Усадьба «Дубровицы»

Aug 13, 2016 06:00

Оригинал взят у raven_yellow в Усадьба «Дубровицы»
"Я ненавижу свет однообразных звёзд.
Здравствуй, мой давний бред, башни стрельчатый рост!
Кружевом, камень, будь, и паутиной стань,
Неба пустую грудь тонкой иглою рань." (О.Мандельштам)

Усадьба «Дубровицы» - старинная усадьба в Подмосковье под Подольском, на берегу рек Пахры и Десны.










Первое упоминание об усадьбе «Дубровицы» относится к 1627 году, когда ей владел боярин И.В.Морозов, приближенный царя Алексея Михайловича. После его смерти владелицей поместья стала его дочь Ксения, которая вышла замуж за князя И.А.Голицына. И усадьба перешла во владение князей Голицыных почти на сто лет.



Позже один из владельцев, поручик Сергей Голицын задолжал большую сумму денег, и имение купил фаворит Екатерины II, Григорий Потёмкин. Но Дубровицы долго ему не принадлежали, и всего через несколько лет усадьба перешла к другому любимцу императрицы - графу Дмитриеву-Мамонову.



В 1919 году в здании усадьбы расположился музей дворянского быта, который быстро был разграблен, и здание было передано детскому дому, а потом сельскохозяйственному техникуму. А в 1961 году здание занял Всесоюзный институт животноводства.



Сама усадьба не особо интересна. Собственно, кроме главного дома в ней находятся только конюшенный двор, несколько флигелей и церковь. Но какая церковь!



Это жемчужина. Пожалуй, это самый неординарный, красивый и загадочный храм Подмосковья. Зодчий и строители этого храма так и остались неизвестными. Можно сказать лишь, что над созданием церкви работали как иноземные, так и русские мастера.



Постройка храма относится ко времени, когда усадьбой владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. В какой-то момент он был оклеветан перед царем и тот повелел ему удалиться к себе в имение с глаз долой.



Государь был отходчив, его гнев прошел довольно быстро, и уже через год Борис Алексеевич был вызван в Москву и ему пожаловано боярское звание. Считается, что именно в знак примирения с Петром I князь и решил воздвигнуть новый белокаменный храм в Дубровицах.



Строительство велось из местного камня, добываемого в Подольских каменоломнях. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма. На строительство приезжал и сам царь. В 1697 году храм был построен.



Однако до его освящения прошло еще пять лет. Видимо, Голицын хотел пригласить в Дубровицы на освящение Знаменской церкви царя Петра I, что было невозможно до 1704 г., ведь государь в это время почти не посещал Москву и был в разъездах.



Тем более, патриарх Адриан отказался освящать храм, сославшись на слишком сильное подражание архитектуры храма католическому стилю.



Лишь в 1704 году, в присутствии Петра Великого, храм был освящён и получил название Знаменской церкви. На богослужении в этот день присутствовали сам царь и его сын царевич Алексей. Торжества по этому поводу продолжались целую неделю и на них пригласили всех местных жителей.



Храм имеет 4 входа со всех 4 сторон света. Перед главным входом, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные скульптуры.
Недалеко от церкви через забор находится главный усадебный дом. В нём нет ничего особо примечательного, внутри нет музея, и каждый новый владелец перестраивал его под себя.



При первом владельце, боярине Иване Морозове, село Дубровицы состояло из боярского двора, коровьего двора и нескольких крестьянских. На территории вотчины была выстроена церковь Ильи Пророка из дерева.



Капитальное строительство усадьбы началось в конце XVII века. И занялся им князь Борис Голицын. При нём ветхая церковь Илии Пророка заменяется великолепным храмом Знамения Пресвятой Богородицы.



Следующий владелец, занимавшийся строительством Дубровиц, был ничем не примечательный князь С.А.Голицын, которому в наследство досталась усадьба. Он выстраивает дворец в стиле барокко из камня. Позже А.М.Дмитриев-Мамонов перестроил фасады основного дома в стиле классицизма.



С горы, на которой стоит усадьба, далеко внизу мы видим Подольск. А на площадку перед флигельными корпусами начинают съезжаться многочисленные свадьбы.



Я считаю, что это правильно - перед долгим свадебным застольем после ЗАГСа и венчания съездить в какое-нибудь красивое историческое место погулять. А в Дубровицах и ездить никуда не надо, всё в одном флаконе - ЗАГС, церковь, усадьба и ресторан.



Постепенно начинают съезжаться свадебные кортежи. Не думаю, что москвичи сюда поедут, а у местной молодёжи есть выбор, либо ехать сюда, либо в усадьбу Остафьево.



Ресторан расположен в подвале главного усадебного дома. Мы в него не заходили, тем более, что в летние выходные он обслуживает только свадьбы. Я полагаю, что и цены там свадебные.





На фото выше мы видим главный дом уже с тыльной стороны. От неё вниз спускаются две довольно крутые лестницы, явно не для перебравших гостей.



А с другой стороны, за храмом, есть рукотворный холм со смотровой площадкой. Каждая свадьба считает своим долгом на него забраться. Лучше бы они возносили цветы к какому-нибудь вечному огню.



Количество замков впечатляет. А меня даже скорее удручает. Нет, я люблю свадьбы. Я просто очень не люблю все виды замков.



Наверху замков ещё больше. То ли Подольск очень молодёжный город, то ли в Подмосковье больше жениться негде. А скорее всего, из-за отсутствия других развлечений местные женятся и разводятся много раз.



Вид с вершины холма на церковь. В 1910 г. архитектор Сергей Маковский сказал о Дубровицком храме: «…ничего подобного не встретить больше на Руси великой, ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!»



А с другой стороны холма проходит какой-то праздник. Множество отдыхающих людей, играют какие-то рок-группы, в киосках продаются угощения и сувениры.



А с противоположной стороны усадьбы расположен "французский парк" с древними липовыми аллеями.



А внизу, под храмом и смотровой площадкой расположено Певческое поле. Многие годы на нём собираются творческие люди, поют песни и читают стихи.



Здесь в 2011-ом году открыли памятник поэтессе Марине Цветаевой. Точнее, не памятник, а камень с выбитыми на нём строчками Марины Ивановны.



Какое же отношение Марина Цветаева имеет к Дубровицам? А вообще никакого, она кажется в этих местах даже ни разу не была. Просто с некоторых пор любители её творчества в октябре стали устраивать на Певческом поле "Цветаевские костры", так что памятник именно здесь вполне логичен.



Previous post Next post
Up