Если вы поедете в Чимган через Чирчик мимо церкви и монастыря
Георгия Победоносца( Свято-Троицкий Георгиевский монастырь), обязательно запаситесь растительным маслом, хлебом, сахаром - кто чем может. И вы станете частичкой маленького чуда и орудием в руках Богородицы, - а это невероятно здорово.
Сейчас объясню все по порядку, но вначале немного истории.
На этом месте, в 30 километрах от Ташкента стояло село Троицкое. Его жителями были переселенцы из Сибири и других регионов России. Пришли на это место крайне нищими, проедая в скитаниях последние крохи, а тут еще не успели к посеву яровых. И тут совершается первое чудо - голодающий поселок в скором времени открывает школу на пожертвования.
Школа с одним учителем - но каким! Учитель Белоцерковский, бывший ученик Ташкентской мужской гимназии. Ежемесячно он получал 40 рублей пожертвований от частного лица, 10 рублей тратил на школу, а на остальное кормил своих учеников. Они рассаживались за большим столом с деревянными ложками - готовила ученикам жена учителя.
Одновременно Белоцерковский исполнял обязанности писаря, фельдшера и дьячка в молитвенном доме, храма тогда еще не было, только в 1894 году жители подали приговор о построении храма в своем селе. Дело не скорое, только через 12 лет они получили благословение епископа Туркестанского и Ташкентского Никона на постройку храма. В 1897 году небольшая церковь из сырцового кирпича открыла свои двери прихожанам.
И в этом же году гражданским инженером Гейнцельманом был составлен проект нового церковного здания - оно и дошло до наших дней. Изящный древнерусский кирпичный и даже с элементами готики - как говорит отец Нектарий - когда-то храм имел вытянутый остроконечный куполок на звоннице.
Монах отец Нектарий поначалу на вопросы отвечал односложно. Но потом разговорился. В монастыре десять монахов и послушников, самому старому 87 лет, самому молодому послушнику 20 и до монашества ему еще пять лет. Наместником настоятеля церкви Георгия Победоносца служит всего два года, но уже затеял ремонт. Главный зал церкви в строительных лесах, временным помещением для службы служит церковная столовая. Каждый день в монастыре готовят обед - для неимущих, бомжей, просто мимо проходящих, никогда и никому отказа не было. Сто человек придется кормить, - так сто человек. Но откуда деньги у монастыря?
И вот тут начинается самое удивительное - в библиотеке семинарии отец Нектарий нашел странную черную доску. Принес, отмыл аккуратно, слой за слоем, сантиметр за сантиметром, ( когда-то отец, еще будучи воспитанником семинарии "тусовался" в художественно-реставрационной мастерской, и поэтому знает, как обращаться со старинными иконами) и увидел, что это икона Божьей Матери Экономисса! Очень тонкая, невероятно красивая живопись - несмотря на повреждения и возраст, на лице Богородицы играет нежный румянец. Сама икона с Русского или монастыря Святого Пантелеймона на Афоне, о чем свидетельствует надпись в правом нижнем углу. Откуда она здесь?
Может быть, ее привезли первые переселенцы, тогда понятно, почему голодающие крестьяне так быстро поднялись. Ведь у этой иконы удивительная и славная история.
В 10 веке на Афоне жил великий подвижник - отец Афанасий. Он основал лавру на священной горе, куда сходилось множество иноков.
Один из годов выдался неурожайным, и на Афоне начался голод. В новосозданной лавре он ощущался особенно сильно и, как ни были закалены иноки строгостью жизни в обители, а все же не вынесли они тягот, поддались искушению и стали один за другим расходиться. Настал день, когда в лавре остался только ее основатель - старец Афанасий. Скорбь его была велика, и дольше всех терпел он тяготы, но, не вынеся голода, все же решил оставить святую обитель.
С печалью в сердце шагал он, опираясь на железный посох, по дороге, ведущей к столице святой горы Афон - городу Карее. Прошло два часа, и игумен оставленной обители почувствовал усталость. Тогда решил он опуститься на камень, лежавший на краю дороги, и немного передохнуть.
И в этот момент перед ним возникло удивительное видение - навстречу ему двигалась Женщина, укутанная в легкое покрывало голубого цвета. Старец не верил своим глазам - откуда на Афоне могла появиться женщина - ведь всем известно, что на Святой горе можно пребывать только мужчинам?
Тем временем Женщина приблизилась к старцу и произнесла:
- Куда идешь ты, старец?
На что пораженный Афанасий сказал:
- Кто ты? Как ты зашла сюда?- добавив: - И зачем тебе знать, куда я иду? Ты видишь, что я здешний инок.
- Если ты инок, то и отвечать должен иначе, нежели обыкновенные люди, и быть доверчивым, простодушным и скромным,- отвечала ему незнакомка.- Я знаю твое горе и все, что с тобой произошло, и желаю тебе помочь, но прежде Я хочу знать, куда ты идешь.
И святой старец поведал Женщине о своем горе. На что она воскликнула:
- И только это! И ты этого не вынес? Ты, инок, ради куска хлеба бросаешь святую обитель? Обитель, которая должна быть славною в роды родов? Достойно ли это иночества и твоей веры? Воротись! Я помогу тебе - ты получишь всего в избытке. Но только не покидай лавры - ей уготована слава первой обители на Афоне.
Изумленный старец только и мог промолвить:
- Но кто же ты?
На что Женщина отвечала:
- Я Та, имени Которой ты посвящаешь свою обитель. Я Матерь Господа Твоего.
Святой Афанасий усомнился:
- Боюсь поверить в это, сети бесовские многоразличны, способен и дьявол принять светлый образ. Как ты докажешь правоту свою?
Тогда Незнакомка указала старцу камень, на который он собирался присесть.
- Ударь в него посохом своим и узнаешь ты, Кто сейчас говорит с тобой. И знай, что с этого времени Я навсегда остаюсь Экономиссой (Домостроительницей) твоей лавры.
Как только занесенный посох старца коснулся камня, так тот с грохотом разверзся и из него забил шумный поток воды, устремившийся по горному склону прямо в море.
Святой Афанасий в благоговении обернулся, стремясь припасть с молитвой к стопам Матери Божьей, но видение исчезло. Старец спешно вернулся в свою обитель и, пройдя по кладовым, с изумлением обнаружил, что они полны всяческими припасами. Прослышав о чуде, иноки поспешили в лавру, и покинутая обитель вновь ожила.
Для нас, православных, современных и маловерящих, а если верящих, то только в кризисных ситуациях - это конечно является великим чудом. А в монастыре к этому давно привыкли. К тому, что никогда еще не было так, что настоятелю нечем было накормить приходящих. Каждый раз, когда создается нехватка чего-либо, проходит буквально несколько минут, и это что-либо кем-нибудь приносится.
Три образа Богородицы - Экономисса, Хлебная икона и Богородица Милосердная всегда помогали людям преодолеть финансовые неприятности - увольнение с работы, потерю денег и прочие прелести повседневной непредсказуемой жизни. Если погуглить «чудеса иконы Экономиссы» можно прочитать массу невероятных историй.
Верить или не верить - дело каждого. Только помните, что не в каждом храме есть такая икона. Да еще Афонская, старинная.
Ну а желающим прикоснуться к чуду и стать его частичкой всегда можно проехать на Чимган через монастырь, обязательно не с пустыми руками, а словно вы идете в гости.Ведь в Узбекистане не принято приходить в гости без подарка.
К слову, раньше в монастыре были цветные стекла, не витражи конечно, но было очень красиво. И монахи мечтают о настоящих витражах… Это было бы волшебно, солнце очень причудливо освещает монастырь, а если еще через узорные окна?…
Большое спасибо Министерству культуры и спорта за путешествие творческой группы Лангар и Терра Термез к звездам Чирчикдарьи!