Leave a comment

Comments 32

hladnorosa November 18 2015, 22:48:36 UTC
Спасибо вам большое, очень интересно читать.
Моя страшая второклашка, но на будущее многое из ваших объяснений нам пригодится.

Reply

nekakprivikli November 18 2015, 23:07:02 UTC
Отлично! Я очень рада. Спасибо!

Reply


manmarensya November 19 2015, 02:32:41 UTC
Спасибо! Давно Вас читаю и в-копилочку складываются. А Вы не планируете дистанционный кружок открыть? Мы бы записались :)

Reply

lerichka November 19 2015, 06:29:54 UTC
И мы бы записались!!!

и спасибо вам за то, что пишете. везет вашим ученикам несказанно :)

Reply

nekakprivikli November 19 2015, 16:07:36 UTC
Спасибо! Про то, как им везет, надо у них спрашивать.))

Reply

nekakprivikli November 19 2015, 16:06:33 UTC
Не, я ленивая.)))) Писать же можно, когда вздумается, а кружок - это уже обязательство. А на это у меня энергии не хватит.))
Но спасибо за лестный отзыв)).

Reply


nadine_n November 19 2015, 05:37:19 UTC
а можно еще вопрос про -ть и -ся у глаголов? -ся грамматического или лексического значения добавляет? И -ть - это окончание или суффикс?

Reply

nekakprivikli November 19 2015, 08:51:33 UTC
В толковом словаре мы найдём и слово "учить", и слово "учить-ся", то есть это слова с разными лексическими значениями, и у каждого слова будет свой набор грамматических форм (наклонения, времени и т.п.). Значит -ся входит в основу. То есть у глаголов на -ся основа может быть "прерывистой". Пример в моём уроке "Возвратные глаголы" в Интернетуроке есть, да и много где ещё.
Про -ть- неоднозначно. В научной литературе -ть- - это формообразующий суффикс, такой же как -л- (только л - суффикс прошедшего времени, а ть - суффикс неопределённой формы). В школьной программе ть может выделяться как окончание. В этом тоже можно найти свой резон. Ведь образует же форму?
Я сейчас точно не смогу прям обе версии подробно расписать, но мне больше нравится -ть- как суффикс. Тем более, и в некоторых школьных учебниках он уже дан как суффикс, естественно, не входящий в основу.

Reply

nadine_n November 19 2015, 09:09:28 UTC
спасибо

Reply

my_mice November 19 2015, 09:52:01 UTC
Ох, сколько я в прошлом году намучилась, все это выясняя про -ть, потому что у сына в одной школе это было окончанием, и меня в детстве так учили, а в новой школе - это суффикс. В итоге мы, вроде, разобрались. Но меня как математика в русском языке убивает отсутствие четких формулировок. Я понимаю, что, наверно, во всех языках так, но мне это взрывает мозг.
Вот, какое определение окончания? В учебнике написано, что окончание - это изменяемая часть слова. Тогда по идее, и ть, и л, должны быть окончаниями - или думать, и думаю, и думал - это разные слова, а не формы слова.

Reply


janemouse November 19 2015, 08:07:47 UTC
Отличное объяснение.
А можете показать варианты сказок, которые у вас дети придумывали по аналогии с "глокой куздрой"?

Reply

nekakprivikli November 19 2015, 16:17:44 UTC
В прошлом году мы толковые словарики выдуманных слов составляли с одним и тем же корнем и суффиксами и приставками из русского языка.
Но я их вернула детям. Истории уже очень давно не придумывали. Но как соберемся - я их обязательно перепечатаю.

Reply


grey_hen November 19 2015, 20:09:34 UTC
оооо, спасибо за это объяснение. и ведь главное я прочла в учебнике сына, что -ть- суффикс, но не входит в основу, потому что образует новую форму. но восприняла это, как очередную заморочку, которая никому не нужна. надо стать чуть менее предвзятой к учебникам, да) а ещё совсем не помню из своего школьного обучения ничего про основу. помню, как делили слова по составу: приставка, корень, суффикс, окончание, но никаких основ ( ... )

Reply

nekakprivikli November 19 2015, 20:23:40 UTC
По поводу чь - это с точки зрения языка сложная штука. Это чь - это то, что осталось от -кти и -гти (пекти, стригти, могти, берегти), и в этом ч сплавились как при сварке часть корня и часть суффикса, поэтому и споров тут полно. Безусловно, чь - часть корня и основы, но при этом это и остатки формообразующего суффикса.

Я вариант разбора смотрю в Викисловаре. Вполне ему доверяю.

Reply

grey_hen November 19 2015, 21:20:51 UTC
спасибо! сыну ссылку на этот пост тоже кинула)

Reply

nadine_n November 19 2015, 20:56:00 UTC
так чуть выше на этой странице ссылка, а по ссылке такое:
"в глаголах на -чь наблюдается такое явление, как наложение морфем: например, в слове беречь -чь - это и часть корня (беречь, береги, берегу, бережёшь) (г//ж//ч), и формообразующий суффикс как показатель неопределённой формы глагола"
Правда, в википедии написано, что -чь - это часть корня, а суффикс - нулевой :) Опять договориться не могут, наверное :)

Reply


Leave a comment

Up