Мир Уэйна МакГрегора

Feb 21, 2014 22:24

2014 год объявлен перекрёстным годом культуры Великобритании и России. Первым спектаклем среди прочих многочисленных мероприятий, который показали в Москве 19-20 февраля, был спектакль Уэйна МакГрегора "Atomos". Он также вошёл в новую программу "Золотой маски" "Контекст", посвящённую интересным и актуальным зарубежным постановкам. Зрителям посчастливилось увидеть работу хореографа в исполнении его же коллектива Random Dance, что заранее настраивало на полное погружение в творческую лабораторию хореографа-исследователя. С одной из его работ московская театральная публика уже знакома: в 2011 г. в Большом театре состоялась российская премьера спектакля "Chroma". В 2012 г. сотрудничество хореографа и Большого должно было продолжиться, но постановка планируемой "Весны священной" так и не состоялась. И вот "Atomos".
Показу спектакля предшествовало особое волнение в переполненном театре им. Моссовета. Видимо, волновалось не только театральное сообщество, но и техника, которая не выдержала и дала сбой. В "технический перерыв" зрители послушали речи гендиректора "Золотой маски" Марии Ревякиной и координатора перекрестного года культуры Пола де Куинси. Хотя 48-минутное ожидание стоило увиденного.
Наконец, спектакль начался. Его музыкальной основой стала композиция, специально написанная для "Atomos" коллективом A Winged Victory for the Sullen (в который входят композитор-электронщик, звукорежиссёр Адам Уилци и композитор Дастин О’Халлоран). На сцене группа танцовщиков, изгибающихся словно от удовольствия, но ни разу за весь спектакль не посещает мысль об эротической составляющей танца. Они словно показывают нам возможности человеческого тела и строения самого танца. Ведь на протяжении всего спектакля они будут расщепляться на отдельные группы, дуэты, потом вновь соединяться и вновь расщепляться. Спектакль МакГрегора - это не только авторский хореографический текст, поиск нового способа движения, но и задник, состоящий из квадратиков и являющийся как будто целым и только готовящимся к расщеплению, дымовая окантовка ног танцовщиков, лучи света, появление загадочных теней (1 артист, отбрасывающий сразу 2 тени), сама игра света и тени и современные технологии (световая сценография разработана Люси Картер, видео и фото - Рави Дипрес). Периодически внимание зрителей направлялось на плазменные экраны, являющиеся активными участниками спектакля. По экрану зрители смотрели танец танцовщиков, сменившийся огненными клубами. Продолжилось же действо непосредственно на сцене: красный свет стал будто продолжением "экранного" огня, а девять танцовщиков, "расщеплённых" на тройки, - продолжением "экранного" танца. Их движения проходили уже на фоне целого зарева, руки напоминали крылья птиц, а на экранах появилось нечто чёрное (сначала можно увидеть полёт птиц, потом падающие листья, а затем обгоревшие летящие бумажки). Зарево сменяется дымом, а огонь "локализуется" на странной вышке (возможно нефтяной, хотя натуры возвышенные нафантазируют маяк). Экраны преподнесут ещё много чего интересного: сменяющиеся нечётные цифры, жуки, количество которых будет увеличиваться, пока они не создадут единую массу, объединённую в круг. Этот круг напоминает нашу планету, вращающуюся вокруг своей оси. Хореограф как будто изучает не только движения (бег, поддержки, вращения), не только строение композиции танца (соединение и расщепление на группы), но и строение нашего мира. Его интересует вопрос - КАК всё это живёт, работает, двигается, какова структура целостности. А Random Dance создают на сцене новый интересный мир - мир танца, музыки, света и 3D-технологий - мир Уэйна МакГрегора.

фестиваль "Золотая Маска", МакГрегор Уэйн, "atomos", балет, random dance, класс театральной критики, театральный сезон 2013-2014

Previous post Next post
Up