путей в масштабе 1:87, по которым бегают 930 дистанционноуправляемых поездов всех возможных типов. Это и поезда дальнего следования, пассажирские и товарные, и пригородные электрички, и подземка, летящая в стеклянном туннеле прямо под ногами посетителей, и высокоскоростные поезда, и старинные паровозы, и груженные лесом или углем платформы и цистерны с нефтью, и вагонетки с рудой в горных шахтах. Дороги проложены на всех уровнях этого микромира - от горных серпантинов швейцарских Альп до подземных линий метрополитена. Создатели Страны Чудес отличаются необыкновенной любовью к деталям, поэтому в точности копируют не только типы поездов, но и особенности их формы и раскраски в каждой из воссозданных стран, так швейцарский поезд не перепутаешь с норвежским, даже если он двигается не в швейцарском секторе.
Кроме поездов по Стране Чудес ездят 8850 машин всех возможных моделей - от гигантских фур до смартов. Поэтому повсюду проложены хайвеи, смоделированы заправки и станции техобслуживания, многоуровневые парковки, гаражи, стоянки.
Каждые полчаса в одном из секторов имитируется пожар, и на место происшествия с воем съезжаются пожарные машины.
Звуковое сопровождение событий - ярчайшая особенность этого миниатюрного мира, добавляющая реалистичности визуальной картинке. А смена времен суток довершает иллюзию сходства с реальностью. Лишь начинает смеркаться, на игрушечных улицах загораются фонари, включаются фары автомобилей, навигационные огни, прожектора, подсветка мостов, церквей, замков, стадионов, светятся окна домов, витрины магазинов, рекламные щиты. Фотографии модели аэропорта или горного автобана, сделанные в якобы ночное время, невозможно отличить от фотографий, запечатлевших реальные аэропорт и автобан.
Модель телебашни Германа Гертца в Гамбурге
Особой любовью посетителей музея пользуется превосходная модель аэропорта, раскинувшаяся на 150 кв. м, с пассажирским и грузовым комплексами, ангарами, автохозяйством, складами, километром взлетно-посадочных полос и сорока пятью взлетающими и приземляющимися самолетами сорока разных авиакомпаний. Есть там и Аэрофлот. Самолеты садятся и взлетают строго по расписанию, которое, как в любом аэропорту, высвечивается на табло.
За жизнью игрушечного аэропорта можно наблюдать бесконечно. Вот аэробус Люфтганза совершил мягкую посадку, затормозил, медленно подкатил к трапу. Вот к нему подъехали автопогрузчики. Вот он плавно оторвался от трапа и был отбуксирован в ангар.
Имитируются здесь и внештатные ситуации, например, жесткая посадка, сломанные шасси и возгорание. Появляются дым и запах гари. И тут же целая стая пожарных машин и скорых с воем устремляется к месту аварии.
Вообще, здесь летают не только самолеты, но и вертолеты, и воздушные шары с туристами, а в американском секторе есть космодром с взлетающим шатлом.
Страна эта не была бы Страной Чудес, если бы чудеса здесь действительно время от времени ни случались. Как и положено чудесам, неожиданно для всех. Так, из-за кулис на взлетную полосу может выехать пчела размером с самолет и, деловито махая крыльями и гудя, подобно реактивному двигателю, оторваться от земли и скрыться в облаках. Где-то в горах, прямо над горнолыжным спуском, вдруг появляется НЛО с зелеными человечками. В австрийском лесу, неподалеку от лесозаготовителей, бродит снежный человек, а небольшая трещина в скале оказывается кристальной пещерой горного короля.
В Стране Чудес на каждом сантиметре площади, помимо поездов-самолетов, двигающихся по расписанию, и мчащихся в разных направлениях с разными целями автостад, происходит масса событий, так что увидеть хотя бы половину того, что придумали авторы проекта, не представляется возможным. Многое попадает в поле зрения абсолютно случайно, как, например, срубленная дровосеком сосна в лесу или врезавшийся в скалу и уже догорающий легкомоторный самолет и команда спасателей, карабкающаяся к нему по отвесному склону.
Создателям модели приходится решать сложнейшие и до сих пор считавшиеся неосуществимыми технические задачи. Например, сейчас в скандинавском секторе реализуется проект дистанционного управления моделями кораблей в бассейнах с настоящей водой. Планируется даже имитировать приливы и отливы. Пожалуй, это часть Вундерланда по зрелищности превзойдет аэропорт.
Кроме этого, в ближайших планах на 2015 и 2016 годы создание итальянского и французского сектора. В итальянском предполагается смоделировать Венецию и Рим. Работы уже начались.
Авторы проекта, помимо решения чисто технических задач, преследуют также просветительские цели, поэтому перед началом работы над любым заграничным сегментом непременно совершают ряд исследовательских экспедиций в страны-оригиналы, где ищут ответы на, скажем, такие вопросы: как выглядит датский почтовый ящик? какого цвета шведский мусорный бак? какой высоты швейцарская телефонная будка? какие праздники и традиции существуют в стране-прототипе? На многие вопросы, встающие перед разработчиками, помогают ответить гиды и наличие личных контактов за рубежом. Подобная скрупулезность в изображении деталей превращает Страну Чудес из развлекательного аттракциона в учебное пособие с мощным познавательным эффектом.
В швейцарском сегменте
Идея создать самую большую в мире модель железной дороги пришла в голову Фредерику Брауну летом 2000 года во время отпуска в Цюрихе, где молодой человек зашел в игрушечный магазин, специализировавшийся на продаже деталей для моделирования железной дороги в домашних условиях. Вернувшись домой, Фредерик и его брат Геррит запустили в интернете опрос, какие из действительных или вымышленных достопримечательностей предпочли бы увидеть немцы в миниатюрном виде. Этот опрос сам по себе вызвал среди мужского населения Германии чрезвычайный интерес и в рейтинге опросов вышел аж на третье место. Финансировать проект на первоначальном этапе вызвалась Сберегательная Касса Гамбурга, выделив для этого 3,5 миллиона евро. В настоящий момент в проект вложено уже 12 миллионов, но общественные организации давно не участвуют в его финансировании. Проект окупается с лихвой и приносит немалую прибыль авторам идеи. В августе 2014 года музей посетил двенадцатимиллионный посетитель. Кстати, табло перед входом в музей указывает, сколько человек из каждой страны побывали в Вундерланде. Наших соотечественников не так уж и много - всего 45 000.
Создатели проекта отказались от мысли слепо копировать реальные города. Так, в сегменте Гамбурга сразу узнается церковь Михаила Архангела и футуристичный Хафенсити, но улицы и здания вокруг них не соответствуют оригиналу.
В немецком секторе наибольшей популярностью пользуется вымышленный город Кнуффинген, созданный по образу и подобию средненемецких провинциальных городков. О нем, пожалуй, стоит рассказать подробнее. Раскинувшийся на 120 кв. м фантазийный Кнуффинген населен 6 000 жителей, а по улицам его по всем правилам дорожного движения курсируют более 100 точных моделей авто. Среди них больше всего пожарных машин, ибо, кажется, кнуффингенцы в массе своей беспечнее среднестатистического немецкого обывателя и постоянно балуются со спичками, оставляют включенными утюги, не гасят вовремя рождественские свечи на елках, поэтому ситуация пожара симулируется в городе каждые 10 минут, и доблестные пожарные мчатся из одного конца города в другой с мигалками и сиренами.
Кнуффинген - это вообще самая детализированная часть Вундерланда. Здесь есть стадион (прототипом послужила гамбургская Имтех-Арена), на котором как раз происходит футбольный матч, на маленьких экранчиках транслируются опасные моменты и голы, во время которых трибуны разражаются дикими воплями (кстати, транслируется финал чемпионата мира по футболу 2014 года). Есть и парк аттракционов со светящимся колесом обозрения и работающими качелями-каруселями, заводы с движущимися вагонетками, машущие крыльями ветряки, вокзал, автобусные остановки, газоны, рестораны, концертные залы, закусочные и описанный выше чудный аэропорт - короче, все, что нужно для уютной жизни, в Кнуффингене имеется.
В других сегментах можно видеть баварский Нойшванштейн, американский Большой Каньон, швейцарский горнолыжный курорт Санкт Макс, более популярный у немцев, чем фешенебельный Санкт Мориц (кстати, эта часть Вундерланда является самой дорогостоящей моделью в мире), телебашню Германа Гертца в гамбургском районе Сан-Паули или только строящуюся Филармонию на Эльбе в Хафенсити. Но воссозданы они, скорее, как опознавательные знаки для безошибочной идентификации местности и для придания пущей достоверности, чем в качестве самоценных объектов. Интересно, что модель швейцарских Альп занимает три этажа. Чтобы осмотреть их от подножия до вершин, нужно пройти не один лестничный пролет. Есть также смотровая площадка, откуда можно осмотреть альпийские вершины с высоты птичьего полета. То же касается и Скалистых гор в американском сегменте.
За все время существования Страны Чудес было построено 3660 мостов и домов, 14450 вагонов, 930 поездов, из них самый длинный - 14,5 м, вмонтировано 335000 лампочек, "высажено" 228000 деревьев, вырезано 215000 фигурок, потрачено 580000 рабочих часов и свыше 13 миллионов евро. Над созданием гигантской модели трудятся 262 человека. Управляется это хозяйство с 46 компьютеров.
Самый длинный поезд в Стране Чудес
Создатели Страны Чудес не собираются останавливаться на достигнутом. Кроме уже начатых французского и итальянского сегментов, до 2020 года предполагается создание моделей Англии, Африки и Японии.